Начало эры реактивных боевых самолетов. Первый полет прототипа Me 262 V-3

1

 

Cтатья Вольфганга Мюльбауэра (WOLFGANG MÜHLBAUER) «Von 60 Jahren: Enstflug der Me 262 V-3. Der Start ins Jet-Zeitalter» из журнала «Flugzeug Classic» 2002-07/08 была переведена уважаемым коллегой NF и немного доработана мной. Перевод был выполнен в мае 2017 года. Статья выкладывается в продолжение темы, поднятой в статье «Ласточка-касаточка». 

Предисловие редакции: Первый полет третьего прототипа Me 262 V-3 состоялся ровно 60 лет тому назад – 18 июля 1942 года – и стал одной из важнейших вех в истории авиации. Этот самолет, несмотря не все сложности его доводки, должен был стать первым в мире реактивным истребителем, который был принят на вооружение и смог принимать участие в боевых операциях. Успешное применение Ме 262 в последней фазе войны показало, что будущее принадлежит реактивным двигателям.

Вилли Мессершмитт хотел как можно быстрее поднять в воздух Me 262, и потому решил пойти на компромисс с точки зрения типа силовой установки. Он предложил установить в носу первого прототипа Ме 262 V-1 двигатель Jumo 210 G мощностью 700 л.с. (515 кВт) и сначала испытать этот самолет в воздухе только с поршневым авиамотором.

Установка на прототип реактивных двигателей предполагалась только тогда, когда их можно будет без проблем установить на самолет и использовать в дополнение к поршневому двигателю. С одной стороны это позволяло – даже с учетом ряда ограничений – начать проверку основных летных качеств, а с другой стороны в случае выхода из строя реактивных двигателей самолет мог бы продолжать полет с помощью поршневого двигателя, т.е. возрастала вероятность сохранения прототипа. При тогдашнем уровне развития реактивных силовых установок следовало серьезно принимать в расчет выход из строя обоих реактивных двигателей!

Первоначально существовали планы оснастить первый прототип Me 262 V-1 одним поршневым двигателем и двумя ракетными двигателями Вальтера с тягой по 7,35 кН (750 кгс) каждый. С данным вариантом силовой установки расчетная скорость горизонтального полета должна была составить 690 км/ч. Однако ракетные двигатели могли работать только в течение семи минут, и от этих планов снова отказались.

В период между февралем и мартом 1941 года на расположенном в Аугсбурге авиастроительном заводе компании Messerschmitt был построен первый прототип Ме 262. 30 марта конкурент Ме 262 – опытный реактивный истребитель Heinkel He 280 – совершил свой полет с чисто реактивной силовой установкой, а в Великобритании в ближайшее время ожидался первый полет реактивного самолета Gloster E.28/39 с реактивным двигателем конструкции Фрэнка Уиттла. Можно себе представить каково было нетерпение команды из Аугсбурга!

Вечером 18 апреля 1941 года в 19:35 опытный истребитель Messerschmitt Me 262 V-1с поршневым двигателем Jumo 210 G совершил свой первый полет с заводского аэродрома Аугсбург-Хаунштеттен (Augsburg-Haunstetten). В кабине самолета находился летчик-испытатель Фриц Вендель (Fritz Wendel), который был одним из самых опытных заводских пилотов. Полет прошел без неполадок и без чего-либо примечательного.

Начало эры реактивных боевых самолетов. Первый полет прототипа Me 262 V-3


одна из малоизвестных фотографий первого прототипа Me 262 V-1 (военный номер PC+UA) в его первоначальной форме. Снимок сделан на аэродроме Аугсбург-Хаунштеттен перед зданием исследовательского центра

В ходе последующих испытательных полетов первого прототипа Me 262 V-1 проявились неудовлетворительные летные данные, поскольку скорость горизонтального полета не превышала 425 км/ч. В некоторых полетах было выполнено пикирование, во время которого была развита скорость 525 км/ч; по другим данным была даже достигнута скорость 800 км/ч. Наибольшей критике были подвергнуты низкие летные характеристики и эффективность рулей. Тем не менее, в техническом управлении уже убедили себя в том, что Ме 262 оправдал ожидания, и 25 июля 1941 года был выдал первый заказ на изготовление 20 предсерийных машин.

Осенью 1941 года компания BMW отправила компании Messerschmitt два первых турбореактивных двигателя P3302. Оба этих двигателя были чисто экспериментальными образцами, развивавшими тягу 4,4 кН (450 кгс). Установка этих реактивных двигателей на прототип Me 262 V-1 была завершена в декабре 1941 года.

Начало эры реактивных боевых самолетов. Первый полет прототипа Me 262 V-3
данный снимок первого прототипа Me 262 V-1 (PC+UA), по видимому, является единственным известным изображением Me 262 с двигателями установками BMW P3302. Снимок сделан летом 1942 года. Машина установлена на козлы и причиной этому, возможно, послужило повреждение шасси во время первых испытательных полетов

К счастью, в целях обеспечения безопасности полетов поршневой двигатель был сохранен. 25 марта 1942 года Фриц Вендель вновь занял место в кабине пилота и с заводского аэродрома Аугсбург-Хаунштеттен совершил первый взлет на Me 262 V-1, оснащенном реактивными двигателями; для машины это был уже 48 полет. Вскоре после набора высоты всего 50 метров один за другим остановились оба реактивных двигателя! Благодаря поршневому двигателю Фриц Вендель смог выполнить жесткую посадку, во время которой лишь немного повреждены основные стойки шасси самолета.

30 марта 1942 года Фриц Вендель снова совершил полет на Me 262 V-1, и снова оба двигателя компании BMW создали проблемы, среди которых были, само собой разумеется, недоведенность системы регулировки мощности моторов. Длина разбега оказался очень большой, посадочная скорость – высокой, а управляемость самолета при подходе к взлетно-посадочной полосе оказалась тяжелой. Доклад по итогам летных испытаний (Nr.692/12 от 30.3.1942 года) заканчивался словами:

«Общее впечатление было неудовлетворительным. Сейчас уже можно сказать, что пилоты средней квалификации не могут управлять подобным самолетом с такой большой удельной нагрузкой на крыло».

В RLM не оставили результаты летных испытаний без внимания, и 29 мая 1942 года ранее выданный заказ на постройку 20 прототипов был отозван; было дано распоряжение построить только 5 самолетов предсерийной партии. В компании Messerschmitt решили установить на третий прототип Me 262 V-3 и на последующие за ним прототипы V-4 и V-5 более многообещающие реактивные двигатели Jumo 004, а на второй прототип V-2 установить шесть простых прямоточных воздушно-реактивных двигателей Schmidt-Argus. Первые два опытных турбореактивных двигателя компании Junkers motoren поступили на предприятие в Аугсбурге 1 июня 1942 года, и вскоре они были установлены на прототип Me 262 V-3.

Начало эры реактивных боевых самолетов. Первый полет прототипа Me 262 V-3
на данном снимке хорошо заметно катапультируемое сиденье компании Heinkel, устанавливавшееся на первых опытных образцах Me 262. На более поздних опытных образцах и на серийных самолетах данного типа от установки такого сиденья отказались без какой-либо замены

Обе турбины развивали тягу в 8,23 кН (840 кгс), что было значительно больше, чем развивали ранее поставленные компании Messerschmitt двигатели компании BMW. Подготовленный к полетам самолет доставили в Лейпхейме (Leipheim) для тайного проведения испытаний. Имевшаяся в Лейпхейме более длинная, чем в Аугсбург-Хаунштеттене взлетная полоса, значительно лучше подходила для Ме 262.

Начало эры реактивных боевых самолетов. Первый полет прототипа Me 262 V-3
подготовка Me 262 V-3 (военный номер PC+UC) к взлету

60 лет назад – 18 июля 1942 года – наконец то был дан зеленый свет первому полету Ме 262 исключительно с турбореактивной силовой установкой. Сначала Фриц Вендель, которому вновь была оказана часть совершить первый полет, выполнил ряд прогонов самолета по взлетно-посадочной полосе. Однако ему не удалось оторвать от полосы хвостовую стойку шасси. Причиной этого явления было недостаточное объем потока воздуха, который при пробеге должен был обтекать горизонтальное оперение и влиять на работу рулей высоты. В результате какая бы нагрузка не воздействовала на рули высоты, машину при пробежках так и не удавалось держать параллельно горизонтальной плоскости. У первого прототипа Me 262 V-1 подобный поток воздуха создавал воздушный винт, приводимый в движение поршневым двигателем, который у оснащенного реактивными двигателями Me 262 V-3 банально отсутствовал и как следствие рули высоты практически полностью затенялись крылом!

Помочь в разрешении данной проблемы мог только трюк. Во время очередной пробежки по взлетной полосе Фриц Вендель должен был слегка притормозить машину. В результате хвостовая часть самолета немного приподнялась бы над поверхностью полосы, и поток воздуха с необходимым давлением попал на рули горизонтального оперения. Для помощи при этом необычном маневре на соответствующих местах на поверхности взлетно-посадочной полосы краской были нанесены полосы. 

Начало эры реактивных боевых самолетов. Первый полет прототипа Me 262 V-3
18 июля 1942 года в 8:40; аэродром Лейпхейм. Прототип Messerschmitt Me 262 V-3 (PC+UC) разбегается перед своим первым историческим взлетом!

В 8:40 Фриц Вендель с помощью отметок на взлетной полосе поднял самолет в воздух. Исторический полет длился 12 минут и прошел без каких-либо происшествий. При посадке необычный поток воздуха, вызванный работой силовой установки на холостых оборотах, хотя и вызвал некоторое беспокойство, но не избавил от беспредельного восхищения этим самолетом.

«Мои реактивные двигатели работали как часы Полет на такой машине был чистым удовольствием. В моей практике было очень редко, когда первый полет на новом самолете вызывал такое восхищение, как это было с Me 262».

Начало эры реактивных боевых самолетов. Первый полет прототипа Me 262 V-3
третий прототип Me 262 V-3. Снимок сделан 18 июля 1942 года сразу после отрыва от машины от взлетной полосы

так Фриц Вендель описал свой заслуживающий внимания первый полет на реактивном самолете. Вскоре Вендель вновь поднял Me 262 V-3 в воздух и в горизонтальном полете разогнал самолет до 550 км/ч. С новыми турбореактивными двигателями компании Jumo летные характеристики Me 262 V-3 оказались удивительно хорошими. После двух первых испытательных полетов была увеличена длина хорды внутренних секций консолей крыла. За счет данных «вставок» стреловидность распространилась на всю длину крыла, в результате чего удалось добиться предотвращения преждевременного срыва потока воздуха.

Испытания продолжались, и в жаркий летний день 11 августа 1942 года Me 262 V-3 совершил седьмой полет под управлением Генрих Бове (Heinrich Beauvais). Бове был выдающимся летчиком-испытателем, служившим в расположенном в Рехлине испытательном центре ВВС Германии. Генрих Бове был подробнейшим образом проинструктирован Фрицем Венделем и прежде всего относительно особой техники взлета третьего прототипа Me 262 V-3. Из-за высокой температуры воздуха силовая установка самолета развивала меньшую тягу, чем указывалось предприятием-изготовителем; данный эффект в те годы был еще неизвестен, не говоря уже о его исследовании!

После трех неудачных попыток взлететь Me 262 V-3 Генриха Бове выкатился на поле и задел правой консолью крыла копну сена. Правая основная стойка шасси подломилась, и реактивный двигатель вместе с моторной гондолой был вырван из крыла. Только 20 марта 1943 года прототип Me 262 V-3 был вновь готов к полетам. Его летные испытания продолжались до сентября 1944 года, когда этот самолет стал жертвой воздушного налета союзников.

Начало эры реактивных боевых самолетов. Первый полет прототипа Me 262 V-3
на данном снимке представлен прототип Me 262 V-3 (PC+UC), полностью восстановленный после аварии 11 августа 1942 года. Предположительно снимок сделан весной 1943 года

Лишь спустя два года после первого исторического полета Me 262 V-3 коллективу, возглавляемому Вилли Мессершмиттом, удалось довести самолет данного типа до уровня, который позволял его использовать на фронте летчиками средней квалификации, и сделать Me 262 первым в мире серийным реактивным истребителем.

Причин этого было несколько. Пожалуй, никакой другой самолет не находился в подобном положении. Me 262 был жертвой политической близорукости, стремления военных принимать желаемое за действительное, тщеславия ряда личностей и сложного экономического положения; ни о какой другом самолете не ходило столько противоречивых историй, спекуляций и легенд. И сегодня спустя 60 лет после первого полета этого самолета легенды продолжают распространяться!

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account