Внимательный читатель наверняка знает, что я очень люблю варгеймы, больше настольные (Board wargames), чуть меньше с миниатюрками. Вот на Вархеде выпустил небольшую статью о настольных варгеймах, что это и почему это круто. Есть планы на этом деле не останавливаться, а попробовать соорудить что-то вроде дуэльного клуба, по типу существовавшего в журнале ЛКИ, но для настолок. Благо сейчас есть куча программ вроде Vassal или Тейблтоп Симулятор, позволяющие поиграть в людьми со всего мира. Посмотрим что выйдет из этой идеи.
* * *
Настольные игры в жанре варгейма появились в США и стали мечтой всех фанатов военной истории. Можно переиграть любое сражение, создав альтернативный финал известного боя, или устроить битву, которой вообще не было в реальности. Что же сейчас происходит с американскими играми и за кого игроки предпочитают воевать сегодня?
Игры не только для детей
Мы часто верим стереотипам. Согласно им, обычный американец падок на всё простое и зрелищное. Голливуд, компьютерные игры — всё соответствует этой схеме. Но настольные игры, как ни странно, исключение в этом списке — ведь именно США подарили миру жанр настольных варгеймов (от англ. wargame — «военная игра»).
У нас под термином «варгейм» чаще всего понимают игры с солдатиками. Кто-то вспоминает многочисленные вариации Warhammer или даже что-то посложнее.
Это интересное хобби, но с реальностью оно никак не соотносится.
Обычно там сражаются фэнтезийные и фантастические войска, рубя танки мечами и кидая друг в друга магические огненные шары. Но даже если игра условно про нашу историю, в ней не найти ни настоящей тактики, ни стратегической глубины. Просто вместо драконов на столе танки Т-34, а вместо колдовства — авиация. Зато со стороны выглядит крайне зрелищно!
Игры, где солдатики сражаются по специальным правилам, придумал Герберт Уэллс в начале 20 века. С тех пор их называют английскими варгеймами.
В США же избрали другой путь. Если в Англии за основу взяли игру в солдатики, популярную у мальчишек даже в далёкой древности, то американский источник вдохновения был куда серьёзнее — штабные игры.
Военное наследие
Одна из первых штабных игр в истории, немецкая Kriegsspiel. Современный вариант
Во времена Второй мировой войны практику штабных игр в США активно использовали для подготовки офицеров любого звена — от самых младших до многозвёздочных генералов. Понятно, что никакой зрелищности в них не было, да и игрой это чаще всего нельзя было назвать — скорее совместным решением умозрительных тактических задач. Война закончилась, но многие офицеры, вернувшиеся в гражданскую жизнь, подхватили увлечение подобными играми.
Первые любители варгеймов — прусские офицеры. Позже подобная практика распространилась на весь мир
Если уж военным не зазорно играть в армии, так чего стесняться на гражданке? Сначала это были самодельные игры, но они быстро набирали популярность, особенно в среде историков и тех, кто историей интересовался. В 1954-м в печать вышел первый коммерческий варгейм с простым названием Tactics («Тактика»). Неказистая на вид игра недалеко ушла от своих самодельных предшественниц, но сердца игроков покорила мгновенно.
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам
Собственно, изначально «Тактика» и была самоделкой. Её автор Чарльз Робертс придумал игру в 1952 году и поначалу продавал её по почте, рассылая со своего домашнего адреса. Два года спустя он создал компанию «Авалон» (ныне известную как «Авалон Хилл») и дело начало принимать организованный оборот.
Варгейм Tactics
Tactics не была исторической игрой — в ней сражались две абстрактные безымянные армии середины 20 века, никак не привязанные к реальным событиям. Но в остальном игроки ощущали себя настоящими командирами. Организацию войск взяли из реальности: подразделениям требовались снабжение и связь со штабом. На исход боёв влияло множество факторов: местность, наличие союзников, поддержка артиллерии и, конечно, случайность, выраженная броском кубика.
За неказистостью фишек скрывалось настоящее сражение. Общая простота придавала шарм настоящей штабной игры
Танковые части пробивали оборону и уходили в прорыв, пытаясь загнать противника в котёл, десантные части высаживались в тылу противника и резвились у него на коммуникациях, пехота устраивала жестокие мясорубки в лесах и городах. Обходы и манёвры, грамотное использование местности и комбинирование различных войск были залогом победы.
Первый тираж игры в три тысячи экземпляров разошёлся за пару месяцев. Не меньший успех ждал и последующие выпуски, а люди просили ещё. Так появился американский варгейм.
Золотой век
Спрос рождает предложение, и постепенно рынок стал наполняться новыми военными играми. От условных войск варгеймы быстро перешли к истории — теперь игрок вёл в бой реальные части и подразделения того или иного исторического периода. Менялся масштаб игр. Выходили варгеймы про флот и авиацию, про научную и ненаучную фантастику и альтернативную историю.
Варгейм для неподготовленного игрока кажется сложной мешаниной каких-то цифр и обозначений. Но стоит вникнуть и включить фантазию — и перед тобой появляются реальные войска
В 80-е годы наступил настоящий расцвет варгеймов. К тому времени сформировались различные жанры, но у них был общий признак — стремление к комплексности. Игра должна была достоверно отображать поле боя как во времена Наполеона, так и далёкого будущего. Были охвачены почти все временные периоды и войны, игроки могли командовать легионами Рима, цепями пехоты Семилетней войны или танками Роммеля. Появились как простые варгеймы, доступные неподготовленным игрокам, так и настоящие монстры, одна партия в которые может занять сотню часов.
Варгейм про сражение на планете Хот из «Звёздных войн»
Варгейм стал культовой и даже слегка национальной игрой в США. Играли отцы с детьми, солдаты и офицеры, студенты и профессора. Многие американские историки, с которыми я беседовал, говорили, что именно с варгеймов началась их любовь к предмету. Выходили журналы о варгеймах, продажи игр неумолимо росли. В неменьшей степени росло и их влияние — именно из варгеймов появилась ролевая игра Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы»), и даже игры с миниатюрами, которые были гораздо сложнее и подробнее, чем британские коллеги — например, битвы гигантских роботов Batteltech.
Тематика Третьей мировой войны набрала популярность в 60-е годы и держит её по сей день
Варгейм нашей эры
Но за пиком всегда следует спад. Ждал он и варгеймы. В 90-е годы рынок игр оказался переполненным, а новое поколение всё меньше уделяло времени настолкам, отдавая предпочтение видеоиграм. Многие варгеймы успешно последовали за модой и переехали в цифровую реальность, породив и там жанр комплексных и сложных военных игр. Настольные игры начали вымирать, но поколение, выросшее на них, пришло на помощь.
Не все готовы выделить десятки часов на игру
Варгеймы стал играми для историков и для тех, кто интересуется военной техникой, то есть нишевым продуктом «не для всех». Именно так жанр пережил сложные времена и сейчас снова набирает популярность в массах. Да, миром настолок правят простые игры для слегка нетрезвых компаний и английские варгеймы с солдатиками. Но иногда игроки решают попробовать что-то более сложное и глубокое — и тут нет ничего лучше американского варгейма (хоть половину подобных игр уже делают европейские издательства и поклонники, но название осталось).
Есть варгеймы попроще, отлично подходящие для новичков. Например, Memoir’44
Интересной чертой современного настольного варгейма стало внимание к самым необычным конфликтам. Революция в Анголе — почему нет? Битвы чеченской и афганской войн — есть и такое. А может, война Китая и Вьетнама в 1979 году? Без проблем! Я уж не говорю о том, что существуют варгеймы обо всех сражениях Второй мировой, даже самые неизвестных. Не обошлось без альтернативной истории — от Третьей мировой войны во всех возможных конфигурациях до конфликтов будущего (например, вторжения Китая на Тайвань) или войны Польши с ФРГ.
Современные варгеймы стали заметно красивее, но не потеряли глубины
Главный минус американского варгейма — у нас его сложно достать. Если игры попроще в России продают и переводят, и даже вполне можно купить миниатюры солдатиков, то с остальным беда. Никаких переводов — чтобы прочесть правила (часто занимающие десятки страниц), нужно хорошее знание английского. Заказать можно только из-за границы — а это, чаще всего, очень дорого. Но вода точит камень, и у нас появляются не только поклонники, но и клубы, и даже магазины варгеймов.
источники:
https://youroker.livejournal.com/104471.html
https://warhead.su/2018/11/01/nastolnyy-shtabnoy-vargeym-vo-chto-lyubyat-igrat-amerikantsy