Настоящий народный истребитель? Проект легкого реактивного истребителя Blohm und Voss BV P 211.02. Германия
Содержание:
Предисловие редакции: С середины 1944 года командование немецких ВВС прибегало ко все более и более радикальным мерам: скоростные, простые в производстве и дешевые истребители должны были очистить небо от превосходящих сил союзников. В этом акте отчаяния компания Blohm und Voss приняла участие, представив свой проект. О проекте народного истребителя BV P 211 рассказывает Герберт Ринглштеттер.
В 1944 году для Германии ситуация на фронте и в тылу значительно ухудшилась, а превосходство союзников становилось все более и более очевидным. В то время как британские бомбардировщики ночами превращали немецкие города в пепел и руины, ВВС армии США своими дневными налетами наносили жестокие удары по немецким промышленным центрам. Разрушительные воздушные налеты американских бомбардировщиков на немецкую авиационную промышленность в 1943-44 годах потребовали от немецкого руководства решительных действий. Время поджимало, поскольку линия фронта неуклонно перемещалась в сторону Германии. Немецкие ВВС уже почти ничего не могли противопоставить значительно превосходящим по численности союзникам. Кроме того, в 1944 году американские, британские и советские летчики-истребители на своих отличных новых машинах превзошли немецкие дневные истребители Messerschmitt Bf 109 G и Focke-Wulf Fw 190 A.
Помимо самолетов Германии не хватало и пилотов, а те немногие, кто выходил из школ летчиков-истребителей, были все менее подготовленными и все быстрее становились жертвами вражеских истребителей. Вдобавок ко всему, растущая нехватка топлива серьезно повлияла на активность немецких дневных и ночных истребителей.
На самом деле ситуация казалась безнадежной. Были востребованы новаторские идеи, но Германии требовалось больше – самое настоящее чудо! Требовалось новое оружие, характеристики которого настолько превосходили все сделанное ранее, что должны были остановить триумфальное шествие союзников. В конце концов, разработка самолетов с новыми типами реактивных силовых установок шла в правильном направлении. Двухмоторный реактивный истребитель Messerschmitt Me 262 считался намного превосходящим по своим характеристикам боевые машины противника. В середине 1944 года начались эксплуатационные испытания перспективного реактивного самолета, но эта машина была сложной и дорогой в производстве.
Последующая модель должна была быть исключительно одномоторной и иметь значительно лучшие летные характеристики, чем Me 262. Само собой разумеется, что разработка истребителя с высокими лётными характеристиками требовала времени – возможно, слишком много времени. Тем не менее, второе поколение реактивных истребителей было связано с такими проектами, как Ta 183 компании Focke-Wulf. Чрезвычайная истребительная программа (Jägernotprogramm), запущенная в сентябре 1944 года, наконец, придавала первостепенное внимание разработке и производству истребителей. Теперь на первом месте стала оборона Германии с помощью истребителей, запущенных в массовое производство.
В условиях нехватки времени
Однако для того, чтобы в более короткие по сравнению с обычной практикой сроки противопоставить противнику новый более совершенный истребитель он должен был быть конструктивно максимально простым и дешевым в производстве. Движущей силой идеи миниатюрного истребителя считается Карл-Отто Заур – глава созданного в марте 1944 года истребительного штаба (Jägerstabs; с августа 1944 года статс-секретарь Имперского министерства военной промышленности) движущей силой. Сообщается, что Заур высказал идею посадить в эти машины мальчишек из гитлерюгенда. Остается неясным, были ли это намерения серьезными, но практических усилий в этом направлении, по всей видимости, не предпринималось. В свою очередь автором названия миниатюрного массового истребителя – Volksjäger (народный истребитель) – является Альфред Келлер, возглавлявший Национал-социалистический авиакорпус.
В качестве силовой установки создаваемого истребителя обязательно предусматривался реактивный двигатель; данное техническое решение гарантировало, что миниатюрный истребитель будет обладать превосходными летными характеристиками. От «народного истребителя» требовались способность выполнять 30-минутный полет на максимальной тяге, развивать на малых высотах скорость 750 км/ч и иметь длину разбега 500 метров. Это позволило бы миниатюрным истребителям действовать с небольших аэродромов, которые было очень трудно обнаружить разведке противника. Таким образом, истребитель должен был иметь возможность выслеживать низколетящие самолеты союзников, а также перехватывать бомбардировщики в пределах досягаемости.
В передней части кабины пилота была установлена броневая плита, защищавшая летчика от обстрела пулями 13-мм пулеметов – стандартного вооружения американских самолетов. Позади пилота под углом десять градусов должна была быть установлена другая бронеплита, защищавшая от снарядов 20-мм пушек. Вооружение «народного истребителя» должно было состоять из двух 30-мм пушек MK 108 с боезапасом по 100 снарядов на ствол. Вооружение могло быть усилено установкой двух 20-мм пушек MG 151/20 с боезапасом по 200-250 снарядов на ствол. Все топливные баки должны были защищаться обычным способом, а также должна была быть учтена возможность установки дополнительных баков. Согласно требованиям спецификации Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM), максимальная общая масса миниатюрного истребителя не должна была превышать 2000 кг. Также спецификация подчеркивала, что использование в конструкции самолета важных в военном отношении материалов (т.е. дефицитных материалов) должно было быть сведено к самому необходимому. В качестве силовой установки предлагался турбореактивный двигатель BMW 003. 10 сентября 1944 года спецификация с предложением участвовать в конкурсе была разослана компаниям Arado, Focke-Wulf, Fieseler, Junkers, Siebei, Messerschmitt и Blohm und Voss. Компания Heinkel получила письмо уже 7 сентября. Вилли» Мессершмитт был категорическим противником проекта дешевого миниатюрного истребителя и поэтому не представил проект. Командующий истребительной авиацией Германии Адольф Галланд также не слишком высоко ценил такую машину. Однако ни у Мессершмитта, ни у Галланда особого выбора не было.
До получения спецификации в компании Heinkel уже работали над проектом перспективного истребителя со стреловидным крылом, и его конструкция была упрощена.
Практическая простота
В компании Blohm und Voss сначала колебались, но затем все же приняли участие в конкурсе. Нужно было спешить, потому что руководство RLM ожидало, что аванпроекты будет представлены уже через пять дней. 12 сентября дата приема аванпроектов была смещена влево на 14-е число месяца. Под руководством главного конструктора Рихарда Фогта первоначально было разработано проектное предложение P 210 – сложный самолет аэродинамической схемы «бесхвостка», который, однако, вряд ли был бы реализован в требуемый промежуток времени. В следующем проектном предложении P 211.01 с общей длиной 7,1 метров уже имелись вертикальное и горизонтальное оперение традиционной конструкции, но, как и Р 210, использовалось крыло с большим углом стреловидности передней кромки крыла. Наконец, третий аванпроект P 211.02, который в конечном итоге был одобрен Фогтом и его помощником Амтманном (Amtmann). Данный проект представлял собой дальнейшее упрощение конструкции и отличался прямым высокорасположенным крылом. Во всех трех аванпроектах в качестве чрезвычайно прочной основы фюзеляжа использовалась сваренная из стальных листов труба, по которой в реактивный двигатель из воздухозаборника поступал всасываемый воздух. Все основные компоненты, такие как система управления, приборы, вооружение, оборудование и стойка крепились к этому центральному узлу. К концу трубы приваривалась стальная балка, к которой крепились силовая установка, основные стойки шасси и хвостовое оперение. Этот тип конструкции должен был чрезвычайно упростить сборку самолета.
После крепления шасси с гидравлическим приводом и с носовой стойкой, которая к тому времени стала обязательным элементом конструкции новых самолетов, машина «становилась на ноги» и уже могла перемещаться самостоятельно без громоздкой вспомогательной стойки. В качестве обшивки фюзеляжа в основном использовались листы дюралюминия. Листы обшивки передней части фюзеляжа, которая простиралась до установленного непосредственно перед двигателем силового шпангоута и разъемно крепилась к нему, предварительно подвергались формовке. Также была рассмотрена возможность использования в обшивке фюзеляжа дерева. Люки, обеспечивали легкий доступ ко всему оборудованию для проведения технического обслуживания и также позволяли быстро демонтировать и устанавливать силовую установку.
Быстрая сборка
Дизельное топливо J-2, дешевое в производстве и предназначенное для BMW 003, должно было находиться в 500-литровом баке, встроенном в хвостовую балку. Также был вариант размещения дополнительных 490 литров топлива в баках, расположенных в корневых частях крыла рядом с фюзеляжем. Прямое крыло из стали и дерева (внешние секции консолей крыла) имело одинаковую длину хорды по всему размаху, что обещало чрезвычайно простое, быстрое и недорогое производство. Элероны и закрылки, которые были взаимозаменяемыми и могли быть установлены на обеих консолях крыла, размещались на задней кромке крыла по всему ее размаху.
В качестве конструктивного материала хвостового оперения, вероятно, планировалось использовать дерево, но это не упоминается в техническом описании самолета. Готовая машина должна была состоять на 58% из стали, на 23% из дерева, на 13% из легких сплавов и на 6% из процентов других материалов. По приблизительным подсчетам в крупносерийном производстве на изготовление одного истребителя Blohm und Voss P 211.02 потребовалось бы всего 1800 рабочих часов.
Эрнст Хейнкель побеждает
Хотя на совещаниях 14 и 19 сентября 1944 года большинство присутствовавших высказались за проект Blohm & Voss 211, казалось, что с самого начала дело было решено в пользу проекта Heinkel He 162. Рихард Фогт был потрясен небрежным подходом, проявленным на совещании 19 сентября:
«…но о каком рассмотрении вопроса, не говоря уже о более серьезной проверке, не было и речи.»
30 сентября 1944 года решение было принято в пользу He 162, макет которого уже был изготовлен. Тот факт, что компания Heinkel получила предпочтение при заказе миниатюрного истребителя, было очевидным, поскольку ее проект пусть и не соответствовал всем требованиям, выпущенной RLM спецификации, но уже был в значительной степени прочитан и обещал хорошие летные характеристики. Тем более, что компания Heinkel, которая в прошлом не смогла добиться достаточного успеха с бомбардировщиками He 177 и перехватчиками He 219, наконец-то вновь получила крупный заказ, хотя требование поставлять тысячу «народных истребителей» в месяц было совершенно фантастическим. В конечном итоге небольшое количество легких истребителей He 162 попало на фронт и не сыграло никакой роли. Тем не менее, компания Blohm und Voss продолжили работы над проектом P 211, что позволило Рихарду Фогту на очередном совещании 2 октября 1944 года представить модель легкого истребителя и продемонстрировать преимущества новой конструкции. Хотя Рихард Фогт получил большое одобрение, решение не было изменено, и ставка на He 162 осталась прежней.
Лучший «народный истребитель»?
Вопрос о том, был ли P.211.02 лучшим вариантом, остается дискуссионным, поскольку ожидалось, что он будет иметь более низкие летные характеристики по сравнению с He 162. Вскоре должен был быть доступным двигатель Heinkels He S 011 с колоссальной статической тягой 1300 кгс, который значительно увеличил бы преимущество немецких реактивных истребителей над поршневыми истребителями союзников. Технически более сложный P 211.01 с низкорасположенным стреловидным крылом был лучшим выбором с точки зрения летных характеристик даже с двигателем BMW 003 – особенно в ожидании реактивных истребителей союзников. Однако именно благодаря своей простоте проект P 211.02 ближе всего подходил к реализации идеи массового и дешевого в производстве миниатюрного истребителя.
А с учетом беспроблемного поведения в полете, изготовленного в 1943-44 годах очень простого планера-истребителя BV 40, проект P.211.02 мог бы очень близко подойти к требованиям к «народному истребителю» с точки зрения характеристик управляемости. Этого нельзя сказать про He 162, даже наоборот – реактивный истребитель компании Heinkel требовал очень опытного пилота! Однако в конце 1944 – начале 1945 года у немецких ВВС не было ни достаточного количества опытных пилотов, ни необходимого запаса топлива для «народных истребителей», если их – теоретически – в больших количествах изготовили немецкие авиазаводы.
Разработанный Рихардом Фогтом проект миниатюрного истребителя P 211.02 был достаточно мощным и удовлетворял требованиям вплоть до весны 1945 года. Однако практическое подтверждение этого сделать не удалось.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | P.211.02 | He 162 |
Назначение: | дневной истребитель, истребитель-перехватчик | дневной истребитель, истребитель-перехватчик |
Экипаж, чел: | 1 | 1 |
Силовая установка: | ||
тип двигателя | Strahltriebwerk BMW 003 E | Strahltriebwerk BMW 003 E |
статическая тяга, кгс | 800 (920) | 800 (920) |
Размеры: | ||
размах крыла, м | 7,60 | 7,20 |
длина, м | 8,06 | 9,05 |
высота, м: | ||
• общая | 3,30 | 2,60 |
• по высоте кабины пилота | 2,43 | |
площадь крыла, м² | 12,87 | 11,16 |
длина хорды крыла, м | 1,70 | — |
удельная нагрузка на крыло, кг/м² | 264 | 251 |
ширина колеи, м | 1,70 m | — |
Масса: | ||
пустого, кг | 2480 | 1663 |
взлетная, кг | 3400 | 2805 |
Летные характеристики: | ||
максимальная скорость, км/ч: | ||
• на уровне моря | 705 | 790 (890) |
• на высоте 3000 метров | 744 | — |
• на высоте 6000 метров | 767 | 840 (905) |
• на высоте 9000 метров | 746 | — |
• на высоте 11000 метров | — | 765 (845) |
крейсерская скорость, км/ч: | ||
• на уровне моря | 404 | — |
• на высоте 6000 метров | 472 | — |
• на высоте 9000 метров | 528 | — |
взлетная скорость, км/ч | 150 | — |
посадочная скорость, км/ч | 150 | 170 |
скороподъёмность, м/с | ||
• на уровне моря | 14,05 | 19,2 |
• на высоте 3000 метров | 6,6 | |
• на высоте 6000 метров | 6,6 | 9,9 |
• на высоте 9000 метров | 2,46 | — |
длина разбега, м | — | 850 |
длина пробега, м | — | 950 (с набором высоты 15 м) |
дальность полета на полной мощности, км: | ||
• на уровне моря | около 345 | 390 |
• на высоте 6000 метров | около 550 | 620 |
• на высоте 9000 метров | около 720 | — |
• на высоте 11000 метров | — | 975 |
практический потолок, м | 9000 | 11500 |
Вооружение: | ||
основное: | ||
• тип | MK 108 | MK 108 |
• калибр, мм | 30 | 30 |
• количество, шт | 2 | 2 |
• боезапас на ствол, шт | 60 | 60 |
альтернативное: | возможно | (He 162 A-2) |
• тип | MG 151/20 | |
• калибр, мм | 20 | |
• количество, шт | 2 | |
• боезапас на ствол, шт | 120 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Немецкие авиационные инженеры не испытывали недостатка в творческих способностях. Шесть авиастроительных компаний подали заявки на участие в конкурсе «Народный истребитель», в том числе три компании, машины которых представлены ниже. Все три имели гораздо лучшие летные характеристики, чем поршневые истребители противника, сражавшиеся в 1944-45 годах. Проект He 162 был ближе всех к реализации «в металле», и поэтому компания Heinkel получила контракт на серийное производство.
источник: Herbert Ringistetter «Technik. Typengeschichte. Blohm & Voss BV P 211.02. Der wirkliche Volksjager? » «Flugzeug Classic» 2021-11, Seiten 36-43
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-proekt-blohm-und-voss-bv-p-211-02