1

Неиспользованная квота удачи.
Выражаю благодарность коллеге Арчер на ФАИ, описавшего десантную операцию. Впрочем, первоначальная цель – «десант на Хоккайдо» уступило место именно войне.  В некотором роде доработанная версия «Не сухое Цусимское сражение».

Перечитывая «Цусиму» Новикова-Прибоя, и «Порт-Артур» Степанова, меня задевал не сколько сам факт наших потерь, сколько факт отсутствия потерь у японцев. Первый бой,  и мы теряем «Варяг» и «Корейца», а японцы – ничего (миноносец как-то ну не то). Гибнут «Стерегущий» и «Страшный» — и снова у японцев нет потерь. Потоплен «Новик» — и снова японцы без потерь. Бой ВОК и гибель «Рюрика» — и снова в сухую. Русский флот почти прорвался во Владивосток – и не потери, но выход из войны 3-х кораблей. А японцы никого в нейтральные воды не отправили. А уж про Цусиму и говорить не чего – в  сухую развели (опять 3 миноносца, и даже не там где надо). 
Можно было бы кардинально переиграть РЯВ в пользу России, но это не раз делалось. Хотелось бы представить, и чуть улучшить Россию, если бы японцы то же несли потери. Что бы им меньше улыбалась удача…

А ведь Японии в русско-японскую войну постоянно везло. Странно, не правдоподобно – но везло. А вот после РЯВ, и во время Второй Мировой Войны, Японии уже не везло. Словно Япония имела свою квоту удачи, полностью использовав её в войне с Россией. 
Ведь если посмотреть на войну Японии и России, на войну Японии на Тихом океане, выявляется странное соответствие. Словно японцы повторили русские ошибки и промахи. 
Желтое море = Коралловое море + Мидуэй. Русские практически прорвались, и вдруг случайный осколок, который повернул эскадру обратно. Именно это сражение стало последним сражением 1ТЭ, и фактически окончательным овладением Японии стратегической инициативы. А Коралловое море и Мидуэй – несколько маленьких случайностей, вырвали победу из рук Японии, и отдали ее союзникам.
Дальний = Перл-Харбор. Город-порт Дальний, со всей инфраструктурой достается японцам целым и невредимым. И японцы воспользовались им на всю катушку. В РИ на Перл-Харбор было два налета которые потопили американский флот – но вся портовая инфраструктура осталась целой. И в результате американцы не испытывали проблем с базированием кораблей, и подчинили поврежденные корабли.
Цусима = Марианское сражение. В обеих случаях, самое мощное соединение которое было с начала войны, оказывается разгромленным с минимальными потерями у противника. Можно отнести сюда и Филиппинское сражение, хотя в нем японцы уже не сильно надеялись на успех. 
Не состоявшийся последний «бой» 1ТЭ а = «Ямато». (то же не состоялся)
Рейд  Инкоу = Индийский океан. (не успех русских, и слабые действия японцев)
Русские подводные лодки = американские атомные бомбы. (чудо-оружие)
Крейсер «В.Мономах» = авианосец «Лексингтон» (?) – ошибка в опознании.  Русские моряки приняли приближающие миноносцы за свои, а  японские пилоты приняли авианосцы за свои.
Слабое русское крейсерство и полная блокада устроенная американцами.
Прекрасно видимые русские корабли из-за отсутствия маскировки = взломанные японские коды. Результат японское соединения были прекрасно видны американцам.
Оружие = бомбы. (стрелковое оружие доставленное в Россию и минимальная акция воздействия на США).
Бронебойные русские снаряды = бронебойным японским снарядам – слишком тугой взрыватель.

Но если бы квота удача, которая позволила Японии победить Россию, была бы использована не вся?
Подобное отражение  отразилось бы с в виде развилки с идущими последствиями, о которых ниже. А именно, что было бы если  меньше улыбайся удача японцам на море в русско-японскую войну, и улыбайся больше во Вторую Мировую войну….

Часть-1: русско-японская война
Чемульпо. Канонерская лодка «Кореец», после затопления «Варяга» смогла вырваться из окружения. Однако не имея возможности пробиться к своим, впоследствии была интернирована.
 Капитан Степанов решил остаться – и погибнуть вместе с кораблем. Но помощник решил силой убедить капитана отказаться от этой старой рыцарской идее. По его приказу, один из матросов (после непродолжительной борьбы) скрутил Степанова. В итоге, Степанов попал в госпиталь – не только из-за переохлаждения, но и из-за нескольких синяков, в том числе и на голове. 
 25 февраля бой миноносцев у Ляотешаня стал первой победой русских. Японский миноносец «Акацуки» потерял ход, и был затоплен японцами. Бой миноносцев у острова Эллиот 26 февраля  закончился с равным счетом. Русские потеряли миноносец «Стерегущий», японцы – «Акебоно» (в виду тяжелых повреждений выведен из строя).
 2 мая. Адмирал Иессен решил не гонять легкий крейсер, а воспользовался миноносцем. Впрочем, судьба все же отметила крейсер.
13-14 (26-27) мая. Состоялся бой у Цзиньчжоу, в котором два русских полка в течение 2-х суток отражал атаки четырех японских дивизий. Оборона была прорвана только к вечеру 14 (27 мая). Хотя вечером 13 (26) мая японские канонерки подавили левый фланг русских, но подошедшее русское подкрепление остановило японскую атаку. В течение следующего дня, японский флот систематически простреливал перешеек, но сами японцы не атаковали. Считая, что противник понес большие потери, и отложит новый штурм на пару дней, командование расслабилось. Вечером 14 мая, японские войска нанесли неожиданный удар, прорвав русскую оборону, однако темнота и большие потери помешали развить успех. Потери японцев составили 8 тысяч человек, русских — около 3 тысяч человек убитыми и ранеными.
Новым местом сражения, стал город-порт Дальний. Однако, по не ясным причинам, было решено не защищать Дальний, а только его разрушить – что и было сделано. 
В результате успеха во время боя у Цзиньчжоу японцами была преодолена главная естественная преграда на пути к порт-артурской крепости. 31 мая японскими войсками был после небольшого боя занят порт Дальний, однако его верфи, доки и железнодорожная станция были разрушены русскими войсками.
Крейсерство ВОК.
Второе крейсерство ВОК увенчалось большим успехом. Адмирал Иессен рискнул, ведя отряд экономичным ходом. В результате, русские потопили 5 пароходов. 2 июня потоплены пароходы «Садо-Мару» (В РИ – уцелел) и «Хитаци-Мару». Результатом крейсерства (классического а не булавочных уколов) русского отряда стало потопление 15 японских пароходов.
Подрыв «Богатыря» на японских минах заставил пересмотреть существующую систему безопасности. В результате срочно принятых мер, в дальнейшем русским удавалось избегать потерь от мин поставленных японцами.
 

Бой в Желтом море и Корейском проливе.
 Взрыв на броненосце «Микаса» — и адмиралу Того пришлось перевязывать раненную руку. Впоследствии, это событие стало широко известным. Адмирал Того руководит сражением, с истинно самурайским спокойствием не замечая как ему перевязывают руку.
Раненная рука была пустяком —  в завершающей стадии сражения (русские уже повернули к Порт-Артуру) взорвался крейсер «Мацусима». Именно взорвался, хотя версия о метком русском выстреле была актуальна пару лет.
 Несмотря на стратегическую победу Японии  (русские так и не смогли прорваться во Владивосток), по очкам выиграли русские. Японские корабли были повреждены сильнее, да и русские  не потеряли потопленными ни одного корабля.  Впрочем, в скорее пришли и хорошие вести. Прорвавшиеся русские корабли – «Цесаревич», «Аскольд» и «Паллада» вместо того что бы идти во Владивосток, пришли в нейтральные порты. Бой в Корейском проливе, когда русские крейсера пытались соединиться с броненосцами, так же был в пользу японцев. Русские понесли большие потери, потеряв один из крейсеров. Но….
Корейский пролив. Во время боя с русским крейсером «Рюрик», крейсер «Нанива» неосторожно подошел на близкую дистанцию к уже не отвечающему противнику (около 9.00)…. И вдруг русский крейсер ожил. Не только открыв огонь, но и рванувшись вперед, намериваясь взять противника на таран. Легкий японский крейсер должен был легко уйти от тяжело поврежденного русского крейсера, но удача в тот день была не на стороне старого японского крейсера. Приблизившись на близкую дистанцию, японцы прозевали момент пуска торпеды, а торпедированный крейсер плохо слушается рулей. Хотя  «Рюрик» и не имел большой скорости но масса и таран сделали дело – «Нанива» тонул.
Последним морским боем стало сражение около Сахалина.
Бой «Новика» и «Цусимы» начавшийся на 40 кабельтовых проходил с постоянным сближением обеих кораблей. Ожесточение боя было с обеих сторон велико, однако понеся тяжелые повреждения, противники. имея крен,  разошлись. При этом, каждая из команд, крейсера, борясь с затоплением, считала, что бой проиграла. Однако бой закончился в ничью – «Новик» затонул на мелководье, полностью скрывшись над водой. Ненадолго пережил бой и «Цусима», — вскоре он был оставлен экипажем, и перевернувшись затонул. через полчаса окончания боя, был оставленный экипажем перевернулся и затонул. 
Таким образом, русский флот  уменьшилась на 5 кораблей, а японский  на 3 корабля. (не считая миноносцев с обеих сторон) Однако этот подсчет адмирала Того, не слишком радовал – тактически победа за Японией, но еще один такой прорыв русских, и сможет ли Япония продолжать войну? И почему «Читозе» и «Цусима» не атаковали этот проклятый – грозу японский миноносцев – «Новик»?
С Камчатки шли не утешительные вести – русский вспомогательный крейсер «Лена» гонял японских рыбаков. Что бы пресечь активность русских, как крейсера, так и местных добровольцев, на Камчатку был отправлен крейсер «Нийката». Свое назначение японских крейсер выполнил, хотя и частично — «Лена» ушла из Охотского моря. В дальнейшем капитан «Лены» не горел желанием вновь встретиться с крейсером противника, и решил крейсировать (по согласованию) на Тихоокеанском маршруте. Стремясь отыграться за японских рыболовов, «Нийката» прибыл в Петропавловск-Камчатский.  Однако закрепиться в Российских владениях, японцам из-за недостатка сил удалось. Другим препятствием стала погода, или непогода – во время налетевшего шторма японский крейсер потонул. 
 

Порт-Артур.
Поскольку японским войскам не хватала осадных гаубиц, осада затягивалась. Да и когда гаубицы наконец были доставлен, требовалась железная дорога, что бы эти гаубицы и мортиры доставить на место. Все это привело к тому, что осада русской крепости затягивалась. И только 2 февраля Порт-Артур капитулировал. Длительность осады составила 371 дней
Последнее сражение.
Первоначально хотел что бы геройски воевал Небогатов, но потом решил остановиться на раннем варианте.
Командир «Севастополя» капитан 1 -го ранга Н.О. Эссен настоял на активных действиях на море, которые даже в случае поражения и гибели эскадры могли ослабить японский флот, облегчив задачу балтийским подкреплениям.
С начала сентября до 23 октября контр-адмирал Вирен имел возможность выйти в море с 4 броненосцами, «Баяном» и «Палладой», правда, при сокращённом боекомплекте для орудий средних калибров. В течение последующего месяца ещё можно было рискнуть пойти на прорыв в нейтральные порты уже с семью большими кораблями и миноносцами. На броненосцах оставалось не менее 500 тяжёлых снарядов, которых, по опыту 28 июля, хватило бы на 2-3 часа боя. Выхода эскадры весьма опасался и адмирал X. Того, вынужденный держать в готовности свои главные силы. Даже случайное появление на внешнем рейде «Ретвизана», который 25 сентября пытался таким образом уклониться от обстрела осадных орудий, вызвало поспешное развёртывание японских боевых отрядов. Однако Р.Н. Вирен предпочитал «сражаться в гавани».
Броненосцы Российской Империи вышли что бы дать последний бой – хотя и погибнуть, но нанести урон противнику. Сражение не имело той интенсивности, которое было в Желтом море. Часть матросов и офицеров действительно шла на последний бой, стремясь погибнуть но нанести урон противнику, кто-то бунтовал – чего на смерть посылают, большинству было безразлично. Не имея точной цели, русская эскадра вела бой относительно вяло, как впрочем и японцы – адмирал Того опасался больших потерь.
После боя, русская эскадра, воспользовалась темнотой и поспешила обратно – кроме броненосца «Севастополь». Броненосцы «Ретвизан» и «Победа», а так же крейсер «Баян», вернулись в Порт-Артур для ремонта и исправления повреждений, но ремонт затянулся (будут потоплены огнем японской артиллерии). Броненосцы  «Полтава» и «Пересвет» во время отступления / сражения подорвались на минах, и остались на внешнем рейде – позднее затоплены на глубине. А вот броненосец «Севастополь» совершил, казалось невероятный поступок — прорвался в Чифу. Одно дело, когда прорывались лишь истребители, и другое дело, когда тихоходный и громадный броненосец. Известие о прорыве «Севастополя» около недели расценивалось как шутка, не только в Англии (Лондонская «Таймс» поспешила весь мир убедить о «русской шутке»), но и в России («невероятно»!). Но удача сопутствовала русским — «Севастополь» оказался в нейтральном порту.
Рейд на Инкоу.
Эта глубокая диверсия русских войск стала предостережением Японии – враг может наносить удары, причем по тылам. Рейд генерал-адъютанта Мищенко П.И. дезорганизовал  японский тыл (, и позволил русским (ободренным успехом) перейти в наступление на Сандепу, которое впрочем не увенчалось успехом. За время рейда разгромлено около десятка  японских воинских команд, уничтожено до 800 обозных арб с воинскими припасами, сожжены склады в портовом городе Инкоу, в ряде мест нарушена телефонная и телеграфная связь противника, пущено под откос три поезда, взято 80 пленных. За время набеговой операции отряд в боях потерял убитыми и ранеными 480 человек. Главную цель рейда конный отряд оказалась выполнена лишь частично: разрушенное во многих местах железнодорожное полотно японские ремонтные бригады восстановили за несколько суток.
 

Цусима.
Известие о падении Порт-Артура (2 февраля) стало известно на 2-й Тихоокеанской эскадре когда она была около Цейлона. Высказывалась мысль, об остановке 2-й эскадры, что бы она дождалась подкреплений с Балтики. Другие доказывали, что сейчас самое время идти вперед  — японские корабли повреждены и не смогут противостоять российским. Если 2ТЭ остановится и дождется подкреплений, то японцы подчинят поврежденные корабли, восполнят потери в экипажах, и эффект последнего сражения будет нулевым. Поэтому 2ТЭ должна двигаться во Владивосток, и в российском порту может спокойно тренироваться. На Балтике спешно была сформирована 3-я эскадра – в нее должен был войти спешно достраиваемый броненосец «Слава». При этом совсем не исключалась возможность ввести в строй (!!!) еще два броненосца, строительство которых шло авральными темпами —  «Андрей Первозванный» и «Св. Евстафий» (оба броненосца вошли в строй в 1907 году).  
1 апреля 1904 года, русские крейсера «Днепр», «Рион, «Кубань» и «Терек» отделились от эскадры и отправились в крейсерство. После 20-х чисел  апреля, крейсерство было по сути прекращено. За время крейсерства было потоплено 16 кораблей (?!).
По замыслу адмирала Рожественского  2 ТЭ должна была прибыть во Владивосток, в течение месяца провести ремонт, и к 14 мая дать японскому флоту сражение. За это время, русские крейсера смогли нанести урон японской торговле, а с Балтики подходило  новое подкрепление.
Однако, у судьбы были свои планы к сражению случившемся 14 апреля 1905 года.
К шраму на руке адмирала Того, добавился шрам на груди. Русский осколок уже на излете чиркнул японского адмирала по груди.
На пятидесятой минуте Цусимского боя, когда расстрелянный русский броненосец «Ослябя» уже исчез с поверхности моря, а пылающий флагманский корабль Рожественского «Суворов» покинул строй, русский 12-дюймовый снаряд (точно не установлено с какого именно корабля) пробил броню кормовой башни главного калибра на японском броненосце  «Фудзи». В башне вспыхнули заряды, и яростно гудящее пламя, сжигая оказавшихся на его пути японских комендоров, ринулось по элеваторам вниз, в артиллерийские погреба.
Британский наблюдатель капитан Пэкенхэм, увидев с борта «Асахи» полотнище огня на корме «Фудзи», окаменел. Он хорошо знал, что должно произойти…. И произошло. Глухой рёв чудовищного взрыва, громадного дымного облака над японским кораблем и летящих во все стороны обломков – это всё, что осталось от корабля после взрыва погребного боезапаса.
Английский нитроцеллюлозный порох – кордит – легко взрывался при быстром сгорании. А на японских кораблях применялся именно английский порох…..
Второй раз, зловещий фейерверк Пэкинхэм, уже адмирал, увидел 11 лет спустя, когда в Ютландском бою под германским огнем взорвались один за другим три британских линейных крейсера. После попадания немецких снарядов в их орудийные башни, заряды кордита вспыхивали, огонь проникал в погребах, и… .  Но это будет уже совсем другая война.
Гибель броненосца имели последствия. Количество попаданий в русские корабли уменьшилось, а вот в японские —  увеличилось. Особенно сильно пострадали корабли итальянской постройки – «Ниссин» и «Кассуга». Впрочем и француженка («Аздумо») из-за короткой юбки, получила повреждения и вышла из боя.
13.50 крейсер «Издуми» вступил в бой с крейсером «Владимир Мономах» получил повреждения (все в носовую часть), и вскоре затонул.
Около 17.08 флагман вице-адмирала Дева «Кассаги» получил попадание тяжелого снаряда, ставшее для легкого крейсера роковым. Русские бронебойные снаряды в который раз подтвердили, что могут быть опасны – «Кассаги» получил попадание в левый борт, а лег с креном на правый!
 Один из последних русских выстрелов сделал «Сисой Великий», попавший 12-дм снарядом во флагман Камимуры и выведший «Издумо» из строя.
Днем русские теряют «Ослябя», «Суворов». «Бородино» (головной),  «Орел», «Сисой Великий» (слабо поврежден), «Наварин» и «Александр-3». Крейсера «А.Нахимов», «В.Мономах», «Д.Донской», «Светлана», «Изумруд», «Алмаз»». Рассматривался вариант чтобы русская эскадра повернула на юг, но предполагая у противника тяжелые потери, решено продолжить прорыв на север. Около 19.30 броненосец «Бородино» не справившись с пожаром в башне, взорвался. Спасена часть экипажа.
 Ночью крейсера «Аврора», «Жемчуг» и «Олег» уходят на юг. Основная часть русская эскадра частично рассредоточена, частично потоплена («Наварин», «Александ-3», «Нахимов») японскими миноносцами.
Днем, «Орел», «Сисой Великий»  и «Изумруд» обнаруживают, что остались одни из всей эскадры. Неожиданное появление, и постепенное приближение 6-и японских броненосных кораблей («Микасса», «Асахи», «Сикисима», «Ивате», «Якумо», «Асама») было громом среди ясного неба. Понимая, что нового боя русским кораблям не выдержать, капитаны броненосцев решили затопить корабли. «Изумруд» прорывается, и неожиданно встречен (командир чуть было не отдал приказ затопить крейсер) крейсером «Россия». 
Крейсер «В. Мономах», хотя уже и несколько раз обстрелял собственные миноносцы, но вновь открыл огонь по приближающимся миноносцам. Миноносец «Громкий» (единственная торпедная атака русских в Цусимском сражении), торпедировал противника. Однако оба русских корабля не решились идти на север, а взяли курс на юг.  Поскольку на юг ушли и российские крейсера Энквиста, возобладало мнение, что «сейчас заправимся, и мимо Японии пойдем».  Оба корабля интернированы.
Крейсер «Светлана» справился с повреждениями (попутно снабдив углем миноносец «Быстрый»)  и решил идти во Владивосток вдоль корейского берега.  Около 7.00 «Светлану» стал нагонять «Отава» и истребитель «Муракумо». Сражение между крейсерами и миноносцами началось около в 8.30. Из-за русских снарядов, на «Отаве» вспыхнул пожар, и крейсер вышел из боя (впоследствии затонул). Бой миноносцев закончился вничью (после отхода «Отавы», «Муракумо» то же предпочел отойти). «Светлана»  вместе с миноносцем «Быстрый» дошла до Владивостока.  
Около острова Джалетт, русские миноносцы «Грозный» и «Бедовый» встречены «Россией» и «Громобоем». Узнав о «Донском», «Россия» движется на юг, отогнав японские миноносцы.
«Д. Донской» после ожесточенного боя отбился от крейсеров «Сума», «Такатихо» и «Акаси». 
Потери
Россия. Потоплено 7 броненосцев, броненосный крейсер, 2 миноносца, 2 вспомогательных корабля. Интернировано 4 крейсера,  2 миноносца и 2 вспомогательных судна. Во Владивосток прибыли  3 крейсера и 5 миноносцев. Общие потери около 4 тысяч человек.
Япония. Потоплено  1 броненосец, 3 легких крейсера и 6 миноносцев. 3 броненосных крейсера («Ниссин», «Кассуга» «Издумо») выведенный из строя. После окончания РЯВ исключены из списков флота, и позднее потоплены как мишени. Людские потери  2 тыс. человек.
Сахалин.
Несмотря на сокрушительный успех в Цусимском сражении, требовалось еще что-то, что бы убедить Российскую Империю в невозможности продолжения войны. Этим что-то должен был стать Сахалин.
Против Сахалина, японцы отправили эскадру адмирала Катаоки, а так же несколько крейсеров. Несмотря на первоначальный успех, продвижение японских войск замедлилось. А затем японский флот стал нести новые потери.
Японский миноносец был торпедирован «Кетой». А через неделю произошло событие, повлекшее массу слухов, но так и не выясненное. Однако успех ПЛ был в основном оценен как случайный.
Долгое время оставалась неясной причина гибели крейсера «Асама». Играя роль плавучей батареи, «Асама» обеспечивал постоянную поддержку японских войск. Однако, в один день, в бухте Провидения, «Асама» взорвался и потонул. Согласно официальной версии от русской мины. Согласно второй – торпедирован русской подводной лодкой, чьи обломки были позднее найдены.
Однако в СССР были проведены исследования доказавшие, что «Асама» был торпедирован.
После этого взрыва, японский флот утратил прежнюю активность в поддержке своих войск. К тому же проблем и задач у японского флота хватало. Русские смогли сформировать во Владивостоке новую крейсерскую эскадру, и дожидались подхода подкреплений — 6 броненосцев и 2 крейсера. Несмотря на то, что из этих 6 броненосцев, «Слава» была грозной силой. Остальные броненосцы — 2 типа «Александ-2» и 3 типа «Адмирал Ушаков», боевую эффективность имели малую. Крейсера «Память Азова» и «Очаков». В принципе русскую эскадру можно было не рассматривать в серьез, если не пришедшие  извести о готовности «Потемкина» и «Трех Святителей» присоединиться к эскадре. Несмотря на малую силу, контр-адмирал Небогатов использовал все возможности привидения эскадры в боевую силу. Кроме постоянных тренировок, следования ночью, все корабли были перекрашены в грязно-оливковый цвет.
Кроме того, вскрылась еще одна слабость японского флота. Японский флот, хотя и имел 3 броненосца и 5 броненосных крейсеров не имел кадров. В ходе Порт-артурского последнего сражения, японский броненосный флот понес потери, которые были компенсированы легкими силами. Всех лучших с крейсеров переместили на главные силы. Однако после больших потерь в Цусимском сражении, опытных моряков было брать негде. И как показала практика, вытаскивание лучших из лучших, и лучших из худших, привело к потерям легких крейсеров.
 За день до заключения мирного договора, взорвался броненосец «Микаса» — последняя жертва русско-японской войны. После гибели «Асама» версия о русских ПЛ совсем не исключалась.
Результат русско-японской войны
По результатам мирного договора, Япония не получила Сахалин.
Общие потери
Россия  51 тыс.чел
Япония  100 тыс.чел
 

Часть-2: От 1906 до 1941.
Таким образом, после окончания русско-японской войны, Российская империя имела
Балтика: броненосцы «Слава», «Цесаревич», «А. Ушаков», «Г-А. Апраксин»,  «Александр-2», «Андрей Первозванный».  Крейсера «Россия», «Громобой», «Аврора», «Олег», «Богатырь», «Новик» (поднят). 
Тихий океан: броненосцы «Севастополь», «Николай-1», «А. Сенявин».  Крейсера «Аскольд», «Жемчуг», «Изумруд», «Светлана», «В. Мономах», «Д. Донской». В 1907 году возвращен «Варяг».
Несмотря, на то что Степанов еще до выздоровления и после рвался в бой (или на смерть), ни на один корабль он допущен не был (после гибели Макарова, Степанов был вторично сослан на берег). Степанов был «виновен» (точнее повинен) в гибели двух российских кораблей – «Енисей» и «Боярин».  Сначала собственный корабль посадил, потом еще и другой прихватил. Тем не менее Степанов не унывал, и занялся изучением всех боев, а так же анализа повреждений. После окончания РЯВ, Степанов занимался созданием русских линкоров.
Опасаясь новой войны с Японией, в России решено превратить Сахалин «Дальневосточный Кронштадт».  Для тихоокеанской эскадры потребовалось развитие дальнего востока, в особенности портов – Владивосток и Петропавловск-Камчатский. Обустраиваются базы, появляется больше морских специалистов. Впрочем, новая война с Японией, была не только опасна, но и возможна. Хотя мир и был заключен, в Российской Империи зрели мысли о реванше. Понимая, что в 1905 году продолжать войну было поздно, было решено отложить ее. Уже 1 июля были заложены броненосцы «Павел-1» и «Иоан Златоуст», работы по которым велись ускоренными темпами. Но вошли в строй они в 1910 году. 
Япония вышла из войны, понеся большие потери, не сколько военные, сколько финансовые. Недостаток финансов, вынудил Японию продать России крейсер «Варяг»! Лучше продать русским легкий крейсер и построить дредноут, чем  остаться с крейсером, но без дредноута. Недостаток финансов, не позволил Японии вернуть «Асаму». Впрочем, Российская империя не стала восстанавливать японский крейсер, а принялась разбирать его на металл. Окончательно «Асама» была разобрана уже при советской власти.
В японском флоте после войны 4 броненосца («Сикисима», «Асахи», «Ретвизан», «Пересвет») при этом с разными характеристиками. Крейсерские силы так же не были полными. Но зато ожидалось вступление в строй новых крейсеров и очень мощных броненосцев. 
Война с Россией была детально изучена Японией. И высшие чины пришли к выводу, что война это не легкая прогулка (как было с Китаем), а очень серьезное дело, т.е. к войне надо относиться очень серьезно. Особое внимание было уделено подготовке и кадрам. Практика сбора «лучших из лучших» имела свои минусы, причем существенные. После больших потерь, не было подготовленного резерва что бы закрыть образовавшуюся брешь. А то как-то внезапно получилось, что японский флот потерял практически всех опытных стрелков. Часть погибла в Желтом море и под Порт-Артуром, большая часть погибших – в Цусимском сражении.
Не удовлетворительной оказалась и служба защиты. Хотя русские крейсировали плохо,  но именно русские крейсера задержали падение Порт-Артура и нанесли серьезный удар по морским коммуникация Японии. А японские крейсера толком ничего сделать не смогли.
А если бы война продолжалась? Еще одним фактором недооценки, явилось возможность переброски флотов. Если 2ТЭ задержалась с выходом, то 3ТЭ проявила хорошую оперативность.
 В результате, Япония с 1906 года начала вести иную кадровую политику, обеспечивая себе достаточный резерв, на случай непредвиденной ситуации.
Опасаясь новой войны с Россией (в 1908-11 годах в строй вступило 4 новых русских броненосца), Япония занялась развитием антикрейсерской войны.  Нельзя было допустить, что бы русские крейсера или чьи бы то не было еще, наносили урон японскому судоходству. Однако в России, прикинув что воевать, придется уже не с калеками, а с новыми кораблями, отказались от новой авантюры. 
ПМВ. Изменения от РИ.
1914 год. Немецкий крейсер «Эмден» потоплен крейсером «Изумруд».
1915 год.  Япония не продала России больше кораблей. «Севастополь» подорвался на мине в Красном море. 
1917 и 1918 год. Броненосный крейсер «Цукуба» и линкор «Кавачи» благополучно избежали страшных взрывов. 
1922 год. После гражданской войны, на Тихом океане у СССР остались броненосец «А. Сенявин», крейсера «Жемчуг» и «Изумруд».  Наличие оставшейся инфраструктуры и кадров позволяет сравнительно быстро привести флот в боевую готовность. По самым оптимистическим подсчетам — в половину от довоенной. Главной силой и защитой на Тихом океане, должна была стать авиация.
А эффективность действий японского флота оценивалась высоко: так во время учений 1937 года  японский флот (командующий Кузнецов) смогло незаметно войдя в Охотское море, атаковал Сахалин с севера, и добилось победы. После «Сахалинского разгрома», тихоокеанская авиация была подвергнута усиленным тренировкам. Постоянные учения морской авиации дали о себе знать – летом 1939 года японское соединение вошедшее в Охотское море, находилось практически под постоянным наблюдением советской… стороны.  Причем не только со стороны разведывательных, но и бомбардировочных самолетов (в некоторых случаях бомбардировщики самостоятельно обнаруживали цель).
В Японии конфликты 1938 и 1939 года подтвердили предположение, что война не легкая прогулка. И особенно что русские – уже не прежние русские. Советская армия отличается от царской армии.
 

Часть-3: Вторая Мировая Война
СССР. Учитывая, большие потери и недостаток опытных пилотов на Севере, пилоты тихоокеанские морской авиации переброшены на Север, в меньшей степени — на Черное и Балтийские моря. Благодаря хорошо подготовленным на Тихом океане кадрам, общий уровень советских пилотов морской авиации стал выше. И это сказалось на росте немецких потерь. Карманный линкор «Адмирал Шеер», был обнаружен, и подвергся массированным ударам авиации. А вскоре после начала ударов, в указанный квадрат вышли советские эсминцы, подводные лодки, а так же союзные корабли (американский тяжелый крейсера «Тускалуза» и 2 эсминца).  Существует легенда, что на «Адмирал Шеер» было передано сообщение, смысл которого был «сдавайтесь иди спасать не будем». Уже имея опыт «не спасения», когда немецкие корабли (в большинстве случаев подводные лодки) не спасали моряков оказавшихся в северных водах, советские и американские моряки собирались устроить подобную практику и с немецким кораблем.
Несмотря на успехи советских пилотов, в 1942 году Дальний Восток был практически беззащитен лишившись многих опытных пилотов морской авиации. Впрочем это относилось и к сухопутным частям. 
 

Перл-Харбор. 7 декабря 1941 года
Помня о том, что в РЯВ, ремонтная база позволяет ввести в строй поврежденные корабли, адмирал Ямамото отдал приказ на нанесение третьего удара. Разрушенные доки, мастерские, страшный пожар из резервуаров с нефтью прекрасно дополнили картину разгрома американского флота. Потери: Япония 44 самолета и 83 человека; США из 4-х потопленных линкоров ни один не восстановлен, 5359 человек убитыми и раненными
5 апреля Рейд в Индийский океан.
Успех рейда во вражеский тыл (после разгрома английского соединения), раззадорил Японского дракона. Новые корабли Страны Восходящего солнца вошли в Индийский океан. Впрочем, рейды по вражеским тылам нравились Японии все больше и больше – японские подводные лодки и вспомогательные крейсера стали действовать все дальше и дальше от метрополии. Индийский океан, побережье Южной Америки, Атлантика – встретить в этих местах японские торпеды или снаряды было привычным делом. И что бы изменить эту пагубную ситуацию, приходилось отправлять на противодействие японским рейдерам все новые и новые силы. 
Битва Коралловое море 4-8 мая 1942 года.
В темноте японские пилоты в последний момент опознали американские авианосцы, и атаковали. К этому времени часть японских самолетов уже сбросила бомбы, поэтому удар получился слабым – но и его хватило. Взлетная палуба американского авианосца («Лексингтон»?) была повреждена, и не смотря на все усилия команды,  ремонт затягивался. На следующий день, только 40 американских самолетов смогли нанести удар  по японскому соединению, но не добились успехов (повреждения были исправлены силами экипажей).  Ответный удар был куда сильнее – оба американских авианосца были потоплены («Йорктаун» после длительной борьбы за живучесть). Победа в этой битве, позволила Японии продолжить наступление на Соломоновых островах и Новой Гвинеи.
Впрочем, борьба за Порт-Морсби привела к большим потерям в японской авиации. 
Битва за Гавайские острова. 4 июня 1942-1943 год.
На первом этапе, японским войскам сопутствовал успех, хотя было видно, что удача улыбается и американцам. Все началось с ожесточенной битвы за Мидуэй, в котором два японских авианосца (из шести) были внезапно атакованы в самый уязвимый момент, и не смотря на все усилия команд, позднее потонули. И хотя, японцы имея общее превосходство в силах, смогли организовать контрудар, и продолжили наступление, потеря двух авианосец была тревожным звонком. Взятый легко Мидуэй и разгром американского авианосного соединения (2 авианосца), был лишь первыми днями сражения, которое продлится около полугода. (Под влиянием идущей битвы за Гавайские острова «Синано» перестроен из линкора в авианосец).
Американские войска, к удивлению японцев, оправились быстро, решив сражаться за Гавайские острова до последнего. Для этой цели к Гавайским островам были отправлены крупные силы – в том числе и 2 авианосца.  Впоследствии, что бы ослабить натиск японцев, было принято решение нанести отвлекающий удар на Соломоновых островах.
Ожесточенная битва за Гавайские острова «пробудила» японский линейный флот. Вспомнились уроки русско-японской войны, особенно то, что противник Японии – Россия, держала эскадру в порту, избегая сражений, и все это закончилось потоплением в собственном же порту. Почему японский линейный флот продолжает бездействовать. В то время как авианосцы активно участвуют и несут потери? И новые японские линкоры, действуя совместно с ветеранами – линейными крейсерами типа «Конго» — стали обрушивать мощь своих орудий на позиции вражеских войск, но самое главное — на американские и английские линкоры. Впрочем, сверхлинкоры, по-прежнему в активной битве не участвовали, но постоянно прикрывали авианосцы.   
В этой ожесточенной битве на истощение, победа в битве за Гавайи досталась союзникам…. Инфраструктура островов была после битвы в тяжелом состоянии, проще говоря – отсутствовала.
 Общие потери Японии – 30 кораблей (в том числе 5 авианосцев), 20 тысяч убитых, раненных и пленных. Хотя Япония и потеряла несколько сотен опытных пилотов, но их гибель была довольно-таки быстро компенсирована новыми.  Потери США – 15 кораблей (4 авианосца), 10 тысяч убитыми, раненными, пленными. 
После этой битвы за Гавайские острова и не удачей японского наступления на Соломоновых островах, стратегическая инициатива перешла к союзникам.
 

Захват союзниками тихоокеанских островов.
8 июня 1943 года линкор «Муцу», ощутил ледяное дыхание смерти, показавшиеся многим слишком не ледяным, а даже горячим. Слишком горячим и огненным. Но случайность, и смерть обошла корабль стороной…
С ноября 1943 года союзные войска после ожесточённых боев заняли острова Гилберта и часть Соломоновых островов, западную часть острова Новая Британия и юго-восточную часть Новой Гвинеи. В северной части Тихого океана американские войска вернули осенью Алеутские острова
Битва за Соломоновы острова (2 августа 1942 – по 2 сентября 1945 года) была в самом разгаре. В одном из боев, американские линкоры «Саут Дакота» и «Вашингтон» тяжело повредили линейный крейсер «Кирасима» но сами были потоплены японскими линкорами. Это сражение знаменуется тем, что японцы сменили коды, и заманили американское соединение в ловушку. В дальнейшем, американцам с большим трудом удавалось взламывать японские кода.
Гилберта-Маршалловская операция 19 марта 1944 года  по 10 августа 1944 года.
 3 часа 17 минут 29 ноября 1944 года в правый борт мощнейшего авианосца «Синано» одна за другой ударили 4 торпеды. Корабль получил серьезные повреждения, но для корабля таких размеров они не были фатальными. Несмотря на заводские недоделки (в некоторых переборках отсутствовали водонепроницаемые двери), и значительную часть неопытной аварийной партии, авианосец остался на плаву. «Торпедирование авианосца «Синано» — писал свидетель тех событий – стала символом наших военных не удач. Мы создали прекрасный корабль и очень им гордились. Он казался нам величественной и непоколебимой твердыней на море. Он был тяжело поврежден – и остался в строю. Это больше чем знак судьбы». Действительно. Казалось что еще чуть-чуть, и японский флот отойдя от черной полосы неудач, снова восстановит былую силу и господство на море. Самый мощный японский авианосец, перестроенный из линкора под влиянием битвы за Гавайские острова, скоро принял участие в боях. 
Несмотря на активность американских подводных лодок, их действия оказались значительно ниже, чем считалось ранее. Поставленная система, в основу которой лег опыт русско-японской войны, позволяла Японии отбиваться от крейсерских ударов. Хотя временами и давала трещины. 
15 декабря 1944 – 30 марта 1945 Мариамско-палауская  операция. В концу 1944 года, в Японии, как и в Германии наблюдался дефицит опытных пилотов. Старые кадры по большей части были выбиты. Однако умелых пилотов на японском флоте еще хватало – система подготовки поставляла новых и новых пилотов. Состоявшееся 19-22 декабря Марианское сражение показало, что техническое превосходство американцев, не гарантирует твердую победу сразу. Навыки бойцов зачастую определяют исход воздушных схваток. В этом сражении, японский флот (10 авианосцев) нанес тяжелый удар американскому флоту. Впрочем, на продвижении американских войск это не особенно повлияло. Потери Япония 4 авианосца, линкор, 5 иных судов, более 600 самолетов. США – 3 авианосца, 2 линкора, 7 иных судов, около 300 самолетов.
«Успех» битвы за Мариамские острова получил большой резонанс в Японии,  и позволил  самого несгибаемому милитаристу и главному инициатору развязывания войны — генерала Тодзио остаться на прежнем посту.
 

Европейский ТВД
Август 1944 года – битва за Эстонию. Моонзундская операция.
19 ноября 1944 года. Тяжелый крейсер «Лютцев» потоплен советской авиацией (сел на мель), «Принц Евгений» тяжело поврежден и вынужден был отойти.
4-11 февраля 1945 года. Крымская / Ялтинская конференция.
 К тому моменту крах нацизма и японского империализма сомнений уже не вызывал, и победы над Германией и Японией были лишь вопросом времени.
СССР подтвердил, что будет воевать с Японией, но только при некоторых условиях. В частности остров Хоккайдо (как и Курильские острова) должен стать советской территорией. Хотя Рузвельт и Черчилль не слишком отнеслись к этому предложению, однако его одобрили. Да и выбора особого у них не было в добавок СССР имел более сильную позицию на переговорах — война это вам не легкая прогулка. Так потери США на тихом океане уже достигли 100 тысяч человек, и продолжали расти. А поскольку дела союзников на Тихом океане особо не ладились, поэтому было выдвинуто смелое предложение об отвлекающем ударе. Сегодня трудно говорить, чья это была идея, но именно это идея стала символом тесного сотрудничества блока.
Проект десанта был предложен в Ялте. Сталин обставил в Ялте наше выступление против Японии условием о совместном десанте на Хоккайдо и на севере Хонсю (3/4 судов — их, 3/4 войск — наши, а территории делим пополам), Рузвельт ничего не смог бы возразить: по оценкам американского генштаба война США с Японией продлилась бы до конца 1946 г. Америке необходимо было наше выступление!
В феврале 1945 года, СССР запросил в огромных количествах десантную технику. В целях маскировки, вся десантная техника должна была идти через западные порты. Начались учения по десантированию с бомбардировщиков ТБ-3 танков. Однако малое количество ТБ-3 и Пе-8 выступающих как перевозчики танков, вынудило сделать ставку на танкодесантные планеры. Части имеющие боевой опыт по захвату островов на Балтийском море было приказано строжайше беречь. Некоторые из этих частей были уже в апреле 1945 года отправлены на Сахалин. 
Отправка в конце марта 1945 года на Дальний Восток северным путем линкора «Архангельск».
Достройка крейсеров проекта 26-бис «Калинин» и «Каганович».
Проект операция «Немыслимое» была отвергнута самим Черчиллем (который ее же и предложил). Тяжелая война с Японией не предполагала никаких авантюр в Европе. Считалось, что если Япония получит советскую помощь, то сможет вновь перейти в наступление и добиться побед.  
9 мая 1945 года Окончание Великой Отечественной войны. 
 

Завершающий этап войны
Хотя Япония уже лишилась практически всех завоеванных земель на Тихом океане, а сам японский флот понес большие потери, но ослабить гордого самурая блокадой не получалось. Самурай, хотя и пропускал удары, но пропускаемые удары были слишком слабы, что бы сказаться на его здоровье. Американским подводным лодкам никак не удавалось нанести серьезный ущерб японским морским перевозкам. Но если война за коммуникациями оставалась за японцами (хотя они воевали не за коммуникации, а за «свои коммуникации»), то «магазины» оставались за американцами. И количество «магазинов» должно было сократиться с падением Филиппин.
17 июня 1945 года началось сражение за Филиппинские острова. В этом сражении приняли участие 2 самых мощных корабля японского флота  «Ямато» (под флагом адмирала Ямамото) и «Муцу».
Потопление крейсера «Индианаполис».
9 август 1945 года СССР объявляет войну Японии.
 

Часть-4. Десант!
К августу 1945 году, СССР скрытно сосредоточил на Сахалине крупную группировку из десантных средств (торпедные катера, малые охотники, баржи)  которые должны были доставить десант. Так же для десантных операций привлекались подводные лодки
 В мае был бы организован совместный штаб будущей операции. С июня американские суда начали  прибывать на Камчатку, а от туда под русскими флагами – шли к Сахалину. В июле подготовка операции зашла столь далеко, средств задействовано уже так много, что её отмена оказалась большой проблемой для самих американцев! Хотя «горячие головы» в США и Великобритании и призывали отказаться от десантной операции русских, но им тут же напоминали про ожесточенное сражение за Филиппины.
17 июля – 2 августа 1945 года. Потсдамская конференция.
На конференции, ситуация вокруг Хоккайдо колебалась очень сильно. 
Первый вариант рассматривался вариант с оккупацией СССР не только всего Хоккайдо, но и северной части Хонсю включая Сендай. Почему-то американцы считали подобный раздел и политически приемлемым и технически осуществимым. Этот вариант, был принят в те дни, когда японский флот нанес новый удар по американскому флоту. Считается, что этот проект должен был быть воплощен в 1946, а то и в 1947 году.
Но как следует из недавно рассекреченных документов, в Потсдаме, судя по всему, велись разговоры  о более скромном (втором) варианте. Раздел Хоккайдо пополам. В этом случае, договор предусматривал:  Основа соглашения — отторжение некоторых частей острова от Японии и их раздел между СССР и США. Нам достаётся северо-восточное побережье, как прикрытие Охотского моря, а так же Старый Хакодате, как точка опоры в Сангарском проливе. Американцам — округа вокруг портов Муроран, Отару, Томакомай и Новый Хакодате. Большая часть острова формально остаётся за Японией, но плотно (в большей степени, чем остальная Япония) оккупирована армиями Союза и США и получает по особому соглашению с Токио статус автономии. Линия раздела зон оккупации идёт от Саппоро в общем направлении на восток. В итоге, американцы получают огромный "свободный порт" для продвижения своих капиталов на жёстко контролируемой ими иностранной территории. А мы — плацдарм для проведения социалистического эксперимента "с японским лицом". Сангарский пролив открыт для судов обеих стран. Плюс, присоединением северо-восточного побережья решаем вопрос с Охотским морем. Этот проект «датируется» 24 июлем, но по не ясным причинам, проект совместно владения Хоккайдо был отклонен.
По воспоминаниям. «Мы уже были согласны отдать русским и половину Хонсю.  Но как только Трумен получил в руки еще одну Бомбу, он в резкой форме воспротивился нашему предстоящему десанту. Так вот, если бы Соглашение о выступлении было подписано лично лидерами трёх союзных держав. В нашем варианте подпись президента США стояла бы и под обязательством обеспечить советский десант транспортами. Допустим, в Потсдаме пришлось бы отступиться от севера Хонсю. Но от проведения операции на Хоккайдо Трумен не смог бы отказаться! Всё же, две-три Бомбы вряд-ли привели бы к капитуляции Японии: у них оставался огромный тыл на континенте. Наше выступление нужно было даже Трумену…»
Попытка напугать СССР, да и весь мир, атомной бомбой не удалась. Сталин, не отреагировал на намеки об очень мощном оружии. А затем произошла странная гибель крейсер «Индианополис» (был потоплен японской подлодкой вместе с атомными бомбами на борту). Эта гибель крейсера и неуступчивость русских на переговорах, явно не понимающих атомной угрозы или заранее не боящихся (?!) могла показать, что у русских есть еще козыри в рукаве.  
Японская разведка заметила подготовку к войне СССР, но считала август не удачным временем начала войны. Версия о том, что СССР собирается высадиться в Японии, была встречена в штыки. Прибытие 1-го из 4-х русских линкоров на Тихий океан (японцы имели сведенья о переброски всех советских линкоров!) не впечатлило Японию. Советские линкоры устаревшие после ПМВ должны были стать легкой добычей для любого японского линкора или авианосца.  
В СССР при подготовке к десантной операции, особое внимание уделил противодействию японского флота. Помня о тяжелых потерях которые понесли советские войска при боях в Эстонии под огнем немецких крейсеров, оказаться в таком же положении, но уже под огнем куда более мощных орудий линкоров… В этом случае советскому десанту гарантированно не пришлось бы рыть могилы – за них это сделали бы японцы. Несмотря на привлечение самых опытных пилотов морской авиации, формирование особого подразделения, отработка атак ПЛ, торпедных катеров, и наконец минное заграждение, основной защитой от японских линкоров около Хоккайдо должны были стать Филиппины. Хотя союзники в это время, считали что лучше будет, если часть японских линкоров отойдет от Филиппин именно на север.
Еще одной отвлекающей операцией, должна была стать Курильская операция, причем эта операция осуществлялась могучими советскими морскими силами.
Поскольку Япония считала нападение СССР в ближайшее время (август) не возможным, было принято решение атаковать Хоккайдо без предварительной бомбардировки. Ставка на неожиданность и наглость сыграла не плохую роль – не  только воздушный но и морской десант высадился без потерь. Некоторые японские части, только через несколько часов разобрались, что идут не учения, и что соседние части подвергаются атакам на самом деле.
Высадка советского десанта на Хоккайдо: Румои; Кусиро; Отару; Томакомай. Саппоро берётся в тиски.
Пока основные силы японцев скованы у Саппоро, десанты у Румои и Кусиро быстро расширяют плацдармы и продвигаются в глубь острова, разрезая японскую оборону на отдельные сектора.
На втором этапе советские войска заняли Саппоро; и начали продвижение в направлении на Муроран и Хакодате. Вокруг горного массива Асахи и хребта Хидака начало сжиматься кольцо. Вспомогательные десанты высаживаются на северо-восточном побережье и в южной части острова.
Капитуляция японских войск начилась до их полного разгрома на острове.
Отдельные части скрываются в горном массиве Асахи и в ряде других мест в горах в разных частях Хоккайдо.
9 августа-2 сентября Корейская операция.
Акт о безоговорочной капитуляции Японии подписан 2 сентября в Токио.

Использованы. По идее должны быть электронные ссылки, но чего нет, того нет.
Википедия. Тихоокеанский театр военных действий. А так же соответствующие главы посвященные Перл-Харбор, русско-японской войне, Сражениям на Тихом океане….
Журнал Техника молодежи. Глава про Левиафаны морей (?)
Сайт Телемир. Битва за Эстонию —  котел смерти в Курляндии. 
Операция «Вундерланд».
Контровский В.И: «Гнев и милость богини Аматерасу».
Сайт. Боевые корабли мира. История создания и службы японских линкоров Второй Мировой войны.

Подписаться
Уведомить о
guest

42 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account