Немецкий образец технологий на советских испытаниях. Pz.Kpfw.III Ausf.G в СССР

16

Немецкий образец технологий на советских испытаниях. Pz.Kpfw.III Ausf.G в СССР

Изучение немецкого среднего танка Pz.Kpfw.III Ausf.G в СССР и его влияние на советское танкостроение

Содержание:

С древних времён использование чужих достижений поощрялось, особенно в сфере вооружений. Этика и мораль здесь отходили на второй план, ведь на кону стояло выживание. В области создания танков заимствование всегда считалось приемлемым. Это началось с самого появления бронетехники, и каждый иностранный танк был ценным источником новых технологий, особенно если он попадал вС тех пор как появилось человечество, использование чужих достижений не считалось чем-то дурным. Это особенно актуально в сфере вооружений, где вопрос морали никогда не поднимался — здесь на первый план выходил вопрос выживания. В области создания танков заимствования также не являлись (и не являются) чем-то предосудительным. Такая практика началась почти одновременно с появлением первых танков, и любой зарубежный образец бронированной техники оказывался крайне ценным для обладателей технологий, особенно если его удавалось получить в полном комплекте.

Известно уже давно о советско-немецком взаимодействии в области обороны. Правда, обычно его ассоциируют с нацистами, хотя на самом деле с их приходом к власти это сотрудничество прекратилось. При этом преимущество в основном оставалось за советской стороной, потому что немцы рассматривали свои «тракторы» как тупиковую ветвь, а мы извлекли из этого много полезного. Тем не менее, сотрудничество с нацистами всё же имело место, особенно если учитывать закупки военной техники в 1940 году. Среди приобретений был и средний танк Pz.Kpfw.III Ausf.G, который оказал некоторое влияние на развитие отечественного танкостроения.

Безо всякого захвата

Следует отметить, что рассказы о исследовании немецкого среднего танка в Советском Союзе оказались значительно искажены выдумками некоторых персон. По мере продолжения изучения архивных документов становится все более очевидным, что общественности была представлена явная ложь. Причины, побудившие данного автора распространять такие сведения, вряд ли можно будет выяснить. Однако из-за его плодовитости и общего интереса к сенсационным фактам, неправда успела стать широко принятой. Поэтому необходимо обсуждать этот вопрос, добавляя собственные комментарии. К сожалению, без этого не обойтись. Ранее эта тема уже поднималась, но, судя по тому, что ложь продолжает рассматриваться как источник информации, настало время вернуться к ней.

Осенью 1939 года в СССР уже знали про Pz.Kpfw.III

Осенью 1939 года в СССР уже знали про Pz.Kpfw.III

Прежде всего, необходимо уточнить первый пункт, касающийся предполагаемого захвата Pz.Kpfw.III в Польше. К сожалению, это абсолютно ложное утверждение. На самом деле, 24-я легкотанковая бригада 6 октября 1939 года осуществила нападение на сборный пункт аварийных машин (СПАМ) в районе Томашув-Любельского. Основной целью был захват польской бронетехники, однако на месте также оказались два немецких танка. Однако это были не Pz.Kpfw.III, а модели Pz.Kpfw. II Ausf.B и Ausf.C. Один из этих танков был отправлен на НИБТ Полигон, в то время как второй подвергли обстрелам в филиале НИИ-48 в Мариуполе.

Впрочем, танк прибыл в СССР к лету 1940 года

Впрочем, танк прибыл в СССР к лету 1940 года

Pz.Kpfw.III Ausf.G на НИБТ Полигоне, лето 1940 года

Pz.Kpfw.III Ausf.G на НИБТ Полигоне, лето 1940 года

Стоит заметить, что осенью 1939 года советские военные уже имели информацию о существовании танков Pz.Kpfw.III. Из разведданных следовало, что в арсенале немцев имелись два вида средних танков — тип IIIа и тип IIIb. Первый обозначал модель Pz.Kpfw.III Ausf.A, а второй — Pz.Kpfw.III Ausf.B, точнее все танки этого вида с заблокированной подвеской и листовыми рессорами в роли упругих элементов. Как правильно отметили наши специалисты, различие между этими танками заключалось лишь в конструкции ходовой части. В целом, оценка танка была достаточно точной, однако были и неточности. К примеру, считалось, что Pz.Kpfw.III оснащён 47-мм пушкой.

Всего танк прошел 800 километров. Правда, подробности отсутствуют

Всего танк прошел 800 километров. Правда, подробности отсутствуют

В случае если бы средний танк Германии оказался в Польше, это без сомнения было бы отражено в документах. Однако в отчетах царит мертвая тишина, что слегка намекает на отсутствие факта захвата. Вместо этого появился плакат с изображением «среднего танка Тип IIIb», базирующийся на имеющихся данных. Однако реальный танк все-таки был обнаружен, но он не соответствовал тому, о чем знала советская разведка. К лету 1940 года СССР и Германия, подписавшие пакт о ненападении, договорились укрепить свое взаимовыгодное сотрудничество. Немецкая сторона интересовалась ресурсами, а Советский Союз был заинтересован в станках и военной технике, включая образцы немецких бронемашин для исследования.

Тем не менее, после этих испытаний появились данные о скорости до 70 км/ч

Тем не менее, после этих испытаний появились данные о скорости до 70 км/ч

К лету 1940 года в СССР появились по три единицы немецких полугусеничных тягачей моделей Sd.Kfz.7, Sd.Kfz.8 и Sd.Kfz.9, а также один танк среднего класса Pz.Kpfw.III Ausf.G, который был последней быстроходной модификацией этой серии. Эксплуатация данных танков в Польше выявила недостаточную надежность используемой 10-ступенчатой полуавтоматической коробки передач Maybach Variorex 328 145. Вследствие этого было решено заменить её на 6-ступенчатую коробку ZF S.S.G.76 (точнее, вариант S.S.G.77, так как S.S.G.76 не подходила по габаритам). Однако старт установки S.S.G.77 произошел только с танков Pz.Kpfw.III Ausf.H, поскольку работы по производству уже шли полным ходом.

То, что это Ausf.G, можно понять только по корме. Спереди же танк выглядел как Ausf.F

То, что это Ausf.G, можно понять только по корме. Спереди же танк выглядел как Ausf.F

Pz.Kpfw.III Ausf.G стала наиболее массовой и изменчивой из ранних модификаций этого танка. Это особенно заметно на экземпляре, приобретённом советской стороной. Если не обращать внимание на заднюю часть танка (а у Pz.Kpfw.III Ausf.G она отличается), можно подумать, что перед вами модель Pz.Kpfw.III Ausf.F. Если бы покупка произошла примерно в середине лета 1940 года, то танк выглядел бы иначе. Например, его вооружение изменилось — он получил 50-мм пушку Kwk 38 L/42, и один пулемет MG 34 вместо двух. Однако в результате получилось то, что получилось.

На полигоне изучали отдельные элементы танка

На полигоне изучали отдельные элементы танка

Особой темой остаются ходовые испытания. Вопрос того, какие источники мифов использовались в этом контексте, остается открытым, но на данный момент важно зафиксировать их существование. Испытания проходили в летние месяцы 1940 года, за которые танк преодолел 800 километров. Дополнительные детали этого события пока обнаружить не удалось. В Российском государственном военном архиве был найден фотоальбом, подготовленный полигоном НИБТ в сентябре 1940 года, но он сосредоточен на отдельных элементах. Других данных о танке он не содержит.

Скорость под 70 км/ч указана и в данных НИБТ Полигона

Скорость под 70 км/ч указана и в данных НИБТ Полигона

Это в полной мере применимо и к информации о скорости. В документах от 1941 года зафиксированы максимальная скорость в 70 км/ч и скорость 67 км/ч на десятой передаче. На этом всё заканчивается. Детали отсутствуют, за исключением того, что нашим испытателям явно не понравился воздушный фильтр, который они заменили на отечественный. Стоит отметить, что летом 1941 года немецкие воздушные фильтры плохо справлялись с пылью. Также на СУ-76И, созданных в 1943 году на базе трофейных немецких танков, устанавливали отечественные фильтры.

Так этот танк выглядел в сентябре 1941 года. Как можно заметить, без пробоин

Так этот танк выглядел в сентябре 1941 года. Как можно заметить, без пробоин

Одной из немногих вещей, которые можно утверждать с уверенностью, является незнание нашими военными проблем с ходовой частью танка. Дело в том, что опорные катки на Pz.Kpfw.III не были хорошо приспособлены для движения со скоростью свыше 40 км/ч. При увеличении скорости катки начинали перегреваться, что приводило к осмолению и последующему разрушению бандажей. Этот фактор частично объясняет переход на коробку передач ZF S.S.G.77. В итоге, начиная с модели Pz.Kpfw.III Ausf.H, максимальная скорость танка была снижена до 42 км/ч. По меньшей мере, это указано в официальной документации.

Вопреки слухам о супер-броне и бракованных снарядах

Одним из наиболее цитируемых слухов, которые окружают испытания Pz.Kpfw.III в Советском Союзе, является история обстрела этого танка. Для начала, речь идет якобы о весне 1940 года, в то время как реально танк прибыл летом, и до сентября 1940 года его обстреливать никто не мог. Ну а далее в народ пошла история о том, что якобы бракованные бронебойные снаряды 45-мм танковой пушки 1938 года выпуска не смогли пробить броню немецкого танка. На основе данного литературного вброса базируется немало публикаций, включая и научные.

К вопросу о том, что якобы отечественные специалисты перепутали толщины брони. Это одному историку надо было врать поменьше

К вопросу о том, что якобы отечественные специалисты перепутали толщины брони. Это одному историку надо было врать поменьше

Насчет трофейного танка и так понятно, что при его отсутствии вести обстрел просто не почему. А вот дальше начинается интересное. Источник мифа приводит снимок со снарядным обстрелом, что означает одно — танк более ездить не смог бы. Ибо обстреляли его от души. Но вот ведь беда: тот самый Pz.Kpfw.III Ausf.G, который купили у немцев, находился в добром здравии не то, что осенью 1940 года, а в сентябре 1941-го. Внимание вопрос — как так может быть? Варианта два — либо танков было два, чего быть не может. Либо кто-то дал фотографию, которая не имеет к делу никакого отношения.

Обстреливали вот этот люк, причем разрезав на 2 части

Обстреливали вот этот люк, причем разрезав на 2 части

В отличие от ходовых испытаний, испытания обстрелом немецкого танка нашлись, вот только они не имеют ничего общего с тем, что придумал бронетанковый фантазер. В сентябре 1940 года Pz.Kpfw.III прибыл на Ижорский завод, при котором находился НИИ-48 (Броневой Институт). Разумеется, им никто обстреливать танк не разрешил. На самом деле были произведены замеры листов, снята стружка, по которой примерно определили химический состав стали. Несмотря на загрязненность образца, в целом работа оказалась проведена успешно. А вот дальше был тот самый обстрел.

"Поломаты"

«Поломаты»

Вот только обстрел этот проводился совсем иначе, чем показано на снимке автора популярной теории о бракованных снарядах. Получив разрешение от ГАБТУ КА, на Ижорском заводе сделали копию створки эвакуационного люка, оригинал сняли, а копию поставили на танк. Створку разрезали пополам, Ижорский завод получил половинку, а вторую получил Кировский завод. Попутно выяснилось, что створка отличается по составу брони от корпуса. И там, и там высокоуглеродистая сталь, но состав разный.

Эти отметины были сделаны снарядами 45-ки в люке, который изготовили из отечественной брони. Но - это попадания на пределе пробития, а не "не пробило, снаряды плохие"

Эти отметины были сделаны снарядами 45-ки в люке, который изготовили из отечественной брони. Но — это попадания на пределе пробития, а не «не пробило, снаряды плохие»

Так вот, первое же попадание, по методике, когда дается предел пробития 30-мм брони (начальная скорость 533,8 м/с), «бракованный» снаряд расколол половинку люка на куски. Также провели обстрел из крупнокалиберного пулемета ДШК, который показал, что на дистанции менее 150 метров пробитие брони возможно. Есть снимки того же люка, но с двумя вмятинами. Так вот, это изготовленный из советской броневой стали ФД 5634 люк, который обстреляли по той же методике. То есть немецкая броня повела себя хуже, и дело оказалось не в разрезанном пополам люке.

К вопросу, каковы были реальные пределы пробития брони снарядами 45-ки

К вопросу, каковы были реальные пределы пробития брони снарядами 45-ки

Самое же главное, что никаких свидетельств какой-либо паники насчет «бракованных» снарядов не было и в помине. Уже в 1942 году немецкие танки неоднократно обстреливали из 45-мм пушек, в том числе теми самыми снарядами 1938 года. 30-мм броневые листы пробивались на дистанции до 900 метров. Реально у 45-ки начинались проблемы только с 40-мм листами, они поражались на дистанции порядка 300 метров. Про это знали еще в 1940 году, что привело к созданию 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Но всё это никак не влияет на тот факт, что история про бракованные снаряды — еще одна ложь.

Мотиватор для отечественной танковой промышленности

Напоследок следует поговорить о том, насколько Pz.Kpfw.III повлиял на отечественное танкостроение. В этой истории есть немало преувеличений, вплоть до того, что якобы Т-50 делался почти как идеологическая калька «трёшки». Звучит это слегка смешно, поскольку Т-50 — это прямое развитие СП-126, который сформировался еще весной 1940 года. Тем не менее, определенное влияние, разумеется, было.

На заводе №174 нашли немало интересного для себя, изучая немецкий танк

На заводе №174 нашли немало интересного для себя, изучая немецкий танк

Первым делом, в сентябре 1940 года, немецкий танк отправился в Ленинград, где его изучали на Ижорском заводе, далее на Кировском заводе, а зкатем на заводе №174. Особенно полезным стало его изучение специалистами завода №174, где как раз в это время шли работы по доводке танка СП-126. Изучив немецкую машину, с нее взяли компоновку боевого отделения, с размещением командира за пушкой, как третьего номера расчета. Также взяли идею с двумя спаренными пулеметами, но без возможности их отдельной наводки.

Командирская башенка и трехместная башня - прямой результат изучения "трешки"

Командирская башенка и трехместная башня — прямой результат изучения «трешки»

Позаимствовали световую сигнализацию, прибор, указывающий вылет орудия за пределы корпуса танка. Вместе с тем, поскольку Т-50 уже находился в финальной стадии разработки, большого объема заимствований не было. Да и комбашенка получилась своя, причем не самой лучшей формы. Командир мог из нее только наблюдать за местностью, за высунуть флажок. Между тем, очень часто требовалось высовывать голову, что делали немецкие командиры.

Результаты изучения немецкого танка на Кировском заводе

Результаты изучения немецкого танка на Кировском заводе

В случае с Кировским заводом ситуация выглядела не столь прямолинейной, как на заводе №174. Там напрямую не говорили, на каких танках что внедряли. Но это можно заметить и без упоминания. В случае с Т-50 разработки Кировского завода башню ровно так же переделали по образцу Pz.Kpfw.III, причем командирская башенка получилась более похожей. По крайней мере, она была не смотровой, а полноценной. Также реализовали концепцию двух спаренных пулеметов, которые могли отдельно наводиться в вертикальной плоскости. На Т-150 эти изменения реализовать не успели, но командирская башенка новой конструкции, размещающаяся в корме башни, была проработана.

Независимая установка спаренных пулеметов была использована на Т-50 Кировского завода

Независимая установка спаренных пулеметов была использована на Т-50 Кировского завода

Впрочем, наибольшее влияние произвел немецкий танк на заводе №183, куда он попал в конце 1940 года и находился дольше всего. В общей сложности его изучало более сотни специалистов, что и немудрено — это первый зарубежный средний танк, попавший в СССР на таких условиях. Самое главное, что он оказался очень кстати. С конца 1940 года на заводе №183 шла работа по созданию сменщика Т-34, позже получившего обозначение Т-34М. Неудивительно, что завод не просто изучал машину, а просил либо снять, либо дать на пробу отдельные детали — трак, торсион итд.

А такие результаты изучения были на заводе №183

А такие результаты изучения были на заводе №183

В итоге часть агрегатов (мотор, КПП) неоднократно разбирались и собирались, торсион и трак подверглись лабораторным исследованиям. И, надо сказать, на Т-34М немецкий танк повлиял наиболее сильно. Особенно это заметно по первому макету танка, который рассматривали весной 1941 года. Помимо башни с кормовым размещением места командира в смотровой башенке, следует обратить внимание на измененную ходовую часть. От опорных катков большого диаметра перешли к каткам диаметром 600 мм. Имелись и другие идеи, которые явно подсмотрели на немецком танке. Правда, финальный Т-34М выглядел иначе, чем всем известный макет.

Влияние немецкого танка на Т-34М несомненное. Хотя говорить о том, что тут немецкий танк, точно не получится

Влияние немецкого танка на Т-34М несомненное. Хотя говорить о том, что тут немецкий танк, точно не получится

Также следует отметить, что появление немецкого танка заметно «ускорило» советские легкие и средние танки. Тот же Т-50 имел в ТТТ максимальную скорость 50 км/ч, в то время как СП-126 разгонялся до 35 км/ч. На Кировском заводе и вовсе превзошли 60 км/ч, правда, скорее по заявленной скорости (ибо полноценных испытаний их Т-50 не проводилось). В случае с Т-34М ожидаемая скорость также выросла — до 65-70 км/ч. Кто являлся ориентиром, очевидно.

Т-34М лета 1941 года был сильно другим, но катки сравнительно небольшого диаметра остались

Т-34М лета 1941 года был сильно другим, но катки сравнительно небольшого диаметра остались

Как можно заметить, определенный след немецкий средний танк оставил, с этим никто не спорит. Другой вопрос, что каноничная история имеет мало общего с тем, что было в реальности. Увы, в случае с литературным творчеством Михаила Свирина такое сплошь и рядом. Как уже говорилось выше, спросить его уже не получится. Но ссылаться на его публикации не рекомендую, как минимум не поленитесь сходить в архив и проверить. Скорее всего, ждет вас еще та страна чудес.

Автор выражает признательность Вадиму Антонову и Алексею Макарову (г. Москва) за помощь в подготовке материала

Список источников

      • ЦАМО РФ
      • РГВА
      • РГАЭ
      • ЦГА СПб

По материалам: https://dzen.ru/a/ZyZC6g2TYTm_K3yh

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account