Небольшая, но интересная статья с канала «Строительная техника и транспорт» яндекс-дзена.
Ивановский завод автомобильных кранов (ныне – ИМЗ «Автокран»), крупнейший советский и российский производитель автокранов, за свою более чем 65-летнюю историю создал много различных моделей грузоподъемной техники. Одни краны стали серийными и самыми массовыми, а другие так и остались опытными образцами.
Традиционно ИЗАК выпускал и продолжает выпускать краны на автомобильных шасси. Однако в истории предприятия были разработки и на самоходных оригинальных шасси. Одной из таких моделей стал пневмоколесный гидравлический кран автомобильного типа К-2,5-2, созданный в начале 60-х годов.
Проект этой машины подготовило Специальное конструкторско-технологическое бюро Госкомитета строительного и дорожного машиностроения при Госстрое СССР. Изготовление ходового образца было поручено Ивановскому заводу автомобильных кранов. Отмечу, что ИЗАК располагался по соседству с отраслевым СКТБ, поэтому являлся производственной базой для воплощения опытной техники в металле.
Кран К-2,5-2 отличался ото всех, выпускавшихся в ту пору советских стреловых кранов – и автомобильных, и пневмоколесных. Внешне он был похож на обычный автокран. Однако у него была оригинальная ходовая рама и кабина, не заимствованная у какого-либо серийного грузового автомобиля. А вот агрегаты использовались автомобильные и тракторные.
Для привода хода и гидросистемы крановых механизмов применялся дизельный двигатель воздушного охлаждения Д-37М мощностью 40 л.с. и сцепление, заимствованные у трактора Т-40. Передний и задний ведущие мосты, коробка передач и раздаточная коробка – от грузовика ГАЗ-63.
Интересна была бескапотная двухместная кабина автомобильного типа, обеспечивающая круговой обзор. Она имела два поста управления – для водителя и крановщика. Второй кабины, привычной для обычного автокрана, не было. С места крановщика можно было управлять не только рабочими операциями крана, но и его передвижением в пределах рабочей площадки.
Своим внешним видом кабина походила на некоторые выпускавшиеся в ту пору автобусы на базе ГАЗ-51, а массивная эмблема в форме звезды с аббревиатурой ИЗАК перекликалась с эмблемами трамваев тех лет.
Двигатель с муфтой сцепления, приводом насосов и коробкой передач располагались внутри кабины в средней ее части под кожухом. Все крановые механизмы – гидроцилиндр подъема стрелы, грузовая лебедка, гидроцилиндр выдвижения стрелы и механизма поворота платформы – имели гидравлический привод. Для питания исполнительных механизмов использовались два шестеренчатых насоса. Для выключения балансирной подвески при работе с грузами на кране имелся гидравлический стабилизатор.
Грузоподъемность крана К-2,5-2 составляла 2,5 т. Высота подъема крюка – 5,5 м. Длина телескопической стрелы могла изменяться от 4,4 до 5,9 м. Кран не имел выносных опор, к тому же мог передвигаться с грузом на крюке. Транспортная скорость достигала 35 км/ч. Эта машина была очень компактной: колесная база составляла всего 2,2 м. Собственная масса не превышала 5,5 т.
Малые габариты, отличная маневренность, возможность перевозки груза на крюке позволяли эксплуатировать кран в стесненных условиях – на складах, порта, в цехах и т.д., а хорошие ходовые качества позволяли работать на мелких рассредоточенных объектах городского и сельского строительства, не имеющих благоустроенных подъездных путей.
Увы, этот перспективный кран так и остался опытным образцом.
Автор статьи выражает признательность за оказанную помощь сотрудникам ГПНТБ России.