На унитазах через Атлантику
Тридцатые годы прошлого века были эпохой короткого расцвета и заката не только гигантских пассажирских дирижаблей, но и крупных грузопассажирских летающих лодок, проложивших первые воздушные маршруты над океанами. Тогда считалось, что самолет, предназначенный для долгих полетов над водной гладью, вдали от берега, должен иметь возможность в аварийной ситуации сесть на воду и сохранять плавучесть до тех пор, пока экипаж не устранит неисправность и не взлетит вновь, либо – пока к самолету подойдет какое-нибудь судно, чтобы взять его на буксир и привести в ближайший порт.
Многомоторные водоплавающие авиалайнеры, в основном, строили американцы и англичане, но и французы, как родоначальники европейской авиации, не остались в стороне от этого дела. 10 января 1935 года впервые поднялся в воздух построенной фирмой "Латекор" гигантский шестимоторный воздушный корабль "Латекор-521" с размахом крыла почти в 50 метров, длиной фюзеляжа – 31 метр и взлетным весом 37 тонн. Самолет предназначался для трансатлантических полетов в США.
30-местный пассажирский салон "Латекора", размещался на нижней палубе двухпалубного фюзеляжа. По уровню комфорта он мог поспорить с роскошными морскими лайнерами. Разработчики воздушного судна разделили его на 10 закрытых одноместных и двухместных купе с мягкими диванами, а в носовой части располагалась просторная кают-компания, она же – ресторан. Но самой интересной особенностью "Латекора" было то, что шесть из десяти купе оснащались индивидуальными туалетами с раковинами и унитазами. Еще четыре санузла, предназначенные для общего пользования, попарно размещались по бокам центрального коридора в передней и задней частях самолета.
Таким образом, всего на борту было 10 туалетных кабин, по одной на каждых трех пассажиров. Столь высокой концентрации "удобств", насколько я знаю, не было и нет ни на одном другом многоместном авиалайнере. Возможно, это делалось в качестве более комфортной альтернативы гигиеническим пакетам. Ведь "Латекор", не имевший гермокабины, предназначался для полетов на относительно малых высотах, где нередко бывает болтанка и воздушные ямы, отчего у многих пассажиров случается "воздушная болезнь".
Самолет успешно прошел испытания, показав неплохие летные данные: максимальная скорость – 260 км/ч, практическая дальность – 3900 км. В декабре 1935 года он совершил демонстрационный круиз вокруг Атлантики по маршруту Франция – Сенегал – Бразилия – Французская Гвиана – США. Но завершить маршрут не удалось. По прибытии во Флориду "Латекор" попал в тропический циклон и был перевернут на спину шквальным порывом ветра, получив значительные повреждения. Во Францию пришлось возвращаться на корабле.
При ремонте на "Латекор" установили более экономичные моторы, позволившие увеличить дальность до 4100 км за счет некоторого снижения скорости. В 1937 году машина установила мировой рекорд грузоподъемности в классе летающих лодок, подняв груз в 18 тонн на высоту 2000 метров. Однако "летающий левиафан" не принес коммерческого успеха своему создателю. Желающих совершить на нем воздушное путешествие через океан оказалось недостаточно для регулярной эксплуатации. Подавляющее большинство пасажиров все еще предпочитало традиционный водный транспорт.
Самолет, получивший наименование "Лейтенант де Вассо Пари", в течение нескольких месяцев совершил всего четыре рейса из Франции в Нью-Йорк и обратно, после чего его поставили в ангар, отстыковав консоли крыла (см. верхнее фото и тизер). В общем, машина опередила свое время и осталась невостребованной. В начале Второй мировой войны "лейтенанта" мобилизовали в ВМФ и некоторое время применяли как патрульный самолет для поиска вражеских кораблей и подводных лодок. Потом он вошел в состав вишистской авиации, но не использовался, а в 1944 году его отправили на слом.
Структура фюзеляжа "Латекора-521". В середине – план верхней прогулочной палубы, на которой располагалась пилотская кабина.
Компоновочная схема "Латекора-521".
Летающая лодка у причала.
Самолет в первоначальной окраске.
Последствия флоридского тайфуна.
Спуск на воду после завершения ремонта.