(не очень) Алтернативный флот программы 1898го года. Часть 6- „Економика“ программы и что будет потом?

3

Уважаемые коллеги! В прежнем посте разсмотрел модернизация старых кораблей Балтфлота во время войны. Прежде, чем перейти к послевоенным реконструкциям уцелевших кораблей и строительство новых пора посмотреть выполнение всей программы 1898г. Сколько потратили и какие результаты добились? Какое будет продолжение в кораблестроении для РИФа?

Вот грубая, прикидочная калькуляция по тип и тоннаж перворанговых кораблей в реале и АИ‘98.

Построено в реале

ЕБр

(не очень) АИ

ЕБр

  Цесаревич      (4х305; 12х152) 18уз.

  То же

  Ретвизан        (4х305; 12х152) 18уз.

  Ретвизан        (4х305; 8х203) 18уз.

  4х. ЕБр бородинцы (как Цесаревич)


  ‚Слава“ — 13 800т

  4х. ЕБр бородинцы (как Ретвизан)


  Не строиться

  2х Андрей и Павел, всего 35000т

  не строяться

  2х Евстафии и Златоуст, 26 000т

  не строяться

БрК

БрК

  Баян              2х203, 8х152; 21уз.; 7400т

  Баян              6х203; 8х102; 22уз.; 7400т

  Баян II          2х203, 8х152; 21уз.; 7400т

   Kуплен К.Карл; 20,8уз. 6200т

  2хБаян II (Адм.Макаров; Паллада)

            всего 14 800т

  2хБаян (Адм Невелский; Мурав. Амурский)

            всего 14 800т

  Рюрик II          4х254мм, 8х203; 21уз.;    15200т

  Kуплен Рюрик II (Р.Елена) 10х254мм; 22уз.  12600т

БпК

БпК

  3 „шеститысячники“ (Варяг, Аскольд, Богатир)

  3 „шеститысячники“- Имена и водоизмещение- те же

  Кагул и Меркурий (типа Богатир)

  Те же (типа алт Богатир)

Олег (типа Богатир)  6800т

Олег (типа Баян)  7400т (к БрК)

ЕБР Слава и Андреев не закладывали, т.к. не успеют на войну, а потом видно будет.каких им быть надо…..

На юге отменили закладку двух броненосцев типа Потемкин (Евстафий и Йоан Златоуст) как не соответствующих новым требованиям (выход флота из Черного моря)

Итого, в АИ‘98 „с‘економили“ ок. 74 800т из за 5шт. непостроенних ЕБр и ок. 3200т с БрК, т.е. всего 78 000т броненосних кораблей.

Что будем строить на ети „тонны“? Можно не на всех, в РИ кроме для флота и другие нужды имеються. Ведь строительство РИФ, как и армии, надо вести изходя из долгосрочних задач внешней политики, в т.ч. доктрины применения вооруженних сил. Раз РИ сугубо континентальная, а ее економика не первая/вторая в мире, незачем строить корабли только „чтоб имелись“, а надо определить реално необходимие и постижимие задачи перед флотом. В общем ето стратегическая оборона, не исключающая активных действий в рядом случаев. Колониальний раздел мира в общем завершился, а „Свободная морская сила“ реалистично применять (при необходимости) только по отношении второстепенных морских державах, вроде Италии, Австро-Венгрии, Турции и Японии… В етой связи возросла роль ЧФ (в связи с режимом проливов) и ТФ. На Балтике- оборона МАП и рейдерство у шведских берегов, поскольку  БалтФлоту не осилить немецкий ФОМ, а союзний флот (Франции) попасть здесь не сможет. И т.д. и т.п…..

С учетом етих соображении морское ведомство составило десятилетную программу реконструкции старых и строительство новых кораблей и добилось ее утверждения (хотя и с коррекциями) Государственным советом (??-ведь несмотря на победу в РЯВ какая то революция в РИ все же была)

Как и ранее в 1898г (20летная программа) остаток программы 1898 года (на нужд Дальнего востока) обьединили со следующей, 1905 года. Но какая ето она?

Новые корабли

Вновь оказалось стоит вопрос 1898 го года, что строить, с учетом мировых тенденций (против кого строим?) и боевого опыта (что строим?)

Также учитывалась необходимость пусть меньших, но ритмичных заказов для поддержания кораблестроительных умений в главные верфи, т.е. нельзя устраивать слишком продолжительные „каникулы“.

Северные верфи, (несколько ранее чем в реале) были заняты множением (алт)Баяна. Строяться „Адм Невелский“ и „Муравьев Амурский“ по измененном проекте с 3х2-203мм башни. На потом планировалась серия быстроходных 5000т. крейсеров- минных заградителей, очень востребованных в соответствии с спецификой театра. На них планировали опробовать и новые двигатели- паровые турбины, чтоб набраться опыта. Посколько заказывать турбин британской фирмы Парсонса сочли тогда слишком рискованным, связались с американскую "Вестингхауз".

На юге заканчивалось строительство двух крейсеров типа „Богатырь“, но отменили строительство двух броненосцев типа Потемкин (Евстафий и Йоан Златоуст) как не соответствующих новым требованиям (выход флота из Ч.моря).

Но что строить? Впечатляющие успехи в прошедшей войны быстроходних бронированных крейсеров с тяжелым главным калибром (С. Георгий и Рюрик II), а также подавляющее превосходство Британии в обычных броненосцах (а в скором времени такое ожидалось и от Германии) вкупе с „континенталном характере“ Российской империи (и конечно Революция…?) привели к отказу от колличественной гонки линейных флотов и возврату к концепции быстроходных броненосцев-крейсеров. Небольшое колличество кораблей, качественно превосходящие всех возможных противников позволяли неожиданно сосредотачиваться и создавать локальное превосходство сил, бить противника по частям при меньшим в общем флотом, т.е. дешевле решать стоящие задачи. Выработанное задание, пересказанные одним словом были- усовершенствованный Рюрик II !

Для бистроты проектирования (верфи на юге простаивали) привлекли как консултантов разработки его авторов- италианцев (Куниберти). Он предложил уменьшенный вариант „Елены“. Ето были закладываемые для италианского флота крейсера типа „Амалфи“- „лишь“ с 4х254мм и 8х203мм орудий, что не понравилось МТК. Рюрик II, с его 10бр. 240 мм (254мм потом) орудий, смотрелся куда лучше. Куниберти он тоже нравился больше, аванпроект поменялся на однокалиберную версию следующей серии крейсеров для Италии, закладываемых почти паралельно с прежней- ето „Сан Джорджо“. (опять Святой Георгий…:))) У каждого борта 2х2-203мм башни заменили на 1х2-254мм. Таким образом вооружение составило 4х2-254мм ромбом, как на Нахимове. Центральное расположение машинного помещения облекчало (по сравнением с Амалфи) установку более крупных башень и позволяло обеспечить некоторый сектор стрельбы на противоположний борт (конечно после отстранения лодок)

Все было хорошо, однако в судбу крейсера вмешался сам Генерал-Адмирал (тот самый, победа в РЯВ имеет свою цену :))) потребовав, как и раньше для „Победы“, проработать вопрос об установке 305мм вместо 254мм. Что его в етом руководило достоверно неизвестно, известно, что морская агентура донесла о закладке в Японии двух брон. крейсеров с 305мм головным каллибром.

Водоизмещение потребовалось свыше 14,5 тыс.т., да и то при изначально малой дальности италианца. Проект переработали увеличив масштабно теоретический чертеж, но посколько с конструктивными елементами нельзя было так обойтись (шпации, толщины и т.п.) задержка проекта составила почти год. Верфям на то время предстояло заниматься ремонтом и реконструкциями возвращавшихся с войны кораблей (ето будет рассмотрено в другой пост).

Тем временем встал вопрос о замене 240мм пушек на „Рюрике“ (10-240мм) и „Истомине“ (2-240) на русский 10“ калибр. Новые 10“/50 пушки пока шли на перевооружение балтийских „стариков“- смотрите пост „ (не очень) Алтернативный флот программы 1898го года. Часть 5.3  „Игра крейсеров“ —  тем временем в Европе..   Если для Рюрика сомнения в смысле не копеечной замены стволов (т.е. его боевой ценности) не возникало, то маленкого „Истомина“ (бывшем Кайзер Карл) заодно с не до конца разстрелянными стволами с Рюрика просто передали болгарскому флоту, где етот каллибр являлся основным. А героическое имя дали новому крейсеру, который мог бы стать родоначальником линейных крейсеров, построй его чуть бистрее и имей он скорости немного выше.

(не очень) Алтернативный флот программы 1898го года. Часть 6- „Економика“ программы и что будет потом?

(не очень) Алтернативный флот программы 1898го года. Часть 6- „Економика“ программы и что будет потом?

„Адмирал Истомин“ грузит уголь на рейде.

Посколько предназначался крейсер для ЧФ (скорее для его средиземноморской ескадрой) бОльшая часть котлов сделали с чисто нефтяным отоплением, а остальные- смешанным, что помимо высоких удельных параметров и меньшей команды, позволяло длительное время поддерживать высокие скорости хода. Позднее, сместив катера ближе к трубам обезпечили средным башням маленкие секторы обстрела на противоположный борт.

Необшодимо уточнить, что в связи с новым режимом Проливов и наличие баз и в незамерзающем Егейском море, Балтийский флот утратил статус главного флота империи, он теперь был споделен с ЧФ и ТоФ. И именно Черноморскому Флоту надлежало усилывать при необходимости ТоФ (а БФ усилывать ЧФ :))).

Полтора года спустя (1907г) заложили еще два корабля (Имп. Мария; Имп. Екатерина II), но по совершенно другому проекту. К тому времени уже были известны данные Дредноута (21уз.), закладывался Инвинсибл, а турбины "Вестингхауз" уже проходили обкатку в РИФ на быстроходных крейсерах- минзагах Балтфлота типа Светлана.

(не очень) Алтернативный флот программы 1898го года. Часть 6- „Економика“ программы и что будет потом?

Крейсер-минзаг типа Светлана

Поетому, проект БрК переделали, решили использовать турбины и повысить скорость до 25,5уз. От ромбовидного расположения ГК решили отказаться, подоспели наконец и новые 305/52мм пушки в новых компактных ("модернизационных") двухорудийных башнях. Напомним- изначально башни предназначались для перевооружения старых судов без ломки старых/меньших барбетов, для чего использовалась общая люлька для расположенных „впритык“пушек.

И хотя к етому времени стало нормой засекречивать ТТ данные кораблей, сильно потеплевшие отношения с Британии позволили возложить фирмы Викерс разработка аванпроекта турбинного „большого“ крейсера. Вот финальний аванпроект. (Подобные, но линкоры были у коллеги Sergey_Devion)

(не очень) Алтернативный флот программы 1898го года. Часть 6- „Економика“ программы и что будет потом?

Отметим солидное „дредноутное“ (а не крейсерское) бронирование корабля- пояс и барбеты в 267мм (10,5“) и лоб башень в 305мм (12“)

Два таких же корабля заложили и в Петербурге для БФ (Севастополь; Гангут), где стали на несколько лет единственными (за исключением Светлан) кто могли бы спокойно действовать за пределы ЦМП в условиях превосходства германского (или британского :))) флота.

Здесь подключим „интерактивный“ елемент- все коллеги, которые считают етого колличества для 1910-11г. недостаточным, а деньги (економика конечно всегда в АИ „лучше чем в реале“)- неимеющие лучшего применения, могут самостоятельно увеличить число вымпелов. Все же не советую сильно увеличивать- ведь войдя во вкус, в 1909-1910г. РИФ замахнулся на титул оператора самых „крутых“ кораблей в мире !- быстроходные линкоры типа „Измаиль“

При их создании переплелись несколько факторов:

  1. Необходимость усиления „експедиционных“ сил (только 2 императриц) для Дальнего востока, в связи с усилением японского флота (ЛК Кавачи), Не смотря на модернизацию довоенных кораблей, ТоФ начал уступать (хотя ето не критично для РИ)
  2. Описанная выше концепция строительства флота (в силу „сухопутности“ империи) с упором на качественного (а не колличественного) превосходства.
  3. Общие соображения преимущества меньшего колличества бОльших капитальных кораблей перед бОльшего колличества меньших (валидны больше для „сухопутних“ держав).
  4. Появление „супердредноутов“ на горизонте. Желая сыграть на опережение, для РИФ начали разработку сразу 16“(406мм) пушки, минуя 14“ калибр (356мм), что потребовало время. Корабли однако надо было закладывать сейчас, поетому решили использовать бОльшего числа 305мм/52 орудии, в четырехорудийные башни, два по два ствола в общих люльках (как в уже применяемые „модернизационные“ башни) с таким рассчетом, чтобы их место потом легко заняло бы одно 406 мм /45 в той же люльке.

Все ето вылилось в 26,5 узловый корабль с 16 (4х4) 305/52 пушек и 356мм поясом. Нормальное водоизмещение перевалило за 32 000т. Четырехорудийные башни сконструировали „слепив“ сторонами двух прежных двухорудийных, сохранив 4“ продольную переборку меж „половинок“. Раздельными были и подбашенные отделения, для повышения живучести. У КМУ большинство котлов были чисто нефтянные, угольное отопление (с нефтяной форсировкой) получили лишь те, обезпечивавшие крейсерский ход. Искушаюсь сделать их огнетрубными, но с економайзерами и пароперегревом. Хотя не стоит- у тогдашних турбин "крейсерский" ход может требовать большую мощность.

Выглядел сей „ультиматор“ так (на 1914г):

(не очень) Алтернативный флот программы 1898го года. Часть 6- „Економика“ программы и что будет потом?

(не очень) Алтернативный флот программы 1898го года. Часть 6- „Економика“ программы и что будет потом?

Таких кораблей успели построить 4 (интерактивность- вставьте нужное число)- 2 на Балтике (Измаил; Кинбурн) и 2 на Черном море (Йоан Грозный; Князь Владимир). Планировались и 2 для ТоФ, но….началась Великая война, впрочем менее великая, чем в реале. Турция осталась нейтральной, а Балканы в целом подкрепили претензий Сербо-Черногорского королевства на Боснию, а потом и Румынского королевства на большей части Трансильвании. В результате- разгром и расспад Австро-Венгерской империи уже в 1916г, но Хорватия стала независимое государство, не войдя в „Югославию“ ( то же Сербо-Черногорское королевство + Боснию и часть Воеводины).

Проектировавшиеся новые 406мм русские корабли (>45 000т) остались на бумаге. Но в двадцатые годы такие пушки установили на Измаилов (4х2-406мм/45 вместо 4х4-305/52). Модернизация и замена их силовой на более мощной и современной довело скорость до 30уз. Ето позволило им сохранить первостепенную боевую ценность еще долго- вплоть до вступления в строй второго поколения российских/советских авианосцев.

Небольшая рекапитулация:

Первые пять 305мм ЛКр —Адм. Истимин; Имп. Мария; Имп. Екатерина II; Севастополь; Гангут (ок. 90 000т) почти уложились в „с‘економленные“ с программы 1898г (82 000т). Конечно тон тонну рознь, цена не только от его зависит, но для кораблей одинакового типа округленно дает представление. Остальная сумма прийдет от новой программы.

4 альт Измаила (ок. 130 000т)- стоят заметно меньше чем в реале построенные дредноуты (162 000т), даже без недостроенных, но спущенных на воду Николай1 и Кинбурн-ов (ок. 155 000т)

При етом к началу войны ввели в составе РИФ 9 штук (ок. 220 000т) 305мм линейных крейсеров! Вровень с Британией (9) и больше, чем Германия (6+1)!  При том, что русские лучше бронированны чем британские и с более мощной артиллерии чем немецкие. В реале ввели только 7 "полубыстроходных" линкора. И конечно, 5 додредноута…

Часть новой „економии“ уйдет на модернизациях уцелевших кораблей РЯВ. На что потратить остальное?

Конечно же- на больше полевых гаубиц (все таки 120мм wink:))) для армии, больше пулеметов, нового вида мобильных войск- „недоконница“ (пехота на телегах и тачанках) и много чего еще…

А может на оземление крестьян и снабжение их модерным инвентарем? Развитие Дальнего Востока (+ север Манчжурии)? Дешевые кредиты на предприемачество? Строительство государственных зернохранилищ и госрегулация рынка? И много чего еще…

И то, и другое? Пусть Государственный совет (он Верховний орган, а не Дума) решит! И тогда может быть шампанское и Куршевель Лазурний берег не закончаться внезапно. Хотя вряд ли, если что и учит История, так ето то, что никто от нее не учиться.

На том сейчас закончим, в следующем (последнем?) посте цикла рассмотрим модернизации остальных довоенных кораблей (кроме описанных раньше Пересветов и бальтийских „стариков“). Хотя в сущности она- уже из другой программы. В заключении- вот короткий „справочний“ список капитальных кораблей РИФ к 1909г (до Измаилей) по флотам (что будем "ъпгрейдить"):

(синем выделени послевоенные и модернизованные параметры довоенных кораблей)

Тихоокеанский Флот

Порт Артур

1 БоевойОтряд  (до18уз)      Суворов; Бородино; Орел (4х305/52; 8х203)

2 БО (до18уз)             Ретвизан; Александр III (4х305; 8х203); Цесаревич(6х305;8х152)

Все 6 ЕБр прошли модернизацию главного калибра в 1906-1908г.

3 БО   БрК (22уз)       Баян; „Адм Невелский“; „Муравьев Амурский“ (6х203)

После 1912г  3 БО перебазирован в Ревель

4 БО    БпК (23,5уз)    Варяг, Аскольд, Богатир

5 БО    БпК (28уз)       Новик; Жемчуг; Изумруд

Владивосток

6 БО    БрК (23уз)       Громобой; Россия (РИ); Олег (типа Баян)

После 1912г 6 БО- в Северной Флотилии

7 БО    БпК (23уз)       Паллада; Аврора; Диана

Все трехвинтовые крейсера прошли модернизацию машин с заменой средней на комплект турбин (как у Пересветов).

Петропавловск-Камчатский

8 учебний                  Д.Донский; Вл. Мономах; Алмазъ

Теперь сопоставим ТоФ с флот Японии к 1909г. (только перворанговых кораблей). Микаса погиб от взрыва погреба в 1906г.

ЕБр      Асахи; Сикисима                   (2х2-305/40)

            Катори; Кашима                    (2х2-305/45, 4х1-254/45)

            Сатсума; Аки                         (2х2-305/45, 6х2-254/45)

БрК      Асама; Токива; Якумо          (2х2-203/45)

            Цукуба; Икома                      (2х2-305/45)

            Ибуки; Курама                      (2х2-305/45, 4х2-203/45)

Как видим, к 1909г самураи востановили формулу 6+6 (условно) и даже как бы опять добылись надмощия- 10 кораблей с 305мм артой против 6 русских. Так ли ето- увидим в продолжение поста о модернизациях. Незабываем и об „експедиционном корпусе“ в виде Севастополей. Как и то, что толщина брони новых японцев малая, „довоенная“.

Закладка линкоров типа „Кавати“ однако уже вызвала реакцию в виде закладки Измаилов (впрочем их закладывали скорее как „свободная морская сила“- против всех)

Балтийский Флот

Кронщадт; Ревель

1 канонерский/ Учебний       Александр II; Николай I; Нахимов   (4-254/50)

2 канонерский/ Учебний       Полтава (2х2-12“/40); Наварин (2х2-12“/35 мод.)

3 канонерский/ Учебний        3х ББО Адмиралы —  3-254/50

4 минно-крейс. (27уз)           3х Светлан (8х120мм/50)

Хельсингфорс

5 Л.крейсерский (25уз)             Севастополь; Гангут (4х2-305/52)

 

Черноморский Флот

Севастополь

6 линейний                            Панталеймон; Три Святителя (2х2-305/40)

7 линейний                            Ростислав; Двен. Апостолов (2х2-305/40)

8 "канонерский"                       Г.Победоносец; Чесма (3х2-305/35 мод.)

9 крейсерский (до24уз)        Кагул; Память Меркурия (типа альт Богатирь, 4х2-152/45)

Кавала

10 крейсерский (до22уз)      Рюрик II (10-254/50); Адм. Истомин (4х2-305/40)

11 Л.крейсерский (25уз)          Имп. Мария; Имп. Екатерина II (4х2-305/52)

12 минно-крейс. (27уз)         2х Светлан (8х120мм/50)

 

Северная Флотилия

14 крейсерский (22уз)                      3хПересветы (2х2-254/50)

После 1912г- 6 БО   БрК (23уз)       Громобой; Россия (РИ); Олег (типа Баян)

Все трехвинтовые броненосци и крейсера прошли модернизацию как описано в посте <Модернизация кораблей РИФ после РЯВ. часть1 Пересвет 1907-го года.>

К 1913-14г. к ним присоединяться и 4 ЛКр Измаилы.

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

21 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account