Наследие адмирала Оба. Броненосец береговой обороны «Бувине»

15

Страшное поражение франко-испанского флота при Трафальгаре в 1805 году нанесло жестокий удар по галльскому самолюбию, привыкшему обоснованно претендовать на первое место и на суше и на море. С тех пор более ста лет идеей-фикс для французов стало сокрушение морского могущества англичан. Французский флот всегда строился против владычицы морей, вплоть до 30-х годов 20-го века, когда в 1940 году англичане еще раз копенгагировали флот недавнего союзника.

Наследие адмирала Оба. Броненосец береговой обороны "Бувине"

В 19-ом же веке появление брони и пара дало французам шанс одолеть островного супостата в новой гонке вооружений, благо «острый галльский смысл» позволял им часто быть впереди технического прогресса.

Почти достигнув в 80-х годах паритета с британским броненосным флотом, французы, однако, сразу попали под обаяние «Молодой школы», пропагандировавшей полное обнуление Королевского флота Ее Величеством Торпедой. Конечно, приверженцы учения адмирала Гиацинта Оба не упрощали эту весьма сложную задачу. Победа, по их стратегическим выкладкам, достигалась тремя силами флота- рейдеры крейсерской войной блокировали морскую торговлю Альбиона, а попытки Ройал Нэви напасть на французские базы пресекались роями малых миноносцев, под прикрытием броненосцев береговой обороны.

Поэтому французы построили несколько серий броненосцев береговой обороны или броненосцев 2-го класса, вкладывая в это определение не полукрейсерские возможности, а именно вопросы прибрежной обороны.

В 1887 году начались проектные работы по созданию броненосного корабля для береговой обороны по концепции адмирала Оба, как поддержки для роя миноносок. В 1889 году было заказано четыре таких корабля. Первые два известны как тип «Jemmape», а вот вслед за ними были заложены «Bouvine» и «Amiral Trehouart», так называемых тип «Bouvine». От предшественников они отличались наличием полубака и 305 мм орудиями вместо 340 мм, а также увеличением числа 100 мм скорострелок до 8 и более высокой скоростью. Это повысило и мореходность и огневую мощь( за счет скорострельности). В остальном корабли обоих типов были очень похожи, иногда их даже объединяют в один тип.

Корабли получили имена в честь давней битвы и недавнего французского адмирала. Интересно, что второй броненосец при закладке 20 октября 1890 года получил короткое имя «Tréhouart» и лишь 25 марта 1895 года, уже после спуска на воду, был удостоен полного титула-«Amiral Trehouart». Стоимость «Bouvine» составила 14 986 587 франков.

Франсуа Тома Треуар(27 апреля 1798 г. — 8 ноября 1873 г.) французский адмиралом, последний на тот момент обладатель звания адмирала Франции , которым он был назначен 20 февраля 1869 г. Награжден Большим крестом ордена Изабеллы II .

Битва при Бувине (фр. Bataille de Bouvines) — сражение 27 июля 1214 года в ходе фламандской кампании англо-французской войны (1202—1214) между войсками французского короля Филиппа II Августа и англо-фламандско-немецкой коалиции, возглавляемой императором Священной Римской империи Оттоном IV. Завершилась победой французов и усилением королевской Франции.

«Bouvine» был заказан Forges et Chantiers de la Méditerranée 18 декабря 1889 года. Корабль был заложен 30 сентября 1890 года на верфи Ла-Сен-сюр-Мер и спущен на воду 29 марта 1892 года. На предварительные испытания броненосец вышел 15 октября 1894 года, однако неполадки в силовой установке вынудили отложить приемку до середины 1895 года. Увы, испытания не прошли без трагедии. 23 июля во время стрельб в стволе орудия преждевременно разорвался 47 мм снаряд. Двое убитых и двое раненых, в том числе и контр-адмирал Шатомунуа, председатель приемной комиссии. Лишь 1 декабря 1895 года корабль был введен в эксплуатацию.

«Amiral Trehouart» строили в Лорьяне, на местном Арсенале. Закладка состоялась 20 октября 1890 года, спуск на воду 16 мая 1893 года, строительство завершено 29 июня 1896 года.

«Амираль Треуар» «Amiral Trehouart» ( до 25 марта 1895 «Tréhouart»)—Арсенал де Лорьян. заложен 20 октября 1890. спущен на воду 16 мая 1893. в строю с мая(29 июня) 1896. Продан на металлолом 4 июля 1920

«Бувине» «Bouvines» —верфь «Forges & Chantiers de la Mediterranee»; Ла Сен. Заказан 18 декабря 1889 г. заложен сентябрь 1890 , спущен на воду 29 марта 1892, в строю с декабря 1894. Исключен 8 июня 1918 г. Продан на металлолом, 19 июня 1920

Водоизмещение 6681т/6798  т (6691 длинных тонн ). Длина между перпендикулярами 86.50/89,38/89,65 м. Ширина 17.78-17,86 м. Осадка наибольшая 6,38/7,54( средняя 7,14) м.

Энергетическая установка- Две вертикальных паровых машины тройного расширения. Количество валов 2. Суммарная мощность 8500 индикаторных сил.(Amiral Trehouart на испытаниях 8,865  л.с.). 16 котлов Lagrafel d’Allest (Amiral Trehouart — Belleville). Скорость хода 16,05 узлов. Запас угля наибольший 511 т. Дальность 3900 морских миль при скорости 8 узлов. Экипаж 343 (Amiral Trehouart 362) человека, как флагман-371.

Бронирование -Сталеникелевая и стальная броня-Пояс по ВЛ 457-254 мм. Палуба*:1 слой-10 мм. 2 слой 10 мм. 3 слой, сталь-89 мм — нос, 102-71 мм — район миделя, 71 мм — корма. Башни 320- 457 мм. Барбеты башен до 406 мм. Крыши башен 69 мм. Боевая рубка 80-102 мм.

Вооружение- 2х1 305 мм/45 M1887 . 8 99 мм/50 кал скорострельных Mle 1892. 4 3-фунтовые Mle 1885 Hotchkiss. 10 1-фунтовых револьверных 37 мм(Amiral Trehouart — 8). 4 1-фунтовых 47 мм (только Amiral Trehouart). Торпедные аппараты 2-457 мм надводных.

Наследие адмирала Оба. Броненосец береговой обороны "Бувине"

Броненосцы отличались друг от друга количеством дымовых труб- на «Бувине»-две, а на «Амираль Треуар»— все котельные были выведены на одну трубу. Броненосцы были тяжелее предшественников примерно на 300 тонн. Для устранения боковой качки позднее на них были установлены скуловые кили. Осадка в носовой части составила 6,38 метра, а на корме 7,54 метра. Метацентрическая высота 1,04 метра. Экипаж был из 15 офицеров и 318 матросов, на флагман полагалось еще 5 офицеров и 33 матроса.

Двухвальная силовая установка состояла из двух горизонтальных паровых машин тройного расширения марсельской фирмы Menpenti и 16 водотрубных паровых котлов ( на головном-производства Lagrafel d’Allest, на втором-Belleville). На испытаниях при 8865 лошадиных сил была показана максимальная скорость 16,05 узла. Максимальное количество угля на борту до 557 метрических тонн (548 длинных тонн).

Броненосцы несли полный стальной броневой пояс толщиной от 457 мм на миделе до 250 мм в оконечностях. Высота пояса была в среднем 1,9 метра, увеличиваясь до 2,86 метра в носовой части и до 2,18 метра на корме. Над водой по проекту должно было быть 40 см броневого пояса, но из -за перегрузки реально лишь 24 см пояса было над ватерлинией. Бронепалуба крепилась к верхней части броневого пояса и имела толщину до 92 мм. Башни защищали бронеплиты 370 мм , а барбеты-320 мм. Рубка была забронирована 80 мм листами стали. Общий вес брони составлял 2270 тонн (2230 длинных тонн). Разногласия в данных вызваны. скорее всего, учетом стальной и деревянной подложки.

Наследие адмирала Оба. Броненосец береговой обороны "Бувине"

Основное вооружение-две 305 мм пушки Modele 1887 в одиночных башнях на носу и корме. Пушки стреляли 340-килограммовыми снарядами со скоростью один выстрел в минуту при начальной скорости около 780 метров в секунду . Угол наклона орудия составлял −4 °, а угол возвышения — + 10 °.

Вторичная батарея из восьми 100 мм орудий Modèle 1892 была разделена между казематами(четыре) и надстройкой, где они стояли на шарнирных установках с щитами прямо над казематными орудиями по углам надстройки. Орудия стреляли 16-килограммовыми снарядами с начальной скоростью 730 метров в секунду.

Первоначально противоминное вооружение в виде четырех 47 мм Гочкисов Modele 1885 стояло на боевом марсе, но в дальнейшем еще четыре таких пушки разместили на надстройке. Они стреляли 1,5-килограммовыми снарядами со скоростью 650 метров в секунду на максимальную дальность 4000 метров.

По проекту на надстройке стояло десять 37 мм револьверных пушек Гочкис, но после установки дополнительных 47 мм их оставили только три. В итоге стало 3 37 мм и 8 47 мм орудий.

Корабли имели также по два 450 мм надводных торпедных аппарата, но в 1906 году их демонтировали.

«Бувине» с 1 февраля 1896 года всегда служил флагманом, первоначально был назначен в Северную эскадру ( Escadre du Nord ).

Одним из первых и самых ярких впечатлений в памяти корабля стала встреча российской императорской яхты в Шербуре.

Вход яхты Полярная звезда в Шербур, 1896 год

Вход яхты Полярная звезда в Шербур, 1896 год

Вот он, на заднем плане, охраняет покой российского императора (замечен ava_dn).

Наследие адмирала Оба. Броненосец береговой обороны "Бувине"

22 апреля 1897 года он прервал учебный процесс ради того, чтобы отвезти неугомонного президента республики Феликса Фора из Сен-Назера в Рошфор. В 1898 году перешел в состав Средиземноморской эскадры ( Escadre de Méditerranée ) флагманом дивизии береговой обороны ( Division des garde-côtes ). Три года спустя «Бувине» вернулся в Северную эскадру.

Корабль был переведен в резерв в 1907 году, но в 1910 году снова стал флагманским кораблем для Флотилии Ла-Манша ( Commandeur supérieur des flotilles de la Manche ).

Он участвовал в спасении останков подводной лодки «Pluviôse» ​​в Кале 28 мая.13 сентября 1910 года сильно повредил французский эсминец «Escopette» в ночном столкновении во время тренировки. «Бувине» вернулся в резерв 1 июня 1912 года, но уже 1 июля 1913 года был списан . 1 августа 1914 года, всего за несколько дней до объявления войны Германии его вернули в строй и до 1917 года он служил сторожевым кораблем в Шербуре. «Бувине» исключили из списков флота в 8 июня 1918 года и продали на металлолом за FF 550,000 19 июня 1920 года.

«Amiral Tréhouart» ничем на службе себя не проявил. В Первую мировую был базой подводных лодок в Шербуре. Он был продан на металлолом 4 июля 1920 года, но не был разделен до 1922 года.

Тем не менее пушки броненосцев принимали участие в защите Третьей республики. 100 мм пушки поставили на конфискованные эсминцы, строившиеся для Аргентины. «Авантюрье» и «Опеньятр» получили их с «Бувине»«Энтрепид» и «Темерэр» – с «Амираль Треуара».

Наследие адмирала Оба. Броненосец береговой обороны "Бувине"

Все четыре броненосца программы 1889 года считались отличными хорошо вооруженными, хорошо слушающимися руля, быстроходными кораблями. Тип «Бувине», конечно, смотрелись лучше из-за современных длинноствольных более скорострельных орудий, большей скорости и повышенной мореходности. Хорошо бронированные башни обеспечивали приличную защиту и сектор обстрела.

Только сама концепция, под которую они были созданы, была вскоре полностью дискредитирована. И с рейдерами как-то не задалось и миноноски не смогли потеснить Его Величество Линкор. Самим же броненосцам береговой обороны в Европе проявить себя не удалось.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/marin/bronenoscy-beregovoi-oborony-nasledie-admirala-oba-buvine-5f9cf66ab09e797ceb65efa2

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account