На чём бы воевала Испания во Второй Мировой Войне или лёгкий танк Вердеха-2
Как известно, в реальности Испания, не смотря на всю помощь которую оказала ей Германия в годы гражданской войны и без которой Франко бы никогда не победил, не отплатила своим благодетелям той же монетой, не вступив во Вторую Мировую войну на стороне Оси. Для Франко такое решение оказалось очень мудрым и позволило ему оставаться при власти до 1973 года. Правда возникает риторический вопрос, а зачем Гитлер и Муссолини помогали испанскому диктатору захватить власть? Но речь в этой статье пойдёт не об этом.
Конечно, ввязавшись в мировую бойню Гитлер рассчитывал, что его поддержат все союзники, и Испания в том числе. Правда на какой бы технике Испания в этой войне воевала, фюрера немецкой нации, естественно, не интересовало. Посмотрите на итальянцев которые всю войну так и провоевали на своей допотопной технике.
Совсем недавно я выкладывал описание мира, в котором Испания таки решили отдавать долги своим благодетелям и полноценно вступила в войну на стороне Оси. А как бы выглядели танковые войска Испании в таком мире? Этот вопрос мы рассмотрим ниже, а точнее один из образцов техники который бы наверняка стал основой бронетанковых войск Испании.
Содержание:
История проекта
В конце 30-х годов, после окончания гражданской войны, в Испании по инициативе капитана Феликса Вердехи Бардалеса был разработан довольно оригинальный танк, названный в честь своего создателя Вердеха (Verdeja) (о нём есть подробный рассказ у нас на сайте).
Как для 30-х годов машина была вполне адекватной. Однако, бюрократические, экономические и финансовые проблемы тормозили проект. А когда началась Вторая Мировая война, стала ясно что проект уже не отвечает требованиям времени и проект свернули.
Однако капитан Феликс Вердеха, не сдался и начал работы над новым, более совершенным танком, получившим название Вердеха-2. Новая машина должна была стать развитием предыдущего проекта с учётом опыта боёв в Европе.
Теперь новая машина получила абсолютно новую компоновку. Если первый Вердеха имел переднее размещение двигателя, то его модернизированный собрат получил классическую компоновку, с задним размещением силового агрегата.
Не смотря на то что Вердеха-2, как и его более ранний собрат были машинами лёгкими, его броню увеличили на 5-10 мм по всему периметру. Это позволило уверенно предохранять экипаж от пуль и осколков.
С подвеской танка решили особо не мудрить, а использовать более ранние наработки в этой области. Таким образом на Вердеха-2 подвеска перекочевала с Вердехи-1, правда, после незначительного усиления.
31 декабря 1941 года Феликс Вердеха закончил работы над проектом своего танка и представил его в соответствующие органы для утверждения.
Как не странно, утверждался проект более полугода, но всё же был утверждён 20 июля 1942 года. Столь длительное утверждение проекта произошло из-за того, что ушло много времени на создание корпорации по производству танка, были утверждены планы по строительству завода для его производства.
Другим серьёзным камнем преткновения стал выбор силового агрегата. Испания подходящих моторов не выпускала, поэтому стал изучаться вопрос о возможности закупки движков за границей. Изначально приоритетным вариантом был выбран мотор Lincoln «Zephyr», однако в 1942 году от этой идеи отказались, так как машина была снята с производства. Далее стали рассматривать возможность закупки в Германии движков компании Maybach моделей HL 62 TRM и HL 190 TRM. Однако учитывая загруженность немцев военными заказами (данные моторы использовались на танках Pz.IV), думается что и тут были бы серьёзные проблемы.
Однако это были не самые серьёзные проблемы. Общее ухудшение финансового положения Испании привело к тому что и так скудное финансирование проекта было ещё больше урезано. Однако в августе 1944 года первый образец машины всё же увидел свет.
Полевые испытания длились несколько недель и проводились на полигоне Карабанчель. Новый танк не вызвал столь большого ажиотажа как его первый собрат. Отсутствие энтузиазма и интереса, отчасти объяснялось проблемами с созданием танкостроительной корпорации, так как на это не было просто средств.
Тем не менее, испытания танка всё же провели. В ходе них машина показала, что она способна преодолевать траншеи длиной 2,2 м, уклоны 45 °, пробивать стены толщиной 0,35 м и проходить брод глубиной 0,8 м.
Тем временем капитан Вердеха посетил Германию, где он побывал на немецких танковых заводах. Кроме этого он встретился с солдатами Голубой дивизии, сражавшимися на Восточном фронте, с которыми он смог поговорить на тему какими они видят будущий испанский танк.
После общения с реальными участниками сражений Второй Мировой, Вердеха понял, что его машина устарела уже на стадии испытаний. Однако это натолкнуло его на идею создания абсолютно нового проекта, не лёгкого, а среднего танка с современными возможностями, известного как Verdeja No. 3. Этот новый проект не был реализован, и все, что известно о нём, так это то, что Вердеха сделал несколько его набросков.
К сожалению никакой информации, по Вердехе 3 мне найти не удалось. Наброски капитана Вердехи или не дошли до нас, или не выложены пока в сеть.
Описание конструкции танка Вердеха 2
Как писалось выше танк имел классическую компоновку. Корпус машины был разделён на два отделения, боевое и машинное. Слева впереди, в боевом отделении, размещался механик-водитель. Рядом с ним было места стрелка-радиста.
В башне размещался командир танка выполнявший так же и функции заряжающего. Всего экипаж второй Вердехи составлял 3 человека.
Башня имела высоту 475 мм и диаметр погона 1470 мм. Её броня составляла 28 мм в лобовой части, 20 мм по бокам и сзади. Сверху башню защищал 12 мм броневой лист.
В качестве основного вооружения на танке использовалась 45 мм пушка Mark I. Эта пушка была по сути нашей 45 мм танковой пушкой производство которой было налажено на SA Plasencia de las Armas. Естественно лицензию на неё никто не покупал. Боекомплект пушки составлял 136 снарядов
Вспомогательное вооружение испанского танка состояло из 2-х немецких пулемётов MG-13.
После принятия на вооружение MG-34, эти пулемёты были массово проданы на Пиренейский полуостров в Испанию и Португалию.
Один пулемёт был спарен с пушкой, а второй размещался в лобовом листе корпуса. Боекомплект пулемёта состоял из 176 магазинов, которые были растыканы по всему танку
Что касается силового агрегата машины, то на опытный образец поместили американский двигатель от Lincoln «Zephyr». Этот движок развивал 120 л. с. мощности, что при массе танка 9-10 тонн позволяло ей развивать максимальную скорость в 46 км/час. И вообще иметь машине достаточно приличную проходимость.
Справа и слева от мотора размещались 100 литровые топливные баки. Таким образом Вердеху-2 можно было заправить 200 литрами бензина. Расход топлива составлял 91 литр на 100 километров. Таким образом машина имела запас хода в 220 км.
Закрытие проекта
Ещё до того, как был изготовлен первый образец Вердехи-2 Испания получила 20 немецких Pz.Kpfw IV Ausf.H и 10 StuG III. После появления этих превосходных машин, испанские военные посчитали что свои потребности в танках они удовлетворили. И интерес к работам Вердехи ещё больше угас.
В 1946 году интерес к испанским танкам у руководства возник снова. Для танка был найден свой испанский двигатель – Pegaso Z-202. Этот силовой агрегат развивал 125 л. с. мощности и отлично вписывался вместо движка от Линкольна. Однако наличие двигателя не решило главной проблемы, денег на реализацию проекта по-прежнему не было.
Окончательно поставлен крест на проекте был в 1953 году. В этом году Испания смогла наладить отношения с США. В Испании появились американские военные базы, а армии начали поставлять современную американскую технику.
Судьба оставшегося танка
Единственный построенный танк Вердеха-2 так и остался на полигоне Карабанчель, где служил мишенью до 1973 года. К счастью серьёзных повреждений машина там не получила.
В 1973 году, журналист Херардо Асереда Вальдес написал статью о танке в журнале Ejéricito. После этой статьи возник общественный резонанс, благодаря которому машину забрали с полигона, восстановили и поместили у здания Пехотной академии в Толедо, где он находится и по сей день.
Технические характеристики танка:
- Размеры (длинна/ширина/высота) 5,116 x 2,264 x 1,735 м
- Общий вес, готовой к бою машины – 10,9 тонн
- Экипаж – 3 человека (командир-наводчик, стрелок-радист, механик-водитель)
- Двигатель – Линкольн Зефир 86H
- Максимальная скорость – 46 км / ч
- Запас хода – 220 км
- Вооружение;
- Пушка – 45/44 Mark I SA Plasencia de las Armas
- Пулемёты – 2хMG-13 калибром 7,92 мм
- Броня – 12-40 мм
- Всего произведено 1 прототип.
Галерея танка Вердеха-2:
Источники: