Непростая судьба швейцарских мустангов

4

Я думаю многие догадались что речь в этой публикации пойдёт совсем не про лошадей, а про американские истребители, которые в короткий период после Второй Мировой Войны стали основой Швейцарских ВВС.

Непростая судьба швейцарских мустангов

Первый «Мустанг» оказался в Швейцарии случайно. Он туда залетел в ходе боевых действий. Самолёт ни как не пострадал и был передан местными жителями властям в июле 1944 года.

Это был американский P-51B-10-NA из 4-й истребительной группы 335-й эскадрильи. Самолет был интернирован и присоединили к швейцарским ВВС под обозначением J-900, перекрасив в стандартные яркие цвета с белыми крестами, и включили в состав разведывательной эскадрильи Überwachungsgeschwader.

После завершения Второй мировой войны, в 1946 году, швейцарцы решили обновить свой устаревший воздушный парк, приобретя в Великобритании партию современных реактивных истребителей de Havilland DH.100 Vampire и лицензию на их производство. Во время реализации этого обновления, швейцарские ВВС решили временно пополниться подержанными американскими «Мустангами» с баз в Западной Германии. Изначально планировалась покупка ста самолетов, из которых три предназначались для разборки на запчасти, и им были присвоены номера от J-901 до J-997, с расчетом на три года службы в швейцарских ВВС. Позднее планы изменились, и решили закупить сто самолетов в летном состоянии и тридцать для разборки. В декабре 1947 года швейцарцы и американцы заключили договор на поставку P-51, включавший 130 самолетов, а также значительное количество необходимых инструментов и запчастей. Каждый самолет стоил казне $4000, и покупка была признана весьма успешной.

Непростая судьба швейцарских мустангов

В феврале 1948 года с немецких авиабаз в Оберпфаффенхофене и Нюрнберге-Фюрте начались перелеты первых самолетов P-51, составлявших первую партию из 26 единиц, в Швейцарию на аэродром Дюбендорф, поблизости от Цюриха. Подготовкой и перемещением техники занимался американский персонал. К августу того же года все сто «Мустангов» прибыли к месту службы, за исключением тридцати машин, предназначенных для использования на запчасти. Предполагалось, что они будут доставлены в разобранном виде американскими транспортными самолетами в Альпы, но из-за Берлинского кризиса все воздушные грузоперевозки были переориентированы на воздушный мост. Однако швейцарские механики прибыли в Оберпфаффенхофен и сумели восстановить все тридцать самолетов до рабочего состояния, таким образом численность P-51 в ВВС Швейцарии увеличилась до 130 вместо планируемых ста. Большинство самолетов были модификации D-20 или D-25, около пятнадцати из них были фоторазведчиками F-6D и K, переоборудованными из более старых версий P-51K-10 или P-51K-15, но в ВВС Швейцарии они все классифицировались как P-51D независимо от модификации. Интересно, что одновременно на той же немецкой базе итальянцы собирали свои подержанные «Мустанги». С ними у швейцарцев возникали конфликты из-за обвинений в кражах ночных деталей от самолетов.

Первые два самолета P-51D получили номера из старой серии – J-901 и J-902, которые позже были изменены на J-2001 и J-2002, а последующие «Мустанги» нумеровались вплоть до J-2130. Номера с J-1001 были зарезервированы под «Вампиров», и после добавления 130 машин вместо ста обозначения пронумеровали с J-9хх на J-2ххх. Среди них швейцарцам достались самолеты с интересной историей. Например, J-2002 был ранее номером 44-72374, на котором летал подполковник Уэйн К. «Блик» Бликенстафф, известный как «ас одного дня», сбивший пять самолетов за один вылет (всего 10 побед). Несмотря на то, что все эти успехи он достиг на P-47D, его часть пересела на P-51 весной 1945, но побед на нем он не достиг, что уже не столь значимо. Самолет с номером 44-72199, за которым числился пилот капитан Чарльз Е. «Чак» Уивер, славится среди моделистов благодаря изображению красивого пин-апа на носу, но в Швейцарии он получил скромный номер J-2019.
1. и 2. Первый из швейцарских «Мустангов». Самолет J-901/J-2001. С опознавательными знаками на киле старого образца.

 

В ВВС Швейцарии самолёты подверглись ряду изменений и усовершенствований. К примеру, швейцарские «Мустанги» можно узнать по небольшому дополнительному воздухозаборнику, расположенному перед фонарём, но он почему-то устанавливался только на некоторых из них. Этот воздухозаборник обеспечивал дополнительную вентиляцию кабины – вероятно, для того чтобы суровые альпийцы могли дышать кристально чистым горным воздухом во время полётов.

В 1950 году роль американских самолётов изменилась – они стали выполнять функции истребителей-бомбардировщиков вместо чистых истребителей. На переднем крае крыла появились отметки, помогающие с ориентировкой при сбросе бомб. В дальнейшем некоторые «Мустанги» были оборудованы уникальными установками для запуска 80-миллиметровых неуправляемых ракет, известных как «8 cm Flz.-Rakete Oerlikon». Существуют фотографии P-51 с рядеобразными установками по 12 (как на главном изображении) или 20 таких ракет. Кстати, американцы также проводили испытания этих ракет у себя, наряду с 30-мм и 20-мм пушками фирмы «Эрликон».

3. Внушительная батарея 80мм ракет Эрликон.

Непростая судьба швейцарских мустангов

Загадочна история с двухместными P-51D на службе в Швейцарии. Как известно официально таких машин не производилось, однако в частях были многочисленные самостоятельные переделки, благо они были несложными: убрать топливные баки за спиной пилота, поставить туда второе кресло — и вуаля. И вот у швейцарцев такие самолеты были — в их количестве есть расхождения: то ли две, то ли три, то ли четыре. расходятся мнения и о том, они уже приобрели такие кустарные поделки или все сделали сами. Наиболее распространенная версия: машин было две — J-2105 (44-72325) и J-2115 (44-13316), переделали их в Швейцарии. Фонарь у таких машин стал двухчастным — сидящий на втором месте мог покинуть машину сдвинув свою часть фонаря, передняя часть сдвигалась только вместе с задней. Такой фонарь встречается на американских переделках времен войны.
Всего на P-51 летало пять эскадрилий: Fliegerstaffel 16, 18, 19, 20, 21, 16ая была «профессиональной», остальные — «ополченческими». Особенности организации швейцарской армии не предполагали закрепления определенных самолетов за определенной эскадрильей, но тем не менее некоторые «американцы» несли эмблемы флюгштаффелей. В апреле 1958го на всех «Мустангах» были прекращены полеты, сказался большой налет самолетов и проблемы с ресурсом моторов. Интенсивное использование скорее всего закончилось лет за несколько до этого. Еще в 59-60ом самолеты хранились под открытым небом. Одна машина — J-2113, сейчас экспонируется в музее в Дюбендорфе, кантон Цюрих.
Швейцарцам самолет очень нравился, что не помешало за годы службы разбить штук пятнадцать машин в т.ч. 11 со смертельным итогом.

4. и 5. Двухместный вариант. Фото 1960 года, на заднем плане готовые к утилизации самолеты.

Непростая судьба швейцарских мустангов


6. Трофейный P-51B (J-900) в яркой окраске военного времени.

Непростая судьба швейцарских мустангов

7. Загадочный воздухозаборник-определитель швейцарских P-51. На последующих фотографиях видно, что с ним были далеко не все самолеты.

Непростая судьба швейцарских мустангов

8. Военная мощь нейтралитета.

Непростая судьба швейцарских мустангов

9.
Непростая судьба швейцарских мустангов

10.
Непростая судьба швейцарских мустангов

11. С эмблемой FlSt 16.

Непростая судьба швейцарских мустангов

12. Не все «швейцарцы» одинаково скучны.

Непростая судьба швейцарских мустангов

13. Направляющие для НУР.

Непростая судьба швейцарских мустангов

Источник — https://p-d-m.livejournal.com/604394.html

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account