На пути в НАТО. Украинская 155-мм самоходная гаубица 2С22 «Богдана»

11

В недавно опубликованной статье «Натовский» калибр для российской гаубицы, её автор Алексей Хлопотов, убедительно описывает преимущества 155 мм калибра против калибра 152 мм принятом в СССР и странах бывшего союза. Более того, это далеко не частное мнение а мнение авторитетных экспертов и это привело к тому что в России начались работы над артиллерий под НАТОвский, 155 мм-вый, калибр. Видимо к таким же выводам пришли и на Украине и они так же начали разрабатывать артсистемы калибра 155 мм. Правда если в России пошли оп пути модернизации флагмана артиллерийского вооружения, системы Мста, то на Украине решили сделать САУ попроще и полегче.

Новая самоходка получила название 2С22 «Богдана», вероятно, по аналогии с похожими восточноевропейскими машинами так же носящими женские имена.

Содержание:

История создания

«Богдана» стала первой украинской САУ, разработанной под «натовский» калибр 155 мм. Гаубица установлена ​​на шасси КрАЗ-63221.

История данной САУ началась в 2009 году, когда корпорацией «ТАСКО» была завершена разработка опытного образца украинского САУ, на шасси автомобиля КрАЗ-6322 с установленной 155-мм пушкой. Калибр 155 мм является стандартом для полевой артиллерии дивизионного звена в НАТО, отличным от калибра 152 мм, принятым в СССР.

На пути в НАТО. Украинская 155-мм самоходная гаубица 2С22 "Богдана"

Впервые публичное упоминание о САУ «Богдана» появилась 14 июля 2018, когда военный эксперт Сергей Згурец сообщил, что установка будет впервые показана общественности на военном параде в честь Дня Независимости 24 августа 2018 года. Он сообщил, что САУ будет калибр 155 мм. Вскоре после анонса появления САУ «Богдана» появилось подтверждение, что в Украине на ГАХК «Артем» есть возможности производить снаряды калибра 155 мм.

В период июля-начале августа вопросам того, будет ли новая САУ на гусеничном ходу, аналогично польской AHS Krab, или на колесном шасси, как чешско-словацкая САУ «Дана-Зузана», или советская 2С21 «Мста-К», задавались многочисленные военные обозреватели. Во время посещения министром обороны Украины Степаном Полторак репетиции парада до 27-й годовщины Независимости Украины, отвечая на вопрос журналистов о САУ «Богдана» он рассказал, что 10 августа 2018 будет принято решение о принятии на вооружение 155-мм пушки, также Полторак добавил , что уже по состоянию на 7 августа она проходит испытания. 9 августа 2018 опытный образец пушки проходил испытания в Павлограде.

10 августа 2018 Сергей Згурец впервые разместил фото установки — САУ имела колесное шасси. Фото сделано на полигоне в Озерном Житомирской области, где происходила демонстрации гаубицы представителям военно-политического руководства страны. 24 августа 2018 установка приняла участие в параде ко Дню Независимости Украины. Во время огневых испытаний САУ «Богдана» будут использованы новейшие активно-реактивные боеприпасы HE ER BT, производство которых будет налажено на ГАХК «Артем». Также на испытания будут предоставлены как снаряды производства «Артем», так и иностранного, совместного стандартам НАТО, в том числе снаряды M107.

На пути в НАТО. Украинская 155-мм самоходная гаубица 2С22 "Богдана"

САУ «Богдана» разработана во исполнение технического задания, подготовленного специалистами Центрального научно-исследовательского института вооружения и военной техники ВС Украины. Новый проект финансируется в рамках государственного оборонного заказа. Разработчик САУ — Краматорский завод тяжелого станкостроения. Именно Краматорский предприятиями разработаны и изготовлены все ключевые компоненты артчастины системы «Богданы», включая стволом самой новой пушки. К кооперации привлечено около 10 оборонных компаний. Окончательные подтверждены характеристики самоходной «Богданы» калибра 155 мм будут известной только после завершения государственных испытаний этой новой артиллерийской системы. По состоянию на начало октября 2019 был изготовлен первый образец системы, который успешно прошел ходовые испытания и осуществил первые тестовые выстрелы. Но из-за отсутствия отечественных снарядов нужного калибра заводские испытания ни были завершении. Ожидается, что основная часть работ будет завершена к середине 2020 года.

На пути в НАТО. Украинская 155-мм самоходная гаубица 2С22 "Богдана"

Испытания

В конце декабря 2019 начались испытания САУ, и был завершен первый этап, проведено гидроотрел. Во время гидроотрела испытатели осуществили выстрел деревянной «болванкой», залив в ствол пушки воду, чтобы «снаряд» не загорелся. В ходе таких испытаний проверяется держит ствол необходим для выстрела давление, образующееся в результате возгорания пороха, и работу всех систем артиллерийской установки. Следующим этапом испытания САУ «Богдана» будет выстрел инертным (не боевым) боеприпасом, а уже после этого начнутся стрельбы боевыми снарядами на различные расстояния для подтверждения заявленных тактико-технических характеристик.

На пути в НАТО. Украинская 155-мм самоходная гаубица 2С22 "Богдана"

Конструкция

Самоходная артиллерийская установка построена на шасси КрАЗ-63221 со спаренной бронированной кабиной для размещения обслуживающего боевой машины. Кроме того, она имеет автоматизированную систему наведения на контроллерах Siemens SIPLUS и SIMATIC HM, и систему подачи боеприпасов на 6 снарядов. Управление зарядкой, наведением и стрельбами может осуществляться как из кабины установки, так и снаружи — в задней части САУ установлен второй пункт управления. Также на ней замечено контейнеры, способные вместить от 20 снарядов.

На пути в НАТО. Украинская 155-мм самоходная гаубица 2С22 "Богдана"

Пушка

Утверждается, что в этой САУ использованы стволы украинского производства. По словам Юрия Бирюкова, ствол гаубицы изготовлен из того же сплава, что и украинский миномет М120-15 «Молот» (это тот миномёт которые поубивал своих солдат больше чем неприятелей). По данным Defence Express, ствол изготовлен на Краматорском заводе тяжелого станкостроения.

На пути в НАТО. Украинская 155-мм самоходная гаубица 2С22 "Богдана"

Шасси

Автомобильное шасси КрАЗ-63221 имеет колесную формулу 6 × 6. Силовая установка КрАЗ-63221 включает дизельный двигатель мощностью 380-420 л.с. Контрольный расход топлива составляет 37 л / 100 км, запас хода с контрольной расхода топлива 1200 км. Шасси оборудовано централизованной системой подкачки шин, обеспечивающей высокую проходимость по грунтам с низкой несущей способностью, лебедкой, системой RunFlat, светомаскировочных устройством, фильтровентиляционной установкой и тому подобное.

На пути в НАТО. Украинская 155-мм самоходная гаубица 2С22 "Богдана"

Кабина

На шасси установлена ​​спаренная бронированная четырехдверная кабина с двумя рядами сидений, которая рассчитана на экипаж в 5 человек. Кабина оборудована системами отопления, кондиционирования, вентиляции и обдува теплым воздухом ветрового стекла, электрообогревом ветровых и дверных стёкол. В ней предусмотрены места для размещения дополнительного оборудования: приборов наблюдения и ночного видения, приборов радиационной и химической разведки и контроля, радиостанции, предметов индивидуальной защиты, боекомплекта груза, (по количеству мест в кабине) и личных вещей экипажа.

На пути в НАТО. Украинская 155-мм самоходная гаубица 2С22 "Богдана"

Защита

Требования предусматривают, что платформа должна обеспечивать наличие противопульного и противоосколочного бронирования и защищать экипаж от пуль калибра 7,62 мм с расстояния не менее 30 м при углах обстрела ± 30 ° и осколков снарядов аналогичных по энергетике действия.

Конструкция корпуса должна обеспечивать следующие уровни противоминной защиты: колеса (не ниже требований уровня 1 STANAG 4569) — ручная граната, разорван артиллерийский снаряд, мелкие взрывные устройства с тротиловым эквивалентом не менее 0,35 кг днище (не ниже требований уровня 2а STANAG-4569) — мина с массой взрывчатки 6 кг в тротиловом эквиваленте по центру машины.

На пути в НАТО. Украинская 155-мм самоходная гаубица 2С22 "Богдана"

Система заряжания

На первом образце САУ, том который участвовал в параде, автоматическая система заряжания не установлена. По данным Defence Express, система предусмотрена конструкторской документацией и разработана, государственные испытания «Богдана» будет проходить в полной комплектации.

На пути в НАТО. Украинская 155-мм самоходная гаубица 2С22 "Богдана"

Тактико-технические характеристики:

Согласно данным различных источников, самоходная артиллерийская установка 2С22 «Богдана» имеет следующие характеристики:

Шасси: КрАЗ-63221

Вес: 28 т

Двигатель: 380-420 л. С.

Экипаж: 5 человек

Максимальная скорость:

  • по трассе 80 км / ч
  • по пересеченной местности: 30 км / ч

Запас хода:

  • по трассе 800 км
  • по пересеченной местности: 300 км

Характеристики боевой части:

Пушка:

  • Калибр 155 мм
  • Длина ствола: 52 калибров
  • Углы возвышения: + 5 … + 65 °
  • Автомат заряжания на 6 снарядов
  • Скорострельность: 4-6 выстрелов в минуту
  • Боезапас — контейнеры на 20 снарядов

Дальность огня:

  • минимальная: 780 м
  • максимальная
  • Осколочно-фугасный снаряд: 40-42 км
  • Активно-реактивный снаряд 50 км

Послесловие

Одно не понятно, если Украина такая модерновая что в состоянии наладить выпуск 155 мм боеприпасов, то почему она не наладит выпуск стандартных 152-х и 122-х мм боеприпасов для старых советских систем. Да и обыкновенные патроны к Калашу и ПМу на Украине то же не делают, так как патронный завод остался в Луганске.

Про качество стволов миномётов Молот не говорил только ленивый, а ведь давление в стволе миномёта не сравнимо меньше чем в стволе гаубицы. Так что я бы служить на этой гаубице не рискнул, опасность для экипажа САУ на много больше чем для врагов.

Что касается вообще разработки, то судя по дальности стрельбы на Украине проделали те же работы которые ведут сейчас в России, то есть, по сути, перевели Мсту на калибр 155 мм и установили её на автомобильное шасси. Как и ожидалось, дальность стрельбы такой артсистемы оказалась почти на 10 км дальше чем у заслуженной советской артиллерийской системы.

Но способность украинцев наладить производство такой системы вызывает обоснованные сомнения.

Источник — https://raigap.livejournal.com/811906.html

Иллюстрации — https://bmpd.livejournal.com/3299075.html

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account