Непросто быть прогрессором
У Янки из Коннектикута всё получилось здорово. Наверное, ему повезло или просто он был первым. У его многочисленных последователей всё выходит сложнее, дольше, хуже.
Но всё равно им удаётся очень многое. Может быть, всё дело в том, что в попаданцы идёт народ всё больше рукастый, головастый, бывалый. Он тебе и баньку срубит, и дизель изобретёт, и даже командирскую башенку на Т-34 забубенит.
У попадающих в прошлое скрипачей или старших менагеров по продаже хрени такое получается плохо. Настолько плохо, что они, по всей вероятности, вместо разнообразия быта аборигенов разнообразят их меню, что редко оставляет след на скрижалях истории, поэтому мы о них ничего и не знаем. А ведь согласно теории вероятности именно такой контингент и должен составлять костяк попаданцев, а вовсе не высококвалифицированные спецназовцы-инженеры, так как менагеров тупо больше.
И дело даже не в том, что последние ребята хлипкие. Менагер вполне во внерабочее время может посещать спортзал. Про скрипачей не скажу, а вот барабанщик в духовом оркестре, по моим представлениям, парень вполне себе крепкий.
И всё же главное в попаданчестве не физические кондиции и не балл ЕГЭ. Главное, как мне кажется, дар убеждения. Харизма, если хотите.
Это своё утверждение предлагаю разобрать на конкретном примере.
Предположим, вы перенеслись в доколумбовую Америку, в империю Ацтеков.
Предположим, вы заняли достойное место в свите местного правителя.
Почему бы вам не взять и не изобрести такую полезную в быту вещь как колесо?
Казалось бы чего проще? Какой технологический рывок! Какой толчок для развития:
— ремёсел (Новая сфера деятельности – изготовление колёс и телег),
— товарооборота и пропускной способности дорог (Увеличение тонно-километра на одного торговца),
— математического аппарата и геометрии (Как минимум два колеса в повозке должны быть одинакового размера, а лучше все четыре. Так что умножение в столбик при помощи узелкового письма – весьма перспективное направление мысли),
— военных технологий (Боевые колесницы).
Но самое главное — интеллектуальные затраты минимальны, ибо вы чётко знаете, что и зачем. Причём именно знаете, а не смутно догадываетесь, как обычный изобретатель.
На самом деле не всё просто.
Начнём с того, что в Северной Америке, в отличие от Евразии и Африки, не было крупных тягловых животных. Ни лошадей, ни верблюдов, ни быков. Даже одомашненных лам не было — они жили в Южной Америке. Из копытных есть дикая и быстроногая вилорогая антилопа. Длина тела этого животного 1-1,3 м, вес от 35 до 60 кг, высота в плечах — 0,8-1 м. Я с трудом представляю антилопу, запряжённую в колесницу.
Можно, конечно, нафантазировать собачью колесницу, тем более что в истории Западной Европы прецеденты были. Даже было подсчитано, что собака развивает 1/10 лошадиной силы.
Но всё же собака это не то тягловое животное, использование которого могло привести к эволюционному скачку цивилизации, особенно, если это ацтекская гастрономическая или священная собака.
То есть повозки, в которые можно запрягать животных отпадают по причине отсутствия этих животных.
Но ведь в империи не было недостатка в людях.
Можно было придумать рикшу.
Или тачку
Но не будем забывать, что изготовление таких конструкций требует вековых навыков обработки дерева металлическими орудиями. А металла-то ацтеки и не знали.
Попробуйте-ка изготовить вот таким инструментом…
…такое:
А когда справитесь, попробуйте убедить вождя и его сановников, что их челядь, в количестве нескольких десятков тысяч душ мужского пола, отныне и впредь вместо возделывания полей и ловли рыбы должны изготовлять колёса и повозки, а власть имущие, возможно, в будущем получат от этого профит за счёт…, может увеличения товарооборота (Ведь вожди, воины и жрецы в древности всегда живо интересовались доходами рыночных торговцев и прогрессивной шкалой налогообложения. Или я что-то путаю?), или, хотя бы просто крутых повозок для себя лично.
Вы можете красочно описывать будущие роскошные кареты, поезда, подшипники и прочее. Но даже если быть очень красноречивым, можно нарваться на возражения, что лучшее враг хорошего и ацтекскую цивилизацию вполне устраивает такое:
1. Для знати паланкин будет не менее крут, изящен и, главное, никакой тряски на неровностях. А смерды и пешком прогуляются.
2. Основные грузопотоки у Ацтеков идут по рекам.
Это всех устраивает. Теночтитолан находится на острове. Прорыты сотни километров каналов, как в самом городе, так и соединяющих реки и озёра в единую транспортную систему.
Что теперь, каналы засыпать, а мастеров по изготовлению лодок переквалифицировать в каменотёсы и дорожные рабочие? А действительно ли катить тачку в гору по неровной дороге легче, чем грести веслом? А куда девать профессиональных носильщиков? Кто будет оплачивать их профессиональную переподготовку?
Да и вообще, посмотрите, какой груз на реальной фотографии катит на тачке китаец, и какой несёт ацтек. Как минимум объёмы сопоставимы, но последнему не нужна мощёная дорога и тачка изготовляемая, как мы помним, каменным топором.
Вот и получется, что для того, чтобы революционное изобретение — колесо органично внедрилось в жизнь и дало толчок цивилизации аналогичной Ацтекам, требуется чтобы в одном пространстве и времени совпали следующие факторы:
— необходимость перемещения больших объёмов груза на большие расстояния (активная торговля с соседями, кочевой образ жизни),
— отсутствие или недостаточное развитие альтернативных видов транспорта (лодки),
— наличие тягловых животных (лошади, волы, верблюды, олени),
— металлический инструмент.
А если немедленного эффекта нет, аппелировать к опыту будущих поколний малопродуктивно. Так что обосновать необходимость НИОКР в этом направлении и выбить у вождя достсточное финансирование, будет крайне затруднительно. Вот тут-то и нужен талант увещевателя.
И это мы разобрали только один частный и очевидный случай.
Помните об этом, попаданцы, и не торопитесь выкладывать гениальные идеи, пока не адаптируете их к местным условиям.