Нелёгкий путь лёгкого танка: из разведчика в роботы
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Содержание:
Лёгкий танк появился на заре танкостроения и прошёл длинный путь. Почему он сдал свои позиции, как вернулся и сможет ли снова стать главным в войсках — попробуем разобраться.
Золотая эра
История лёгкого танка, равно как и многих других классов бронетехники, началась на полях Первой мировой войны. Испытав в бою свои первые, достаточно тяжёлые машины, англичане и французы пришли к выводу, что нужны и танки поменьше — более подвижные, для развития наступления.
Сначала дебютировал французский «Рено» FT, вскоре за ним на поля сражений вышел английский «Уиппет».
Немцы тоже заинтересовались лёгкими боевыми машинами и начали работать над несколькими проектами под общим названием «Ляйхте Кампфваген» (Leichte Kampfwagen).
Лёгкие танки отлично показали себя на практике. Их защиты пока что хватало для ведения боя — ведь массовые противотанковые средства ещё не появились. Поначалу хватало и пулемётного вооружения — сражались бронеединицы в основном с пехотой. А самыми важными качествами боевых машин считались мобильность и цена. Лёгкий танк удобно транспортировался к полю боя, а иногда даже мог совершать марши самостоятельно — что для тяжёлых машин того времени было проблемой. И стоил он приемлемых денег, что было особенно важно для разрушенной мировой войной экономики.
Неудивительно, что в межвоенный период именно лёгкие танки заняли нишу основных боевых машин во всех странах. Попутно они значительно прогрессировали.
Появились колёсно-гусеничные машины, по скорости и живучести ходовой не очень уступающие обычным автомобилям. От пулемётов производители быстро перешли к пушкам, чем дальше, тем более серьёзных калибров.
Французы в 30-х представили первые лёгкие танки с противоснарядной бронёй.
И, хотя все эти улучшения казались крутыми, было понятно, что потенциал машин вот-вот будет исчерпан. Появление массовых лёгких противотанковых орудий ставило выживание лёгких танков на поле боя под серьёзный вопрос. В итоге они росли и дорожали, потихоньку догоняя своих средних коллег, — но всё равно не поспевая за развитием ПТО (противотанковой обороны).
С ним можно пойти в разведку
Во Вторую мировую почти все страны-участницы вошли с парком из лёгких танков, бывших основой бронетанковых войск, — но долго это не продлилось. За год-два средние танки в целом вытеснили лёгкие машины. Но они не пропали совсем.
Лёгкие танки массово выпускал СССР в начальный период войны из-за их дешевизны и простоты. А вот попытки создать новое поколение лёгких машин с приличным бронированием и высокой огневой мощью не удались. Однако легкие танки использовались всеми воюющими сторонами для разведки, а иногда их уделом становились бои в сложной местности, где более тяжёлые товарищи не проходили.
После окончания войны именно разведка стала основной нишей лёгких танков. Постепенно граница между ними и разведывательными машинами стиралась. В числе преимуществ всё ещё оставались цена и простота. Этим воспользовались, например, французы, наладив после войны выпуск лёгкого АМХ-13. Так им удалось быстро наполнить войска бронетехникой и потренировать промышленность.
Хорошо покупали лёгкие машины и страны третьего мира, которых привлекали, опять же, их цена и проходимость.
Снова в деле
Технологии постепенно шагали вперёд, и в 80-х годах вдруг потихоньку начал возрождаться интерес к лёгкому танку. Объяснялось это несколькими причинами.
Во-первых, уже становилось ясно, что Третьей мировой в обозримом будущем не ожидается, вместо этого всё чаще будут случаться конфликты в странах третьего мира. А там в противниках скорее встретишь старенькие Т-55 или «паттоны», чем ультрасовременные ОБТ (основные боевые танки). Прогресс в орудиях и снарядах уже позволял установить на лёгкое шасси пушку, пробивающую всю эту древность навылет и даже способную поразить не самые старые ОБТ.
Во-вторых, снова стала цениться мобильность боевой техники — но теперь танки надо было не везти к полю боя на грузовиках, а перебрасывать самолётами через половину земного шара. И для этого лёгкие машины подходили как нельзя лучше.
После окончания холодной войны количество проектов лёгких танков продолжало расти. Это уже были не разведчики. Новые машины лишь немного уступали своим большим коллегам в огневой мощи (для чего пришлось пожертвовать бронированием).
Сейчас лёгкий танк рассматривается как машина, способная быстро оказаться там, где тяжёлые танки не пройдут, воевать наравне с ОБТ предыдущего поколения, поддерживать огнём лёгкие силы, представлять угрозу современным машинам.
Многие военные специалисты видят для лёгкого танка огромные перспективы. История повторяется, и лёгкие машины имеют все шансы снова стать основными. Имеющиеся ОБТ зашли в тупик — расти дальше уже просто невозможно. По весу позади давно остались самые тяжёлые серийные машины Второй мировой, не удалось пока превзойти только немецкий сверхтяжёлый «Маус». А логика противостояния требует ещё больше брони, ещё больше орудие. Неудивительно, что многим хочется разорвать этот порочный круг.
На первый взгляд, лёгкой машине не догнать своих крупных коллег по защите, но это не совсем так. Сейчас быстро развиваются активные системы защиты — они уже способны сбивать ракеты, их учат отбивать и снаряды. Давно идут работы над электромагнитной бронёй. Всё это весит куда меньше, чем метры брони у ОБТ.
Ещё один путь для экономии веса — экипаж. Можно снизить его до двух человек, о чём думают в Израиле, а можно убрать вообще. Танки-роботы уже начинают применять в конфликтах, и многие уверены, что именно за ними будущее. А для операторов и командного состава можно сделать и отлично защищённый мобильный командный пункт. Например, на базе ТБМП.
Практика истории
История танкостроения не самая простая штука, и для освоения сложного вопрос нет ничего лучше практики. И тут есть один интересный момент в помощь — игра World of Tanks.
Многие подумают: как так, неисторичная аркада, что там можно узнать? Да, WoT не танковый симулятор — это скорее симулятор танкостроения, показывающий развитие национальных школ и общих идей. Например, те же лёгкие танки.
На малых уровнях — это основные машины. Они сильны, бодры и веселы, зачастую занимают нишу средних и тяжёлых танков (автор с любовью вспоминает немецкий трофейный «Гочкис», прозванный «песочным маусом», на котором как-то сделал 14 фрагов). Но с ростом уровней, как и в реальности, вперёд выбиваются тяжёлые конкуренты. У них и пушки большие, и броня снаряд держит. Лёгким танкам остаются подвижность и разведка: да, со сверхтяжёлым монстром не справиться в одиночку, но неподвижную тушу легко обойти и показать союзникам.
Наконец, к старшим уровням к лёгким танкам возвращается уверенность. Конечно, это не машины 80-х годов, но зачастую это прототипы 60-х — нереализованные идеи, благодаря которым потом и случится ренессанс лёгкого танка. Он злой, способен сам загрызть даже самого опасного противника в одиночку, а главное — он всё так же подвижен.
Именно за подобное отражение истории World of Tanks по сей день любят многие милитаристы. Лёгкие же танки постепенно возвращаются в войска и имеют все шансы вскоре снова стать основными машинами — что в своё время произошло в WoT (когда ввели ЛТ десятого уровня). Посмотрим, случится ли это в реальности.
источник: https://warhead.su/2019/04/25/nelyogkiy-put-lyogkogo-tanka-iz-razvedchika-v-roboty