Статья Вячеслава Гончарова с сайта WARSPOT.
Содержание:
Утром 10 мая 1940 года немецкие парашютисты смогли захватить мосты в Мурдейке, Дордрехте и Роттердаме, открывавшие путь в сердце Голландии. Куда менее удачной оказалась высадка немцев в районе Гааги – фактической голландской столицы, где располагались королевская резиденция, парламент и правительство страны…
Высадка 47-го воздушно-десантного полка имела целью захват трех окружавших Гаагу аэродромов:
-
-
- Эйпенбурга – юго-восточнее Гааги (между ней и Делфтом). Отсюда можно было легко перерезать дороги из столицы на Утрехт и Роттердам, поэтому здесь высаживалась основная часть 2-й десантной дивизии;
- Фалькенбурга – на северо-востоке (примерно в 10 км от Гааги и в 4 км западнее Лейдена). Задачей этой группы было прикрыть высадку остальных групп от возможных контрударов с севера и востока, а также перехватить пути между Гаагой и Амстердамом на севере;
- Окенбурга – в 2 км к юго-западу от Гааги. Эта группа должна была блокировать голландскую столицу с юга.
-
Эйпенбург
Главной целью был аэродром Эйпенбург, где выгружались основные войска из боевого состава 22-й воздушно-десантной дивизии (22. Infanterie-Division (Luftlande)), а также примерно треть ее вспомогательных частей. Их задача являлась самой важной: десантники должны были ворваться в Гаагу и захватить штаб-квартиру голландской армии, а также правительство и королевскую семью. Для этой цели в составе десанта находилась специально созданная «айнзацгруппа Фельдмана».
На аэродроме Эйпенбург базировались три эскадрильи голландских ВВС:
-
-
- 1-я армейская истребительная эскадрилья, оснащенная современными монопланами «Фоккер» D.XXI;
- 3-я армейская истребительная эскадрилья, временно (до получения тяжелых «Фоккеров» G.1) оснащенная легкими штурмовиками «Дуглас» 8А-N;
- 2-я разведывательная эскадрилья, оснащенная старыми одномоторными бипланами «Фоккер» C.V и «Коолховен» FK.51.
-
Непосредственно авиабазу оборонял 3-й гренадерский батальон, усиленный двумя взводами бронеавтомобилей (шесть тяжелых шведских «Ландсверк» L-180 с 37-мм пушками) и некоторым количеством мотопехоты. Все автомобили располагались между зданиями вдоль северо-западной стороны поля. Противовоздушная оборона состояла из шести 75-мм зенитных орудий (две батареи), двенадцати 20-мм «Эрликонов» (5 взводов) и двадцати зенитных 7,9-мм пулеметов «Шпандау».
Первым в Эйпенбурге должен был высадиться 1-й батальон 2-го парашютного полка (без третьей роты, выбрасывавшейся у Окенбурга) – в общей сложности 480 человек. Через полчаса после приземления парашютистов на полосу должны были сесть транспортные «Юнкерсы» с основной частью 65-го полка 22-й дивизии под командованием полковника Георга Фримеля (один батальон полка высаживался на Окенбурге). После окончательного захвата аэродрома сюда планировалось направить остальные силы десанта, включая две батареи 75-мм гаубиц, а также самого командира 22-й дивизии генерал-лейтенанта графа Ганса фон Шпонека.
По какой-то причине голландцы подняли тревогу раньше, чем немецкие самолеты пересекли границу страны – в 3:15 утра. Поэтому когда около 4 часов над аэродромом появились первые немецкие бомбардировщики, голландские пилоты уже находились в кабинах, а зенитчики – возле орудий и пулеметов.
С 4:00 до 4:30 бомбардировщики He.111 атаковали 50-кг бомбами аэродромные строения, в то время как тяжелые истребители «Мессершмитт» Bf.110 проштурмовали оборонительные бункеры и позиции зенитчиков. Материальный ущерб от этих атак был невелик (повреждены два бронеавтомобиля), но голландская пехота оказалась деморализованной, войска на время утратили управляемость; в ряде случаев офицерам пришлось собирать своих солдат под дулами пистолетов.
Тем временем с аэродрома навстречу противнику поднялись 8 истребителей (один оказался неисправен) и все 11 «Дугласов». Однако немецкой авиации оказалось слишком много – буквально в течение нескольких минут 7 «Дугласов» были сбиты, еще два совершили вынужденную посадку. Два уцелевших самолета приземлились в Окенбурге, где в итоге достались немцам. Жертвами голландских «Дугласов» стали всего два транспортных «Юнкерса».
Голландские истребители «Фоккер» D.XXI действовали несколько удачнее. Они были маневреннее двухмоторных «Мессершмитов» и сумели сбить как минимум четыре вражеских самолета – один «Юнкерс», один «Хейнкель», истребитель Bf.109 и бомбардировщик «Дорнье» Do.17. В бою погиб только один «Фоккер», но оказалось, что немецким атакам подверглись все аэродромы центральной Голландии, и садиться истребителям негде. В итоге шести «Фоккерам» после израсходования топлива пришлось приземляться где попало, и они получили повреждения, еще один ушел на аэродром Окенбург, где попал в руки немцев.
Три «Юнкерса» с парашютистами были сбиты голландской зенитной артиллерией уже при снижении над Делфтом. Остальные машины рассыпались, пытаясь избежать огня, поэтому парашютисты оказались выброшены на большой территории (примерно 3 на 4 км) между Делфтом, Рийсвиком и Ноотдорпом. 1-я рота и штаб батальона приземлились к западу от Делфта; 2-я рота высадилась южнее аэродрома, но понесла потери в людях и оружии; 4-я рота опустилась возле аэродрома на восточной окраине Рийсвика.
Парашютные роты не смогли соединиться и организованно атаковать аэродром, поэтому посадочному десанту с 6-й ротой 65-го воздушно-десантного полка, прибывшему в 5:15, пришлось садиться на незахваченную полосу. Севшие самолеты были буквально расстреляны из зенитных пулеметов и 20-мм автоматов, к которым присоединились три бронеавтомобиля: из двенадцати транспортных «Юнкерсов» уцелели только два. Погибло около 150 десантников, еще несколько десятков попали в плен (среди них был и командир полка полковник Фримель).
Вторая посадочная волна, приземлившаяся 15 минут спустя, разделила судьбу первой – 14 «Юнкерсов» были уничтожены на посадочной полосе, но часть машин не стала садиться на аэродроме и приземлилась на дорогах и полях вокруг Эйпенбурга и Делфта. Четвертая волна была перенаправлена для высадки в Окенбурге, но часть ее машин вернулась обратно, не высадив десантников.
В это время наземные бои продолжались. К северу от аэродрома несколько групп десантников смогли собраться вместе. Они захватили 13-ю зенитную батарею и развернули фронт на север вдоль судоходного канала де Влиет, предотвратив подход голландских подкреплений со стороны Гааги. В то же время, голландцам удалось удержать ключевой мост Хоорнбруг на окраине Рийсвика.
1-я рота, приземлившаяся западнее Делфта, также сумела собраться и около 7 часов утра атаковала западный фас обороны аэродрома вдоль канала де Влиет, который в этом месте поворачивает на юг. Несмотря на численное превосходство противника, 75 десантников захватили вражеские огневые позиции в Брукпольдере и взяли в плен много голландцев. Затем десантники атаковали сам аэродром – позднее голландцы утверждали, что немцы гнали перед собой захваченных пленных. Так или иначе, им удалось занять комплекс строений авиабазы и захватить один поврежденный бронеавтомобиль; три уцелевших бронеавтомобиля отошли в сторону Гааги. К 9 часам утра по берлинскому времени основная часть авиабазы Эйпенбург оказалась в руках немцев, однако в руках голландцев оставался опорный пункт в Йоханнахоэве (на северо-восточной окраине аэродрома).
Потери обеих сторон оказались исключительно высокими. Голландский гарнизон был фактически разгромлен, потеряв несколько десятков человек убитыми и 80 пленными. У немцев погибли два офицера – в том числе, командир 2-й роты обер-лейтенант Шлихтинг; командир 1-го батальона гауптман Ностер был тяжело ранен. Тем не менее, это был пик немецких успехов в Эйпенбурге – практически все летное поле, наконец, было захвачено.
К 11 часам утра начались голландские контратаки – поначалу нескоординированные. У Ворбурга голландцы переправились через канал де Влиет примерно в 1,5 км северо-восточнее моста Хоорнбруг, очистили от немцев несколько домов и заняли позиции 13-й батареи. Около полудня голландская рота переправилась через мост Хоорнбруг и подошла на 250 м к аэродрому, но понесла тяжелейшие потери и была вынуждена отступить под огнем немецких пулеметов.
После этого командовавший десантниками гауптман Мертен предложил перемирие для эвакуации раненых (при этом часть своих раненых немцы передали голландцам). Обе стороны использовали перемирие для перегруппировки, кроме того, немцы успели перераспределить трофейное оружие и боеприпасы. После полудня бой возобновился: голландцы подтянули три полевые 75-мм батареи и, подавив немецкие огневые точки, начали новую атаку. В 15:10 она была поддержана налетом английских бомбардировщиков – девяти двухмоторных «Бленхеймов» из 40-й эскадрильи. На обратном пути бомбардировщики были перехвачены немецкими истребителями, три из них были сбиты, при этом погибло восемь английских летчиков.
К 17:30 бой завершился: голландские солдаты заняли большую часть немецких опорных позиций на аэродроме, лишь одна из них продолжала держаться до темноты. Кроме того, поздно вечером были разгромлены остальные очаги немецкого сопротивления в районе Дордрехта.
В районе Эйпенбурга немцы понесли тяжелые потери – около 150 убитых, порядка 500 раненых и около 1300 пленных. Среди последних оказался раненый командир 1-го батальона гауптман Ностер, а также командир 12-й группы транспортных самолетов (KGzbV 12) Фрейхерр фон Хорстейн. Большинство военнопленных (около 1250 человек) голландцы успели отправить в Англию еще до капитуляции – таким образом, для Германии они стали безвозвратными потерями. Еще несколько сотен десантников избежали капитуляции и скрывались на полях и в зданиях между Делфтом и Роттердамом. Что же касается голландцев, то они потеряли в Эйпенбурге 94 человека убитыми.
Фалькенбург
Второй по важности целью был аэродром Фалькенбург, где высаживалось шесть рот. Этот аэродром оказался неудачным местом для высадки: он начал строиться лишь в апреле 1939 года, находился на уровне моря, а система дренажа взлетно-посадочных полос еще не была готова, поэтому использовать их для взлета тяжелых самолетов было нельзя. Но немцы об этом не знали – они вообще мало задумывались о местных особенностях, выходивших за рамки топографических карт. Тем более что рядом с аэродромом проходила главная автомагистраль Голландии – шоссе между Амстердамом и Гаагой (в настоящее время – национальная дорога A.44), как раз у Фалькенбурга пересекавшая Ауде-Рейн (северный рукав Рейна). Десант должен был захватить мост через него, блокировав сообщение между севером и югом страны.
Гарнизон недостроенной авиабазы был направлен туда буквально за три недели до вторжения и предназначался именно для защиты от высадки с воздуха. Здесь находились две пехотные роты и взвод тяжелых пулеметов – всего около 350 человек. Зенитной артиллерии у гарнизона не было, но имелось 24 легких и 3 тяжелых пулемета. Увы, огневые позиции были размещены крайне неудачно – по периметру посадочной площадки, в результате чего голландцы попадали под собственный перекрестный огонь.
Парашютная группа немецкого десанта состояла из 6-й роты 2-го парашютного полка обер-лейтенанта Герхарта Ширмера. Этот человек разработал метод прыжка с винтовкой или автоматом, в то время как по инструкции немецкий парашютист должен был иметь при себе лишь пистолет и гранаты, а остальное личное оружие выбрасывалось в отдельных контейнерах.
В 4:15 аэродром с бреющего полета атаковали три немецких бомбардировщика. В это время как раз производилась смена ночной охраны, и бомбы легли на группу открыто стоявших солдат, нанеся им тяжелые потери. Урон усугубился последующей атакой тяжелых истребителей, которые расстреливали разбегавшихся голландцев. В результате гарнизон был деморализован, а его командир погиб.
В 4:30 началась выброска парашютистов. Из шестнадцати «Юнкерсов» к аэродрому вышли только десять, три самолета ошибочно сбросили десантников у Эйпенбурга, еще три – на шоссе Амстердам–Гаага. Всего в Фалькенбурге высадилось 120 человек, из них 80 прямо на аэродроме, остальные – ближе к мосту через Ауде-Рейн.
Хотя на аэродроме царил хаос, уже в воздухе парашютисты подверглись обстрелу из пулеметов и понесли первые потери. И все же к 6 часам утра немцам удалось захватить аэродром и взять около 150 пленных. Голландцы потеряли 29 человек убитыми и 40 ранеными. Группа парашютистов, направленная для блокирования шоссе, перехватила голландский штабной автомобиль, в перестрелке был убит подполковник Коолс – начальник штаба командующего «Крепостью Голландия» генерала Яна ван Анделя.
Вслед за этим началась высадка посадочного десанта – 47-го пехотного полка полковника Гейзера со штабом и частями усиления, включая легкую полевую артиллерию, зенитные автоматы и полевой госпиталь. В общей сложности здесь предполагалось выгрузить около 2600 человек, перебрасываемых несколькими волнами. Первая волна (53 «Юнкерса») состояла из полкового штаба и большей части 3-го батальона.
Вопреки многим современным описаниям, немецкие самолеты приземлились без потерь – лишь один из них был поврежден огнем голландских пулеметов. Но тут выяснилось, что колеса машин проваливаются в топкую непросохшую почву, и взлететь «Юнкерсы» уже не могут. В результате часть уже отправленных машин вернулась обратно, а другая часть попыталась приземлиться на восьми километрах пляжа между устьем Ауде-Рейна и Схевенингеном (северным пригородом Гааги). Таким образом, основную часть 47-го полка на Фалькенбург доставить не удалось, и высадка здесь была приостановлена.
Всего на пляже высадилось около 400 человек, а общая численность десантников, высаженных в районе Фалькенбурга, достигла 950 человек. Немцы заняли деревни Фалькенбург и Катвийк, разойдясь по территории примерно 5 на 5 км к западу от Лейдена и до самого моря, между Ауде-Рейном и северной окраиной Вассенаара. Десантники также захватили мосты через Ауде-Рейн, а их разведка проникла в Рийнсбург на его северном берегу.
Между тем, в половине девятого утра голландская артиллерия начала обстрел аэродрома из 120-мм гаубиц, продолжавшийся до полудня. Одновременно с началом обстрела аэродром атаковали пять легких бомбардировщиков «Фоккер» С.V, а в 11:20 – три более современных «Фоккера» C.X. Бомбами и снарядами было уничтожено до двух десятков застрявших на летном поле «Юнкерсов», многие из которых еще не успели разгрузить.
Тем временем голландцы подтянули к месту высадки резервы, «запечатали» плацдарм и начали постепенное наступление на него. Первым их успехом стало взятие шоссейного моста через Ауде-Рейн. Затем была восстановлена связь между Лейденом и Вассенааром; ближе к вечеру батальон 1-го голландского пехотного полка занял сам Вассенаар, а также выбил немцев из деревни Маальдрифт, полностью разблокировав трассу Амстердам–Гаага.
Тем временем 4-й голландский пехотный полк подполковника Буурмана начал наступление на Фалькенбург силами 1-го и 2-го батальонов (одновременно с севера и с юга). Около 16:00 наступающим удалось достигнуть перелома, а к 17:30 голландцы заняли аэродром со всеми стоящими там самолетами – их было около 60 (по большей части, выведенных из строя). Основная часть немецкого десанта (до 600 человек) во главе с полковником Гейзером отошла в деревню Фалькенбург, где была блокирована превосходящими силами голландцев. В окружении оказались взводы связи и разведки 47-го полка, три погрузочных подразделения и часть парашютистов 6-й роты 1-го парашютного полка, а также четыре взвода 8-й роты 65-го воздушно-десантного полка. Другая группа из подразделений 2-го батальона 47-го полка (часть 5-й и 6-й рот) вела бой в дюнах без связи с первой.
Обе стороны понесли немалые потери. Голландцы потеряли как минимум 83 человека убитыми, еще какое-то количество оставалось в плену у немцев в Фалькенбурге. Немецкие десантники потеряли 71 убитыми и около сотни пленными.
Окенбург
Аэродром Окенбург располагался у деревни Лоосдуинен (ныне – район Гааги) в полукилометре от морского берега – он играл вспомогательную роль, чаще всего используясь в качестве испытательного. Самолетов тут находилось немного – пять недавно собранных «Дугласов» 8A-3N и два тяжелых истребителя «Фоккер» G.1. Все эти машины еще не имели камуфляжа и вооружения, а главное – на аэродроме не было топлива!
Охрана аэродрома была небольшой – 22-я резервная рота (96 человек) при четырех ручных пулеметах, два гренадерских и один прожекторный взвод. В двух километрах к северо-востоку от летного поля располагалась единственная зенитная батарея.
На аэродроме Окенбург должна была высаживаться 3-я рота 2-го парашютного полка – 135 парашютистов под командованием обер-лейтенанта фон Роона. Вслед за ними должен был приземлиться посадочный десант: 70 транспортных «Юнкерсов» со 2-м батальоном 65-го пехотного полка, усиленным двумя велосипедными взводами (в общей сложности, 800 человек).
Высадка осуществлялась без бомбардировки, но около 4:45 аэродром проштурмовали четыре Bf.110. Однако парашютисты оказались выброшены далеко от аэродрома: один взвод – в дюнах к западу, еще два – у Хук-ван-Холланда (в семи километрах юго-западнее). Часть десантников упала в море и утонула, в итоге на аэродром опустились всего 25 человек, поэтому транспортным самолетам, появившимся через 15 минут, пришлось высаживать 5-ю роту 65-го воздушно-десантного полка прямо под вражеским огнем. Впрочем, из-за отсутствия на аэродроме серьезных огневых средств потери оказались невелики, и к 7 часам утра немцы полностью подавили сопротивление противника. Голландцы потеряли убитыми 28 человек, еще около 50 попали в плен, остальным удалось уйти.
В Лоосдуинене северо-восточнее аэродрома размещалась основная часть гренадерского полка – находившиеся здесь голландские солдаты были быстро подняты по тревоге и перекрыли немцам путь на Гаагу.
Удача десанта позволила перенаправить на Окенбург часть сил, предназначавшихся для высадки в Эйпенбурге – в том числе, самолет, на котором летел командир 22-й дивизии генерал-лейтенант фон Шпонек. Однако около 7:30 аэродром атаковали три голландских бомбардировщика «Фоккер» T.V. Один из них немцам удалось сбить огнем с земли, но 50- и 100-кг бомбы устроили огненный ад на маленьком летном поле, забитом транспортными самолетами – сгорело до десятка «Юнкерсов». Кроме того, аэродром подвергся обстрелу трех батарей 120-мм гаубиц, расположенных в районе Поэлдийка. В итоге доставку войск пришлось прекратить.
После полудня голландские войска перешли в наступление и к 14:30 овладели аэродромом, потеряв убитыми 12 человек. В Окенбурге и его окрестностях были захвачены в плен 160 немцев и освобождены 20 голландских пленных. Из приземлившихся на аэродроме двадцати восьми «Юнкерсов» смогли взлететь лишь шесть, однако остальные были повреждены не слишком серьезно, и после окончания боев их удалось восстановить, как и большинство транспортных самолетов, приземлившихся на окрестные поля и дороги.
В боях за Окенбург немцы понесли тяжелые потери: 60 человек убитыми и до 200 пленными. Голландцы потеряли в общей сложности 62 человека убитыми, число раненых неизвестно, но их вряд ли было менее полутора сотен.
Большая часть немецкого десанта рассеялась по окрестностям. Генерал фон Шпонек и 350 десантников отступили в лес юго-восточнее Окенбурга, закрепились на холме в поместье Бельведер и перехватили шоссе, ведшее из Гааги в Монстер. Ближе к вечеру сюда же пробились 45 парашютистов из группы, сброшенной у Хук-ван-Холланда. Все попытки фон Шпонека установить радиосвязь с другими частями дивизии окончились неудачей. Лишь около 21:00 он сумел связаться с командованием и получил приказ прорываться в направлении Овершие, поселка неподалеку от Роттердама – здесь вдоль шоссе приземлилось множество транспортных «Юнкерсов», предназначавшихся для высадки в Эйпенбурге.
Часть немецких офицеров погибла, была ранена или пленена, управление войсками оказалось нарушено, поэтому командование принял на себя подполковник медицинской службы Вернер Вишхаузен, старший врач 22-й дивизии. Сначала его группа насчитывала около 200 человек, а позднее выросла в 2–2,5 раза за счет бойцов, вышедших из района Эйпенбурга.
Немецкая высадка в «Крепости Голландия» 10 мая 1940 года обернулась серьезной неудачей. Десантные войска понесли огромные потери (не менее полутора тысяч человек только пленными) и не сумели выполнить ни одной из поставленных задач – к исходу дня аэродромы в Эйпенбурге, Фалькенбурге и Окенбурге вновь находились в руках голландцев. К исходу дня силы десанта оказались разделенными на четыре группы, одна из которых была почти полностью уничтожена, а остальные не имели связи между собой.
Литература
-
-
- Д. М. Проэктор. Война в Европе, 1939–1941 гг. М.: Воениздат, 1963
- А. Гове. Внимание – парашютисты! М.: Издательство иностранной литературы, 1957
- Д. Ричардс, Х. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне 1939–1945 гг. М.: Воениздат, 1963
- Б. Кверри, М. Чаппел. Германские парашютисты, 1939–1945. М.: АСТ, Астрель, 2003
- А. Степанов. Пиррова победа Люфтваффе на Западе // История Авиации, 2000, №3
- Ю. Пахмурин. MLD идет на войну. Морская авиация Голландии на защите метрополии // Морская война. Люди, корабли, события. 2008, №2
- Simon Dunstan. Fort Eben Emael. The key to Hitler’s victory in the West. Osprey Publishing, 2005 (Fortress 030)
- Chris McNab. Fallschirmjager. Nemecti vysadkari. Praha: Svojtla & Co, 2003
- I. M. Baxter, R. Volstad. Fallschirmjuger. German Paratroopers from Glory to Defeat 1939–1945. Concord Publishing, 2001 (Concord 6505)
- Chris Ailsby. Hitler’s Sky Warriors. German Paratroopers in Action 1939–1945. London: Brown Partworks Ltd, 2000
-
источник: https://warspot.ru/9757-nemetskie-parashyutisty-v-gollandii-neudavshiysya-eksperiment