13

Уважаемые коллеги. Этот материал задумывылся с размахом. Но время шло и будущее этого «изделия» все больше балансировало между корзиной и дальней полкой. Поскольку за неделю надо написать два семестровых сочинения, то представлю как есть. Не взыщите.

… Создав относительно неплохой самолет Як-38, ОКБ Яковлева не стремилось почивать на лаврах, а сразуже принялось доводить свое изделие до более высоких кондиций. Используя, пока небольшой, опыт эксплуатации проектировщики вносили изменения в конструкцию, планируя повысить запас топлива, увеличить количество и номенклатуру вооружения, сделать эксплуатацию и обслуживание более простыми, малообслуживаемыми и малозатратными. И вот как раз с затратностью и запасом топлива возникали проблемы. Обилие вспомогательных систем и, главное, три двигателя не позволяли «развернуться». Принятые меры казалось бы помогли справиться с этой напастью, но более мощные двигатели съели и без того скудные резервы конструкции самолета.

Неоконченная история палубной авиации

В 1979 году Флот начал испытательные полеты с коротким пробегом и посадкой. Вроде бы удалось повысить полезную нагрузку и дальность, но как оказалось, этого было недостаточно. Кто первым предложил избавиться от одного подъемного двигателя никто уже и не вспоминал. Расчеты показали, что подъемный силы хватит для укороченного взлета, а для предельно облегченной машины — и для вертикальной посадки. Правда с ней решили не рисковать. Размеров палубы  ТАВКРов на укороченные эволюции вполне хватало. В 1981 году результаты коротких взлетов и посадок были учтены про создании Як-38МУ.

Неоконченная история палубной авиации

Не останавливаясь на достигнутом яковлевцы начали работать на многоцелевым истребителем Як-39. Начинала вырисовываться серия самолетов со скоростью выше звука и на 60% схожими деталями конструкции, что сулило уменьшение расходов на постройку и модернизацию.

Неоконченная история палубной авиации

Первая проработка двухдвигательного самолета

Однако когда молодые специалисты Микояновского КБ предложили палубный самолет катапультного старта на базе МиГ-27, КБ Яковлева поневоле вынуждено заняться более новой, а главное сверхзвуковой техникой. Проект Як-39 почил в бозе. Все силы были брошены на кардинально новый Як-41. Очень много неприятностей преподнес новый подъемно-маршевый двигатель Р-79. На его доводку ушло едва ли не шесть лет. И всеже была создана работоспособная модификация Р-79 УВТ. Поворотное сопло значительно сократило первоначальные углы поворота с +5 до -93 градусов, до скромных -35 +15 градусов. Остался один подъемный двигатель.

Неоконченная история палубной авиации

Неоконченная история палубной авиации

Неоконченная история палубной авиации

Логическое завершение Як-41. Палубный самолет Як-43. Обычного взлета. Двигатель с УВТ.

В это же время молодые конструкторы ОКБ, в инициативном порядке, проработали двухдвигательную модификацию. Но все закончилось только эскизной проработкой. Но идея легкого ударного дозвукового самолета не умерла. Пережив несколько модификаций ЯК-47 и Як-45 УБ, в том числе и в двухдвигательном варианте стоят на вооружении нескольких стран.

Неоконченная история палубной авиации

Те самые проработки. Внизу однодвигательные варианты. СЕПЕКАТ для сравнения.

Не могу не упомянуть и данные экземпляры

Неоконченная история палубной авиации

С момента принятия на вооружение самолета Як-38МУ основные советские авианесущие корабли «Киев» и «Минск» прошли три модернизации. Еще одну прошел присоединившийся к ним намного позже «Баку». И если «Баку» модернизировали в основном по вооружению, то «Минску» и «Киеву» пришлось дважды передвигать надстройку. Точнее один раз надстройку и два раза расчищать пространство для самолетов.

Неоконченная история палубной авиации

Варианты модернизации ТАВКРов. Викрамадитьеподобное для сравнения.

Также предполагалось оставить на вооружении модернизированные крейсера проекта 1123.

Неоконченная история палубной авиации

vasia23
Подписаться
Уведомить о
guest

20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account