На пути к русско-турецкому союзу.

12

На пути к русско-турецкому союзу.

Готовил неожиданный поворот сюжета к альтернативе «Соперничество линейных Война», но неожиданно пришла в голову кардинально переработать проект. А данный отрывок к новому варианту не слишком и подходит. Вот и приходится выпутываться.

А все началось с того, что коллега АртурПраэтор решил Италию присоединить к Централам.

И коллега WASA в посте «Черноморскiй флотъ vs Osmanli donanmasi» (очень много взято как раз оттуда) предложил усилить турецкий флот.

***

То, что друзья становятся врагами, а враги друзьями (союзниками) было известно давно: «сегодня враг», «завтра партнер», «послезавтра союзник». Вот только когда у союзников появляются интересы отличные от наших, а иногда и диаметрально противоположные, тогда союзник становился врагом. Затем (уладив возникшие противоречия доводом королей), враг опять становился другом: особенно хорошо этот процесс шел тогда, когда другой друг становился общим врагом.

Так же и партнер по бизнесу (а поскольку война, это продолжение как политики, а в основе политики лежат деньги, в общем суть не меняется – партнер по бизнесу или партнер в политике) – сегодня партнер, завтра конкурент, а от конкурентов надо избавляться.

Начавшаяся Великая война прекрасно демонстрировала все варианты отношений – «друзья становились врагами, враги становились друзьями». Так же война продемонстрировала и другой вариант отношений в политике. Извечный «страдалец» и «друг» Российской Империи – Болгария оказалась в стане врагов России, а извечный противник России – Османская Империя, оказалась союзником России.

На пути к русско-турецкому союзу.

В начале ХХ-го века один умный человек (к сожалению, история не сохранила имя этого человека) смог все таки убедить султана Абдул-Хамида II о важности флота и важности поддержания боеспособности того что есть. Пришедшие к власти султан Мехмед V Решад  и лидеры партии «Единение и прогресс» которые в итоге и рулили Турцией перед войной Ахмед Джемаль-паша, Мехмед Талаат-паша, Энвер-паша, так же поддерживались этой точки зрения. В итоге уже в начале века все-таки нашли средства на увеличения военного бюджета, пусть и очень небольшие, но их хватило на достройку части кораблей и модернизацию имеющихся.

Как показывала практика недавних войн – японско-китайской, американо-испанской, и в некоторой степени русско-японской, флот это не только корабли. Флот это в первую очередь люди, которые будут этими кораблями управлять и вести бой. И хотя построить боевые корабли значительно сложнее чем подготовить экипажи, практика показывала (причем не только не давних, но и далеких войн), что именно экипажам надо уделить большую роль. Будут хорошие экипажи – будут и победы, экипажи кораблей будут плохими – то не спасут и выдающиеся характеристики кораблей.

Учитывая данные обстоятельства, адмирал Ариф-Бей, смог наладить боевую подготовку и обеспечения флота на более высоком уровне.

Большую, можно сказать неоценимую помощь в этом деле сыграла Япония. Связи между Японией и Турцией были не особенно сильны, но Страна Восходящего Солнца была заинтересована что бы иметь «друга» вблизи русских границ. Будь Турция другом России, и ситуация в ходе войны с Россией значительно бы осложнилась: к лету 1904 года в дальневосточных водах плавали как балтийские, так и черноморские корабли (при еще целых тихоокеанцах). И хотя, Россия и Япония уладили все спорные вопросы, японцы не сомневались, что новое столкновение будет. И поддерживая сейчас Турцию, Япония ослабляет в будущем Россию. И хотя, Япония не продала Турции ни одного корабля (кто знает, будь ситуация на Тихом океане и спокойнее, может и продала бы), но решила помочь кадрами. Японские инструктора с присущей им энергией занялись обучением турецких матросов. И несмотря на то, что японцам изменяла их привычная сдержанность при обучении турецких матросов, результаты не замедлили сказаться…

Турки более оперативно подошли к вопросу получению уже заказанных кораблей, главным образом с Великобритании, просто потому что бриты для нейтрализации русского флота и недопуска его через проливы на это пошли бы. Напомню, что заказано и строилось очень много, в Англии дредноуты «Фатих», «Решадие» и «Султан Осман I», два турбинных легких крейсера в 3550 т, четыре эсминца в 1100 т (скорее всего даже не были заложены или находились на низком уровне готовности и даже британцы их не достроили) и две ПЛ типа Е, во Франции шесть эсминцев и две ПЛ (в реальности были только заказаны в 1914).

На пути к русско-турецкому союзу.

Броненосцы или точнее линейные корабли – в реальности были два «немца» «Торгут Рейс», «Барбарос Хайреддин» и перестроенный «Мессудие».

Оба немецких корабля были в плохом техническом состоянии, но турецкое правительство приняло все необходимые меры для их модернизации и увеличения боеспособности. «Мессудие», считался после реконструкции в Италии линкором (ну или броненосцем, проблема в понимании их классификации), но, по сути, он больше соответствует итальянским же БКр типа «Гарибальди». Скорость для крейсера мала, вооружение для линкора слабо, впрочем при должном уходе вполне полезный корабль эквиваленту которому в русском ЧФ не было, для чего пожалуй имеет смысл его пере классифицировать в броненосный крейсер.

Далее те корабли что могли бы быть.

«Абдул Кадир» — в реальности достройка данного корабля была прекращена в 1911 году, по техническим причинам, по одной из версий «повело» корпус после 19 лет нахождении на стапеле. Мы же допускаем, что все таки к кораблю относились внимательней и достройка продолжилась сразу после «вразумления» султана Абдул-Хамида II  пока броненосец (а по заявленным данным на начало века он был не плох) не врос в землю. И в 1911 (примерно, скорость достройки была не очень в любом случае)  он все таки вступил в строй, как предполагалось по первоначальному проекту с немецкими 2х2 283 мм орудиями. По бронированию «Ростислав» превосходил «турка», проигрывая в скорости и калибре ГК.

Крейсер «Худевендигар» — малоизвестный корабль, который был заложен в 1892 году на верфи Терсан-и-Амир. Первоначально на него хотели поставить 2 × 1 – 210 мм орудия и 6х1 150 мм  пушки. Но в 1902 году проект переработали, вместо одного винта стало два, соответственно увеличилась мощность ПМ а скорость могла с 17 уз повыситься до 20-21 уз, а в 1904 году вооружение изменилось на 2х1 150-мм и 4х1 120-мм орудия. Так же достроен и введен в строй (в РИ его так же, как и «Абдур Кадир» разобрали на стапеле в 1911).

 

Турецкий флот в последующих войнах (итало-турецкой и балканских войнах), показал себя не плохо, добившись побед при Элли и Лемносе. И пусть сами победы были невероятно раздуты турецкой пропагандой, факт оставался фактом – турецкий флот возвращался в море.

 

Тем временем, не останавливаясь на достигнутом, правительство Османской империи приняло новую программу для военно-морского флота. В рамках этой программы в июле 1911 года британским компаниям Vickers Limited и Armstrong Whitworth были заказаны два линкора-дредноута «Султан Осман» и «Решадие». Завершение постройки планировалось на июне 1914 года. Финансирование строительства велось за счет общенационального сбора пожертвований (учитывая, что моряки показали что они действительно умеют воевать, то денег было собрано больше)

Почувствовав, что в 1914 году Европе может стать не спокойно, турки буквально в последний момент увели причитающимся им оба линкора. Да, Великобритания могла была выплатить компенсацию, но деньгами не особенно то и по стреляешь.

К турецкому сожалению, с подводными силами повезло меньше.

В РИ Турция заказала в Великобритании 2 лодки тип Е, так называемой 3 группы которые были сданы в октябре 1915 г., хотя у меня есть некоторое сомнение, поскольку заказ был сделан в 1913 году, то есть это могли быть лодки 1 серии, например Е-7 и Е-8 (последняя кстати в августе 1915 года находилась в составе британского дивизиона ПЛ БФ), теоретически они могли вступить в строй османского флота. Это были крайне удачные полуторнокорпусные лодки с 5 ТА, и дальностью 3000 миль; 3 ПЛ этого типа действовали в составе БФ.

Но, подводные лодки все же были позаимствованы Великобританией.

Таким образом, Османский флот на 1 октября 1914 года был бы таким:

Командование Черного моря

Линейная дивизия:

1-ая линейная бригада: ЛК «Султан Осман I» (флагман флота), ЛК «Решадие» («Решад 5»), к бригаде приписан КрЛ «Мидилли».

2-ая линейная бригада: ЛК «Торгут Рейс», «Барбарос Хайреддин», «Абдул Кадир», к бригаде так же приписан БрКр «Мессудие».

Разведывательная дивизия:

Бригада крейсеров: БпКр «Меджидие», БпКр «Гамидие», Кр «Худевендигар».

Отряд ЭМ: Вне дивизионов как лидеры — торпедные КЛ «Пейк-и-Шевкет», «Берк-и-Сатвет».

1-й дивизион ЭМ: «Муавенет-и-Миллие», «Ядигар-и-Миллет», «Нумуне-Хамийет», «Гайрет-и-Ватание». 2-й дивизион ЭМ: «Самсун», «Ярхисар»,«Ташоз», «Басра».

 

Российская Империя

Заложены линкоры типа «Севастополь» с 12 305/50-мм орудиями. Однако при постройке линкоров, выяснилось, что 305/50-мм орудие имеет крайне низкую живучесть, так же на дальней стрельбе существенно падает меткость орудий. Возврат же к проверенным 305/45 (стоящим на додредноутах «Андрей Первозванный») был не приемлем.

На пути к русско-турецкому союзу.

В качестве выхода, было приято решение поставить 356/45-мм орудия. Подобная замена, хотя отрицательно сказывалась на пристрелке, и скорости стрельбы (8 орудий вместо 12), положительно сказывалась на убойной мощности и дальности стрельбы.

Вот только, достраивались «Севастополи» не как линкоры, а как линейные крейсера! Причины победившие перестраивать «слабые» (!!!) линкоры в «сильные» линейные крейсера мало понятны. «Крейсер Севастополь» (по сравнению с «линкорами Севастополь») прибавил в скорости, дальности плавания, была улучшена мореходность, но вооружение составило всего 6 356/45-мм орудий. Судя по всему, основной задачей таких крейсеров должна была стать борьба с броненосными и бронепалубными крейсерами противника – уйти те не могли, причинить серьезный вред то же. При этом, высокая скорость и дальность стрельбы позволяли «Севастополю» уйти от неприятностей.

Была и еще одна причина, по которой линкоры типа «Севастополь», стали линейными крейсерами – России требовались сверхдредноуты!

Все началось с того, что угрозу турецкого флота на Черном море нельзя было исключать. Пока турецкий флот имел 2 броненосца (против 4-х русских), на турок не обращали внимания, вот только в 1910 году, в разгар дредноутной лихорадки, Турция начала переговоры с Англией о постройке линкоров дредноутного типа. В 1911 году в Англии был подписан контракт о постройке для Турции двух дредноутов: «Решад V» и «Султан Осман». К лету 1914 года Турция располагалась бы двумя дредноутами английской постройки (при этом были сведенья о том, что Турция к 1916 году доведет линейный флот до 4-х линкоров).

Перспектива усиления ВМС Турции обеспокоила Морское министерство России, и 23 сентября 1910 года в Совете Министров был заслушан доклад о безотлагательных мерах по усилению Черноморского флота. По мнению Морского министерства, для сохранения господства на Чёрном море в дополнение к располагаемой бригаде в составе трёх линкоров-додредноутов: «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», требовалось срочно ввести в строй ещё три линкора дредноутного типа, девять паротурбинных эскадренных миноносцев и шесть подводных лодок.

Для ускорения разработки проекта и постройки черноморских дредноутов в качестве прототипа было решено взять за основу проект строящихся балтийских дредноутов типа «Севастополь». Но, упирая на то, что «Севастополи» получились излишне слабыми, моряки добились увеличения как выделяемых средств, так и увеличения размеров планируемых дредноутов.

В результате, российский флот заложив линкоры типа «Императрица Мария» (первые отечественные сверхдредноуты) совершил качественный скачок по сравнению с заложенными ранее «Севастополем». Линкоры типа «Екатерина Великая» были вооружены 12 356/45-мм орудиями при водоизмещении около 27 тысяч тонн. Вот только вступление в строй «Екатерин» ожидалось в 1915 году.

На пути к русско-турецкому союзу.

Ситуация к началу Великий войны на Черном море складывалась двоякой – расклад сил изменило прибытие турецких линкоров

Русский флот, до этого имеющий превосходство в силах, внезапно его потерял, но мог уже в следующем году надеяться на хотя бы равное положение. Турецкий флот внезапно из уступающего во всем русскому флоту, стал грозой на Черном море – но мог это могущество быстро потерять. Обе стороны, как оказалось не готовые к такому повороту (и резкому усилению и резкому ослаблению), лихорадочно готовили планы новой морской компании.

Вот только ситуация сложилась так, что русским и турецким кораблям к счастью? не счастью?, не пришлось стрелять друг по другу.

На пути к русско-турецкому союзу.

Перед самой войной, эскадра адмирала Сушона (крейсера «Гебен» и «Бреслау») смогли вырваться из западни Средиземного моря, и пережив несколько неприятных моментов (английские крейсера в некоторые моменты были очень близко) добраться до Германии. И если карьера «Гебена» оказалась долгой – он дожил до конца войны, то судьба его систершипа — «Мольтке», оказалась короче.

Отправленный на Дальний Восток, линейный крейсер «Молтке» с началом военных действий должен был вернуться в Германию. Хотя по пути немецкие крейсера и должны были активно действовать, на полноценную крейсерскую войну, это не тянуло. Боевой путь немецкой эскадры (ЛКР «Мольтке», БРКР «Шарнхорст», «Гнейзенау», а так же КР «Нюрберг» и «Лейцпиг») и изобиловал подвигами и победами, но нашлось место и одному поражению. Хотя англичане и заплатили дорогую цену за потопление немецких крейсеров, но у англичан было больше кораблей («у короля много», а вот у кайзера….).

 

События в Европе были куда разнообразнее.

Все началось с того, что Италия, поколебавшись с месяц, и решая вопросы «кусок Франции или кусок Австрии», все же выбрала сторону Тройственного Союза (видать галльский петух выглядел аппетитнее).

Позднее (через две недели после вступления в войну Италии), от войны не удержалась и Болгария – решившая отхватить часть Сербии.

На пути к русско-турецкому союзу.

Вступление в войну как Италии, так и Болгарии поставило Турцию в сложное положение, и ей так же пришлось решать два очень сложных вопроса:

Присоединиться к Централам, и отхватить кусок от России?

Присоединиться к Антанте, и вернуть то, что захватили Болгары и Итальянцы.

После недолгий раздумий, Турция, в целом неожиданно, выбрала сторону Антанты.

Несмотря на то, что враг Турции – Болгария был рядом, война (провокации с обеих сторон были) не началась. Турция, решила действовать на море, в первую очередь против Австро-Венгрии и Италии. Учитывая, что Россия поспешила прислать броненосцы на помощь, не приходилось сомневаться, что «далекое» направление было использовано турками по максиму. Если бы Турция начала бы войну с Болгарией, помощи она бы не дождалась, а вот война с далекой Италией и Австро-Венгрией, тут дело другое. С другой стороны, и Болгария не спешила объявлять войну Турции, явно намереваясь сначала рассчитаться за Балканские войны с Сербией, а потом перейти в другой лагерь.

 

На пути к русско-турецкому союзу.

К началу войны состав сил был таким:

Русско-турецкий флот: 16-305 мм/40 и 8 — 203 мм/50; 14-305 мм/45, 10 — 343 мм/45, 12 — 280 мм/40 и 4 — 280 мм/35 у турецких сил (не считая 2х 234 мм/40 орудий БрКр «Мессудие»). У французов в 1-ой половине 1915 г было только 4 дредноута типа «Курбэ» – «супердредноуты» типа «Бретань» вступали в строй позже: «Прованс» – в июне 1915 г., «Бретань» – в декабре 1915, а «Лоррэн» и вовсе в 1916-ом году. Иными словами, соотношение сил – семь против четырех.

Что касается броненосцев, то тут все менее интересно – 17 более-менее современных французских кораблей против 8 итальянских и 6 австрийских («габсбурги» были скорее броненосными крейсерами).

Италия вступила в войну с трем дредноутами: «Алигьери», «Чезаре» и «Да Винчи», а 1 апреля 1915 г к ним присоединился «Кавур».

У австрийцев в строю было три дредноута («Сент-Истван» вошел в строй только в декабре 1915 г).

 

Однако главная проблема флотов, была в проблеме взаимодействия, что у Центральных держав, что у Антанты.

И если Централы, еще и смогли разграничить сферы ответственности – Италия против Франции, Австро-Венгрия против Турции и России. Но, какая-нибудь совместная акция двух флотов, уже была фантастикой.

То странам Антанты было сложнее: французский флот базировался в западной части Средиземного моря, в то время как русско-турецкий в восточной. Таким образом, добиться совместных действий трех флотов было невероятно сложно. Да что там трех – тут флоты России и Турции, вынуждено базирующиеся в одних местах не могли договориться: Россия в первую очередь намеривалась воевать с Австрией, а Турция – с Италией (возвращать Ливию).

 

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account