После окончания русско-японской войны, Российский императорский флот столкнулся с двумя проблемами:
1. Существенное сокращение кораблей. Хотя она и не стоит так остро как в РИ (ведь теперь уцелело больше кораблей), но все же острая
2. Проблема с кадрами. Конечно после войны матросов больше чем кораблей, но ведь на флот идут и новые матросы — им то же надо где-то службу проходить. А у сменных экипажей (одни на берегу, другие в море) будут проблемы с подготовкой — как показывал спешно изучаемый опыт войны с Японией.
Обе проблемы имели одно решение — поступление (построить, купить, арендовать, наконец украсть…..) во флот новых кораблей. Будут корабли — и эти корабли можно будет заполнить как старыми офицерами, так и новыми офицерами.
И как удачно сложилось, что в Российском флоте был проект корабля (точнее серия кораблей — что еще лучше) который с одной стороны считался крейсером, а с другой стороны должен был стать учебным кораблем! Причем корабли этого типа, а именно тип "Алмаз" прекрасно показали себя в русско-японскую войну.
***
РИ. В мае 1905 года Российский флот стал пополняться (ну в некотором роде пополняться) минными крейсерами типа "Украина". (Водоизмещение 500-690 т, длина 73,3 м, скорость 25 узлов, вооружение 2 75-мм, 4 57-мм, 2 ТА 381-мм).
Следом за "Украиной" начали строить и другие серии минных крейсеров, причем каждая новая серия отличалась от предыдущей, тем что медленно но неуклонно росла.
Тип "Финн". Водоизмещение 570-620 т, длина 72,5 м, скорость 25 уз. вооружение 2 75-мм, 6 57-мм, 3 457ТА.
Тип "Всадник". Водоизмещение 570-750 т, длина 71,8 м. скорость 25,6 уз. вооружение 2 75-мм, 6 57-мм, 3 457 ТА
Тип "Охотник", Водоизмещение 615-750 т, длина 75,2 м, скорость 25-25,4 уз. вооружение 2 75-мм, 6 57-мм, 3 457 ТА.
Тип "Шестаков". Водоизмещение 780-820 т, длина 74,1 м, скорость 24,5 уз. вооружение 1 120-мм, 5 75-мм, 3 456 ТА.
Закончились все серии минных крейсеров созданием минного корабля нового поколения, а именно типом "Новик".
Теперь будет малость по другому.
***
Единственной существенной проблемой крейсеров типа "Алмаз" были их (ставшими официальными) прозвища-названия в честь различного Азарта. И хотя имеющие выигрышные названия крейсера (например "Флеш-рояль", "Фортуна") показали себя лучше чем имеющие не выигрышные имена (например "Зеро", "Жемчуг"), мириться с таким падением нравом флот не хотел. Причем дело не только в нравах, но и карме, в смысле судьбе — прекрасный пример затонувшая бронелодка "Русалка". Сыграла ставка один раз, а в следующий раз будет уже не везение…..
Поэтому, флот приложил максимум усилий что бы строящиеся крейсера по типу "Азарт", в смысле "Алмаз" не получили азартные прозвища. Первую роль в борьбе с азартом сыграл сам Великий Князь, предложивший зоологическую или биологическую классификацию кораблей (например крупные хищники — львы, тигры и медведи это броненосцы, змеи — подлодки). Крейсерам 3-го ранга досталось семейство куньих, а именно горностаи. А горностай это не только ценный мех, но и очень опасный хищник (в своей нише), да и побороться с другими опасными существами может — например с василисками.
"Азартные горностаи" по старо-новой классификации между прочим действительно оправдывали свое название. Японские полевки-миноносцы, да и представители псовых (если и японские корабли классифицировать по зоологическому признаку) недобрым словом отмечали русские крейсера 3-го ранга.
Как показала себя русско-японская война, 6 102-мм орудий (бортовой залп 4 орудия) это мало против миноносца. Да в артиллерийском бою это достаточно (в варианте один крейсер 3-го ранга против 1-2, максимум 3-х миноносцев), но вот предотвращение торпедной атаки достигалось уже с трудом. А потопление противника-миноносца, если это конечно была не миноноска, и вовсе можно было отнести к счастливому стечению обстоятельств
Логичное, закономерное решение — увеличить огневую мощь, увеличить калибр орудий. Но логика и закономерность столкнулись с инертностью чиновников и бюрократов.
Поэтому крейсера типа "Горностай" хотя и прибавил (по сравнению с типом "Алмаз") в огневой мощи (при том же количестве орудий) — 6 орудий вместо 4-х в бортовом залпе, получив новейшие спаренные установки, но все же огневая мощь осталось слабой.
В следующей серии — тип "Всадник" огневую мощь было решено усилить. Но… оставаясь на том же уровне артиллерии, в смысле калибре.
Первый вариант имел 8 (2*4) 102-мм орудия и ни одного торпедного аппарата.
Второй вариант имел аж 7 установок — (3 спарки и 4 одноорудийные) 102-мм орудий, т.е. количество стволов достигло 10, 1 двухтрубный торпедный аппарат.
Третий вариант, т.е. в некотором роде доработанный второй вариант, имел все те же 10 (2*5) 102-мм орудий, но торпедный аппарат опять где-то потерялся….
Отвергнув все варианты, в том числе и установкой спарок с разрабатываемыми 107-мм орудиями, моряки остановились на следующем варианте.
Крейсер получил хотя и не новые, но зато мощные 120-мм орудия в количестве 3-х штук. Двухтрубный торпедный аппарат (457-мм) в последствии заменен на трехтрубный.
Крейсера типов "Азарт", "Горностай" и "Всадник" (совместно с кораблями других типов) образовывали Крейсерскую дивизию. А точнее — Крейсерские дивизии. 2 дивизии (1-я и 2-я) были сформированы на Балтике 1906 году, в 1907 крейсерская дивизия была уже и на Черном море. А в 1909 году была сформирована Тихоокеанская крейсерская дивизия. С 1912 года начались работы по формированию Северной дивизии.
Но в независимости от географии расположения, задачи крейсерской дивизии были одни — отражение торпедных атак противника, выполнение активных минных постановок, нанесение торпедных ударов, несение дозорной службы.
В Великую Войну, Российский Императорский флот вступил с хорошими кадрами.
Ах да, в 1911 году в строй вступил, если принять еще классификацию до РЯВ, крейсер 2,5 ранга. Так для типа "Азарт" он был уже большим, а для типа "Жемчуг" — еще мал. Речь идет о корабле типа "Новик".