Мюнхенская перетасовка или что, если подписание Мюнхенского соглашения будет отложено. Часть 34. Битва за Британию и планы Черчилля на 1941 год

14

Другие части цикла

Как я и предполагал в Битве за Британию у Люфтваффе всё на много печальнее чем это было в РИ. Да и у итальянцев всё не лучше. Автор в комментах пишет, что Гитлер рассматривает проведение Барбароссы. Что можно сказать, и в РИ это была для Германии не лучшая идея, а в сложившихся обстоятельствах это чистое самоубийство. Как сегодня модно говорить, сейчас у Германии отличная переговорная позиция. Однако судя по всему Гитлер собрался топить до талого…

Но что-то я отвлёкся, перехожу к авторскому тексту альтернативы.

Британцы, возможно, в какой-то момент ожидали нападения в Восточной Африке, однако они ожидали, что это произойдет после или одновременно с вторжением в Египет. Поскольку в Британии знали, что итальянские силы в Ливии готовят такую операцию, для них было полной неожиданностью что всё началось с атак в Судане и Кении.

Однако к ноябрю 1940 года, англичане восстановили свои позиции, и Черчилль и Имперский генеральный штаб были уверены в устойчивом стратегическом положении Британии. Поэтому они стали готовить уже своё контрнаступление в Восточной Африке. Одновременно с этим Британия укрепляла свои силы в Египте, готовясь к неизбежному удару итальянцев, который казался лишь вопросом времени. Это показалось подтверждением идеи, которую активно обсуждали в Риме, что британцы отдадут приоритет обороне Египта, а не Восточной Африки. Таким образом итальянское верховное командование сильно недооценило британские силы в регионе и то, как быстро Британия оправилась от поражения во Франции летом 1940 года.

Тем временем «Командование истребительной авиации Королевских ВВС» втянулось в жестокую битву с Люфтваффе за Британию, в конце сентября и октябре 1940 года. Уверенность командования Королевских ВВС в том, что их истребители по крайней мере не уступают всему, что есть у Люфтваффе, было подтверждено опытом боёв в небе Южной Англии. В ходе этих сражений произошло создание интегрированной системы управления британскими истребителями, с которой Люфтваффе никогда раньше не сталкивались. Это привело к тому, что радары, сеть наземных наблюдателей и центры управления, быстро собирали и обрабатывали информацию о вражеских налётах. В итоге самолёты Люфтваффе не могли поймать Королевские ВВС на земле, как это было с воздушными силами Франции, а столкновение с британскими истребителями в воздухе выявило слабости нескольких типов немецких самолётов, которые были проигнорированы Герингом и его штабом в ходе кампании во Франции.

Прежде всего это касалось двухмоторного истребителя Мессершмитт Bf 110, который должен был служить в качестве дальнего истребителя сопровождения бомбардировщиков. В этой роли он оказался совершенно неэффективным против «Харрикейнов» и «Спитфайров» и эти самолёты несли тяжёлые потери, а немецкие бомбардировщики оказывались практически беззащитны.

Очередной сбитый Bf 110 в Британии


Очередной сбитый Bf 110 в Британии

Хотя Юнкерсы Ju 87 приобрел устрашающую репутацию в роли непосредственной поддержки во время сражений в Бельгии и Франции летом 1940 года, в небе над Британией они несли тяжелые потери.

Таким образом, когда осень сменилась зимой, количество дней, в которые можно было совершать вылеты, неуклонно сокращалось, давление на Королевские ВВС снизились. Авиабазы ​​Люфтваффе во Франции не были всепогодными, а низкая облачность и дождь, сменявшийся снегом к концу года, часто делали вылеты невозможными. Кроме этого, в довершение бед Люфтваффе, выяснился факт, что британцы строили новые и ремонтировали повреждённые самолеты быстрее, чем немцы. Таким образом война в воздухе над Британскими островами неуклонно катилась к тому, что Германия вообще может лишиться самолётов, тогда как Королевские ВВС не только не уменьшаться, но даже серьёзно увеличатся. В общем завоевать господство в воздухе над Британией у Люфтваффе не получалось и чем дальше, тем эта идея становилась недостижимой.

Английские полицейские берут в плен немецких пилотов Юнкерс Ju 87


Английские полицейские берут в плен немецких пилотов Юнкерс Ju 87

В Германии Геринг был в бешенстве, он ругал своих подчиненных, бросаясь обвинениями в некомпетентности и даже трусости. Он просто не знал, как объяснить Гитлеру неудачи Люфтваффе, не взяв на себя никакой ответственности.

Однако вскоре произошла серия налётов Королевских ВВС на Берлин, которые были предприняты для повышения морального духа гражданского населения. Эти налёты предоставили Герингу идеальный повод сменить акценты и объявить о начале следующего этапа операции. Он направил свои бомбардировщики на британские города. В течение последних двух недель ноября 1940 года, эти налеты проводились днем, прежде чем перейти к ночным атакам со 2 декабря, так как потери, понесенные днем, ясно дали понять, что Королевские ВВС скоро могут просто оставить Германию без бомбардировщиков.

Нужно заметить, что в это время ночные истребители Британии имели ограниченную эффективность, впрочем, как и зенитные орудия. Таким образом ночные атаки имели хоть какой-то эффект, однако им все еще было далеко до нанесения сокрушительного удара по Британии. Как бы ужасно это ни было для мирных жителей, пострадавших в британских городах, это смещение акцентов стало стратегической победой для Королевских ВВС. В итоге британскому командованию стало ясно, что весной, когда погода изменится к лучшему, у немцев не будет превосходства в воздухе и десант в Британию становится всё более и более маловероятным.

Разрушения в Лондоне после немецкого ночного налёта


Разрушения в Лондоне после немецкого ночного налёта

Тем временем Британская армия не сидела сложа руки, пока Королевские ВВС были заняты борьбой с Люфтваффе. Значительные подкрепления были отправлены в Восточную Африку, наращивались силы в Кении, Судане и Британском Сомалиленде.

Наращивание сил в Восточной Африке было направлено не просто на то, чтобы заблокировать дальнейшие итальянские операции, британцы рассматривали на много более масштабные цели, они намеревались обезопасить Аденский залив и полностью освободить Эфиопию. Для этого они даже вернули императора Хайле Селасси в регион, чтобы мобилизовать эфиопские силы в изгнании и их африканских союзников, как часть британского плана контрнаступления, которое должно было начаться после окончания сезона дождей. Британское командование надеялось упредить итальянцев и нанести им поражение ещё до того, как те смогут начать собственные операции.

Этот план носил кодовое название операция «Convex», а прибытие маршала Бадольо в Эфиопию ещё больше убедило британцев, не знавших о его неприятностях в Риме, что итальянцы действительно планируют в дальнейшем крупное наступление. На самом деле, в это время Бадольо изо всех сил пытался получить хоть какие-то боеприпасы и дополнительные силы. И всё это происходило на фоне разворачивающейся итальянской катастрофы в Греции.

Операции под название «Convex» никогда не проводилось в РИ. Это исключительно альтернативная операция.

Передвижения итальянских войск в ходе перегруппировки для наступления на Египет не остались незамеченными, так как любая угроза Суэцкому каналу британцами воспринималась серьезно. При этом британцы не могли позволить себе такую же численность войск, которые итальянцы имели в Ливии, на тот момент, поэтому упор был сделан главным образом на усилении огневой мощи Western Desert Force.

Для реализации этой цели из Британии было отправлено значительного количества современных танков в Египет, прежде всего Валентайнов, которые неуклонно обгоняли Matilda II по производству. Ближний Восток также получил значительное количество танков Mark VI B и Cruiser II, предназначенных в первую очередь для подавления любых беспорядков местного населения, а не для борьбы с итальянцами. Несмотря на желание командующего войсками в Египте, генерала Ричарда О’Коннора, перехватить инициативу, ему было приказано оставаться в обороне, и не предпринимать активных действий.

Генерал Ричард О'Коннор


Генерал Ричард О’Коннор

В Атлантике, Королевский флот также наращивал свои действия против подводных лодок Германии. Первый из долгожданных эскортных авианосцев должен был вот-вот войти в строй, и это был один из кораблей, которые строились в США, где судостроителям не приходилось опасаться налётов Люфтваффе. Первым в эксплуатацию, 17 января 1941 года, был введен HMS Arbalest. Однако этому кораблю долго прослужить не удалось, так как он был потоплен немецкой субмариной U-659 уже в мае 1941 года. Однако к этому моменту несколько однотипных ему кораблей присоединились к конвоированию в Атлантике, и этот класс кораблей вскоре доказал свою ценность. Неоценимую помощь Королевскому флоту в Атлантике также оказал и ВМФ США, который таки образом оказался втянут в необъявленную войну против подводных лодок.

 Британский эскортный авианосец HMS Arbalest


Британский эскортный авианосец HMS Arbalest

HMS Arbalest, это абсолютный АИ корабль. Авианосца с таким названием никогда не существовало.

В связи с этими обязательствами было неудивительно, что некоторые старшие офицеры британской армии и флота не хотели рассматривать идею оказания помощи в обороне Греции путем отправки британских войск. Даже поставка оружия грекам была своего рода проблемой, поскольку планы Черчилля относительно Home Guard означали, что даже оружие, которое армия считала устаревшим, было востребовано. Ошеломляющий успех Греции в отражении итальянского наступления усилил давление на английское правительство, в том плане что нужно как-то помочь грекам, и что немаловажно, чтобы эти усилия были видны британской и американской общественности.

В итоге, напрягшись, армия изыскала множество стрелкового оружия, артиллерии, боеприпасов и предметов снабжения общего назначения, таких как ботинки и полевые пайки, для отправки в Грецию. При этом, значительное количество этого оружия в конечном итоге оказалось устаревшими образцами армии США который ей уже были не нужны. Правда в числе помощи из Америки было тридцать восемь легких английских танков Виккерс Mk VI B и дюжина Covenanters, которые для греков, у которых до войны было всего десяток устаревших легких танков Renault FT, были настоящим чудо оружием.

Танк Vickers Mk VI B армии Греции


Танк Vickers Mk VI B армии Греции

Теперь появилась надежда, что поставленные танки и другая бронетехника, дадут грекам необходимую мобильность и что Mark IV B окажутся на много более успешными против плохо оснащенных итальянских войск, чем против Вермахта.

Однако до Греции дошло только семнадцать Mk VI B, остальные были потеряны, когда ВВС Италии потопили транспорт Hibernian Pride. Недостаточное понимание проблемы перегрева двигателей Ковенантеров привело к тому, что несколько из них оказались полностью выведенными из строя, пока греки пытались освоить эту технику. Что касается остальных Ковенантеров, то как-то особо им прославиться в Греции не удалось, и они все тем или иным способом были уничтожены до конца боевых на Балканах. Правда большинство из них просто вышло из строя из-за механических проблем. Что касается лёгких Виккерсов, то четыре или пять Mk IV B были захвачены итальянцами и перешли на службу в итальянскую армию.

Ковенантеры в Греции


Ковенантеры в Греции

Кроме этого, была оказана помощь грекам и самолётами, Королевские ВВС отправили в Грецию несколько истребительных и легких бомбардировочных подразделений. Королевский флот так же не остался в стороне и сделал все возможное, чтобы помешать итальянскому торговому судоходству и защитить собственные корабли снабжения. Отправка каких-либо войск, кроме нескольких советников для помощи в обучении, на тот момент считалась ненужной и непрактичной из-за обстановки в других местах. Однако вопрос отправки войск постоянно поднимался к рассмотрению в течение весны 1941 года, но дальше разговоров дело не пошло.

Таким образом в конце 1940 и начале 1941 года, защита атлантических конвоев, являлась самым важным приоритетом Великобритании. При этом Королевский флот, чувствую свою силу не собирался оставаться в обороне как это делала армия. А так как, ни надводные силы Кригсмарине, ни французский флот не представляли серьёзной опасности и не считался приемлемой целью для Гранд Флита, то в Европе у Британии на море остался лишь один достойный противник и находился он в Средиземном море. Поэтому, командующий Средиземноморским флотом, Эндрю Каннингем был полон решимости в 1941 году решить и эту проблему.

Командующий Средиземноморским флотом Великобритании Эндрю Каннингем


Командующий Средиземноморским флотом Великобритании Эндрю Каннингем

Источник — https://www.alternatehistory.com/forum/threads/munich-shuffle-1938-1942.518000/page-30#post-22717239

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account