Нереализованные проекты бронекатеров СССР в ВОВ.
В продолжении поста коллеги Asnar02 выкладываю материал который давно хотел опубликовать.
Содержание:
Прорыватели переправ
Начавшаяся Великая Отечественная война, в особенности опыт применения Пинской флотилии подтолкнули командование ВМФ к идее создания боевого катера, предназначенного для уничтожения речных переправ, или как его тогда назвали — «прорыватель переправ». Первый эскизный проект такого катера за № 170 появился в декабре 1941 г. При наличии 76-мм танковой пушки, он все же являлся, прежде всего, минометным кораблем. В качестве главной энергетической установки планировались два танковых двигателя Т-17. Этот проект участвовал в конкурсе наравне с катерами КВВ, но его отвергли в пользу КВВ-2. Однако идею катера прорывателя переправ сочли актуальной, и в феврале 1942 г. появляется второй вариант пр. 170 . При водоизмещении 74,5 т, длине 26,6 м, ширине 4,2 м, осадке 1,07 м и высоте бота 1,57 м, катер хотели вооружить одной башней от Т-34 с боекомплектом 80 выстрелов, установкой М-13-М с боекомплектом 32 НУРС, а также двумя башнями ДШММ-2Б. Двигатели заменили на два ГАМ-34-БС, что при запасе топлива 2,8 т обеспечивало максимальный ход 17 узлов и дальность плавания ходом 7 узлов — 300 миль. Оригинальным являлся корпус катера: носовая и кормовая оконечности стальные, а цитадель (17-42 шп.) — железобетонная. При этом толщина борта достигала 200 мм, палубы — 70 мм и траверсы — 100 мм. Экипаж 14 человек. Проект реализован не был. Отчасти из-за отсутствия заводских мощностей, но более в силу того, что к весне 1942 г. борьба с речными переправами противника не являлась приоритетной задачей советского ВМФ. О ней вспомнили еще только раз в июне 1944 г. Тогда пять бронекатеров Днепровской флотилии внезапно атаковали переправу на реке Березина в районе деревни Паричи. Всего чего они смогли достигнуть ценой тяжелейших повреждений всех пяти единиц, это кратковременно внести элемент паники в переправляющиеся войска, их спасло то, что они атаковали вверх по течению, и поэтому полуразрушенные потерявшие ход бронекатера течением выносило из зоны огня противника. Но ложка хороша к обеду и, посетовав на отсутствие специализированных катеров для прорыва переправ, о них больше не вспоминали.
Бронекатера проекта 160
В конце 1941 г., над проектами бронекатеров военного времени работало другое конструкторское бюро — ЦКБ-51. В январе 1941 г. они предложили также три варианта эскизного проекта катера: базового и двух дополнительных. Все эти разработки шли под общим номером проекта 160. При одинаковых размерах корпуса, варианты отличались друг от друга лишь вооружением. Второй вариант, по замыслу проектировщиков, с одной стороны обладал большим зенитным потенциалом, а с другой стороны — за счет наличия миномета мог более эффективно решать задачи, по поражению открыто расположенных войск. Третий вариант прорабатывался наименее полно, так как «замахивался» на остро дефицитные башни от танка Т-34, что сразу делало его не конкурентно способным.
Бронекатера типа КВВ
Начавшаяся Великая Отечественная война сразу показала, что наиболее универсальным речным кораблем является бронекатер. Однако, их постройка по ряду причин фактически оказалась сорванной. Одной из причин стала их технологическая сложность, из-за чего было крайне трудно наладить постройку на маломощных заводах речного судостроения. Все это привело к разработке в декабре 1941 г. эскизного проекта упрощенного бронекатера военного времени КВВ. Точнее таких проектов сделали сразу три. Их авторами являлись конструкторское бюро завода № 340 в Зеленодольске. Катера задумывались значительно меньших размеров, чем пр 1125 и тем более пр. 1124, так как их применение планировалось на сравнительно маловодных реках центральной и северной России, о Волге тогда ни кто и не думай. Все три варианта — транспортабельны железнодорожным транспортом в собранном виде. При постройке полностью исключались дефицитные материалы вроде алюминия, в качестве главной энергетической установки подходили любые автомобильные, тракторные или танковые двигатели. Все варианты КВВ предусматривали возможность установки на них башен от трофейных танков. Именно эти вопросы как раз и сорвали планы постройки бронекатеров предвоенных проектов. В качестве обязательного вооружения все варианты предусматривали 82-мм минометы. Как показал опыт военных действий, 76-мм танковая пушка часто не могла обеспечить поражение назначенных цалей из-за низкого расположения по отношению к береговым объектам, да и ее поражающее воздействие по живой силе оказалось недостаточным.
КВВ-1 имел наименьшие размеры. Экипаж размещался в двух помещениях, все убранство которых состояло из двух коек, под которыми имелись рундуки, а также вешалки для верхней одежды. Для приготовления пищи предусматривался примус. Проекту КВВ-2 явно отдавали предпочтение. Основным вариантом его артиллерийского вооружения являлась башня танка Т-34 — по итогам первого полугодия войны, расчеты на массовые поступления трофейных танков не оправдались. Собственно именно обеспечение устойчивости катера при выстреле танковой пушки и обусловило большие размеры по сравнению с КВВ-1. В качестве главной энергетической установки предполагалось использовать моторы Т-17. Это танковая модификация авиационного двигателя М-17. С производства их уже сняли, но имелся значительный запас, тем более что можно использовать выработавшие свой ресурс моторы из ВВС. На всякий случай предусмотрели возможность установки двух автомобильных двигателей ЗИС-5. В этом случае скорость катера упала бы до 14,5-15 км/час. Учитывая специфику боевого применения катеров, возможный длительный отрыв их от пунктов базирования, на КВВ-2 прорабатывалась возможность установки аварийного мотора с генератором постоянного тока автомобильного типа для подзарядки аккумуляторной батареи. На восемь человек экипажа имелись пять коек в двух помещениях и еще одна подвесная в рулевой рубке. Постройка КВВ-2 должна была обойтись в 474 тыс. рублей и на это планировалось затратить 13 054 человеко-часов. Для сравнения бронекатер пр. 1125 стоил 738 тыс. рублей и на него требовалось 47 500 человеко-часов. КВВ-3 являлся увеличенным КВВ-2 с дефицитным двигателем ГАМ-34БС и в этом смысле имел мало преимуществ перед пр. 1125. Поэтому он вызвал наименьший интерес у заказчика. Впрочем, катера КВВ так строить и не начали — пришли к выводу, что вполне можно обойтись уже находящимися в постройке бронекатерами предвоенных проектов.
Источник: http://cmboat.ru/category/katera/