«… Наш бронепоезд…» часть 2.
(Альтернативный взгляд на развитие БеПо).
Средства усиления.
Прежде всего, это могучие «инструменты» огневой поддержки. Артиллерийские БеПо, работающие из глубины по целеуказанию передового, ударного бронепоезда.
Состав варьируется в зависимости от поставленной задачи. Впрочем, выбор не велик, но могуч:
Прежде всего, это тяжёлая артиллерийская БП. Вооружение – две пушки-гаубицы МЛ-20 в легкобронированных, вращающихся башнях, плюс 25 мм МЗА ПВО. Две бронеплощадки бронепоезда – готовая батарея.
Первоначально, была мысль использовать гораздо более дальнобойное морское орудие того же калибра. Но вот жёсткий лимит по весу сделать это категорически воспретил. В РИ, малочисленные тяжёлые БП, вооружённые единственной 107 мм пушкой обр. 10 г. зачастую страдали от отдачи выстрелов и инженеры долго мудрили над механизмами выключения подвески платформы, а единственный тяжёлый БеПо с флотскими шестидюймовками Кане, мог стрелять исключительно вдоль оси, поскольку стрельба поперёк, вела к опрокидыванию.
При двух шестидюймовках, придётся либо в обязательном порядке такой механизм внедрять, либо устанавливать дополнительные колёсные пары посередине. Впрочем, в РИ использовался и вариант жёстких захватов платформы за рельсы…
В общем, ежели МЛ-20 будут стрелять не одновременно, такая установка вполне реализуема и боеспособна.
А ещё (скорее всего уже для уровня РГК), есть вариант (на рисунке самый нижний) вооружения тяжёлой БП артподдержки одним универсальным станком от гаубицы Б-4. Что позволит размещать на нём вообще без каких-либо переделок (кроме трубы) на выбор, либо 152 мм дальнобойную пушку Бр-2, либо 203 мм гаубицу Б-4, либо 280 мм мортиру Бр-5. Без откидных упоров и полного выключения подвески платформы тут естественно уже никак не обойтись.
Но, этот проект «долгоиграющий» и даже озадачив им кого нужно ещё в середине тридцатых, к 40-му, мы в лучшем случае получили бы опытные экземпляры.
Зато вполне можно успеть создать тяжёлую БП артподдержки вооружённую парой сдвоенных ПУ РУЗО (в середине).
Из эскиза видно, что ПУ такой двухъярусной «Катюши», поднимается гидравликой на телескопической штанге на уровень, обеспечивающий и безопасность самой БП и удобный угол возвышения. Горизонтальное наведение осуществляется поворотом башни – подобной тем, что применены в шестидюймовых артустановках.
Естественно, расположенный посередине 25 мм МЗА, пришлось обеспечить защитой от раскалённых газов дульного тормоза гаубиц и дюз эрэсов. Защита оно канешно защитой, но скорее всего, защищать она будет сугубо матчасть МЗА, поскольку человеку находиться в башне ПВО в момент стрельбы хоть той, хоть другой установок, категорически противопоказано…
Второй тип средств усиления – десантные броневагоны двух типов:
Верхний – танкодесантная бронеплатформа. Тяжёлая четырёхосная платформа защищённая бронеэкранами, позволяет перевозить танки и прочую бронированную или не очень технику общим весом брони и нагрузки 50 тонн. Естественно, платформа и спереди, и сзади, имеет откидную аппарель-сходню, по которой танк может съехать с платформы вперёд или назад (где будет свободное пространство) – по обстоятельствам. В дальнейшем, следует разработать вариант платформы с откидными бронеэкранами, на которой танк сможет разворачиваться и съезжать не только вперёд-назад, но и в бок (так же желательно и возвращаться обратно на платформу). Из таких хреновин (в составе целого танкового взвода) можно собрать оригинальный БеПо, который, не будучи наглухо привязанным к рельсам, получит весьма широкие тактические возможности.
Внизу, десантный броневагон. Низкий, хорошо защищённый, приспособленный к быстрому выходу десанта количеством до двух взводов в любую сторону от состава. Вооружение – две башенки от плавающего танка Т-40 со спарками ДТ и ДШК, годными и для зенитной стрельбы.
Так же с каждого борта имеется по 4 амбразуры для стрельбы из личного оружия десанта (прежде всего из пулемётов ДП). В центральной части, предусмотрена возможность установки и стрельбы через люки в крыше из двух 82 мм миномётов.
Естественно, этот же броневагон можно использовать и для перевозки особо ценных грузов в прифронтовой полосе: боеприпасов, раненых и проч.
Третий тип БП ПВО. Опять же в двух версиях: тяжёлая и лёгкая. Вооружение первой две 85 мм зенитные пушки плюс 25 мм МЗА. При башнях от шестидюймовок, есть смысл попробовать создать 85 мм спарки! (Вот только стрелять из них на ходу, без каких-нить инженерных ухищрений, уже вряд ли получится, что для ПВО не есть хорошо). Вооружение лёгкой – пара 37 мм АП 61-К (как на паровозном тендере). Если со временем, вместо одиночных пушек там тоже встанут спарки, да ещё и во вращающихся башнях – ещё лучше.
Лёгкую БП ПВО, желательно будет включать в состав каждого БеПо и даже добавлять к бронемотриссе.
Из различных БП ПВО (и тяжёлых и лёгких) можно составлять целые БеПо ПВО для защиты не только дивизионов бронепоездов, но и крупных железнодорожных узлов (что в принципе имело место бысть и в РИ). Поэтому, БеПо ПВО будут строиться не только для дивизионов бронепоездов, но так же в большом количестве в качестве отдельных бронеединиц железнодорожных войск.
В конце раздела «матчасть» следует упомянуть о «железнодорожных торпедах», которых по довоенным планам предполагалось иметь не менее пяти на вооружении каждого дивизиона БеПо. Это такие малёхонькие дрезинки (длина ок. 1.7 м) с парой маленьких электродвижков на аккумуляторах, позволявших ей разгоняться до 60 км/ч и шпарить на такой скорости до 10 км. На борту, дерзина-торпеда несла мощный заряд взрывчатки (100 кг тротила), способный уничтожить бронепоезд противника или вообще что угодно, стоящее на путях. Так же велись работы по установке на эти торпеды дистанционно управляемых (или просто дистанционных, неконтактного типа) взрывателей, чтоб инициировать подрыв в нужное время в нужном месте (мост взорвать на фиг, например, или на занятом противником вокзале устроить мощный «бада-бум»).
В РИ от таких торпед в конце-концов отказались, поскольку с дистанционным подрывом оставалось много проблем, а бронепоездов у вероятных противников имелось не так уж много. Так что в АИ, на наличии такого вида оружия настаивать не смею.
Зато нипочём не откажусь от такого РИ-оружия, как поставленные на рельсовый ход бронеавтомобили для связи, разведки и патрулирования магистралей. Они и дешевле тех же бронемотрисс и потеря не столь огорчительна (эх, кабы не о людях речь!).
Теперь, о структуре.
Тут всё достаточно просто. Каждый «линейный» дивизион бронепоездов окружного (в военное время армейского) подчинения, будет состоять из ударного БеПо, БеПо артподдержки, БеПо ПВО, 2-3 бронемотрисс, взвода из 3-5 БА и эшелона мобильной тыловой базы, с полным комплексом обслуживания (от ремонтных мастерских до вагонов штаба и проживания личного состава с клубом, прачечной, минигоспиталем и т. д. вплоть до собственной гуаптвахты.). Естественно всё это хозяйство на колёсах. В грузовых вагонах все необходимые склады. На платформах обычные автомобили и мотоциклы в потребном количестве. Это сделает дивизион абсолютно автономной оперативной единицей.
Непосредственно командованию ЖД войск РККА будут подчиняться несколько отдельных БеПо (в основном ПВО), бронемотрисс и ремонтно-восстановительных батальонов.
В распоряжении РГК будет несколько отдельных дивизионов (с ударными БеПо, оснащёнными тяжёлыми «штурмовыми» БП).
Войска НКВД получат несколько лёгких бронемотрисс (целые бронепоезда для них, по-моему, чрезмерная роскошь). Хотя как минимум один БеПо (ради солидности и особо дальних заездов) они однозначно вытеребят. Впрочем, тут есть один нюанс. БеПо, предлагаемые в данной АИ, из-за серьёзно ужатых по объёмам БП (уже не броневагонов!), ради утолщения бронезащиты, не слишком-то приспособлены для дальних перегонов без сопровождения тыловой мобильной базы (вплоть до того, что ночевать экипажи БеПо и бронемотрисс всё-таки, по-моему, должны в нормальных условиях, хотя бы в пассажирских вагонах базы).
Для управления всем этим хозяйством, создаётся простая структура: на уровне армий/округов – в оперативном плане, дивизионы подчиняются лично начальнику штаба. На уровне РГК, опять-таки лично начальнику генштаба. Бронепоездные части в структуре ЖД войск подчиняются естественно управлению ЖД войск. Снабжение централизованное – через аппарат округов и главного управления бронетанковых войск. Контроль осуществляется через аппарат главного управления инспекторов Генштаба РККА.
И последнее. Тактика боевого применения. То, ради чего собственно весь огород и городился.
Выглядеть это должно примерно так: по приказу начальника штаба армии (к которой приписан), бронедивизион выдвигается для нанесения удара. Впереди в качестве разведчика пути – бронемотрисса. Сразу вслед за ней, атакует ударный БеПо. Огневую поддержку ему из глубины оказывает тяжёлый артБеПо. Между ними стоит под парами запасной бронепаровоз, готовый эвакуировать ударный БеПо, если его бронепаровоз будет выведен противником из строя. Если перегон длинный, его охраняют несколько БА на рельсовом ходу. При наличии параллельного ж/д пути (что более чем вероятно на стратегических магистралях), на нём курсируют БеПо ПВО и ремонтно-эвакуационный поезд базы. Сама база остаётся в глубоком тылу (в районе какого нить ж/д узла с большой ёмкостью подъездов-разъездов) под прикрытием отдельных БП ПВО и запасных ударных БП, перемещаемых «чёрным» паровозом базы.
Если операция предполагается стратегического масштаба (например, в рамках общефронтового наступления на данном участке), на параллельный путь пускается ещё один ударный БеПо РГК с тяжёлыми штурмовыми БП и десантными (в т.ч. танкодесантными) броневагонами. Естественно у него тоже будут свои и БеПо артподдержки и БеПо ПВО.
Всё это построение к бою, должно быть в какой-то форме прописано в специальном уставе бронепоездов или в посвящённом этому виду оружия разделе устава бронетанковых войск РККА.
Такие вот мысли на тему…