Мюнхенская перетасовка или что, если подписание Мюнхенского соглашения будет отложено. Часть 24. Эвакуация из Дюнкерка

4

«Дюнкеркское чудо» — это часть британской мифологии, в которой идея о том, что армия была спасена «маленькими лодками и катерами», имеет большое значение. Это послужило полезной пропагандой после военной катастрофы во Франции и Бельгии, подчеркивая идею о том, что нация объединилась и объединилась в своей решимости продолжать борьбу. Это не только игнорировало тот факт, что в некоторых случаях экипажи гражданских торговых судов, отправленных в Дюнкерк, категорически отказывались, но и имело тенденцию замалчивать вклад, внесенный многими солдатами, матросами и летчиками в то, чтобы сделать «чудо» возможным.

Истребители Королевских ВВС вступили в бой с Люфтваффе даже после того, как последние эскадрильи были выведены из Франции, нанеся урон бомбардировщикам, пытавшимся нанести удар по пляжам и потопить корабли, уносившие БЭК. Геринг заверял Гитлера, что Люфтваффе сможет сокрушить БЭК практически без посторонней помощи. К несчастью для БЭК, эти заявления, похоже, были встречены ОКХ с гораздо большим скептицизмом, чем Адольфом Гитлером, и наземные атаки продолжались безжалостно и постоянно. То, что Геринг смог выжить, неоднократно давая подобные обещания и не выполняя их, в то время как другие были уволены или расстреляны за гораздо меньшее, остается одной из загадок нацистского режима.

Большая часть усилий Королевских ВВС осуществлялась далеко за пляжами, что привело к тому, что многие в армии поверили, что Королевские ВВС просто сидели в безопасности дома в Британии, пока они пытались покинуть европейский берег. Это несправедливое убеждение привело к большим трениям между рядовыми военнослужащими и персоналом Королевских ВВС, причем многие пьяные драки были вызваны именно такими, необоснованными обвинениями.

Нужно заметить, что в РИ солдаты, пытавшиеся покинуть пляжи Дюнкерка, были возмущены отсутствием поддержки британских ВВС, поскольку основная часть воздушных боев происходила далеко за пляжами. И о них они просто не знали.

Эвакуация британских войск из Дюнкерка


Эвакуация британских войск из Дюнкерка

Что касается небольших кораблей, то флотилия небольших частных катеров, отправившаяся в Дюнкерк, безусловно, внесла свой вклад, но в основном это была переброска войск с пляжей на более крупные суда, ожидающие в море. Большую часть солдат увезли более крупные коммерческие суда, на некоторых из которых находились экипажи Королевского флота или военно-морской персонал. Также в тени лодок оказались эсминцы Королевского флота, которые прикрывали эвакуацию от ударов Люфтваффе, а затем и от атак сухопутных сил, экипажы которых проявили подлинный героизм.

Большая часть эвакуации была проведена из Восточного Мола в гавани Дюнкерка. Это сооружение до войны служило волнорезом для внешней части гавани и никогда не предназначалось для швартовки к нему кораблей. Идея использовать его как причал пришла в голову капитану Королевского флота Уильяму Теннанту, которому было поручено командовать береговыми группами военно-морских сил, пытавшимися организовать переброску войск на эвакуационные корабли. Дело в том, что к этому времени большая часть портовой инфраструктуры Дюнкерка была выведена из строя и такое решение Теннанта стало практически единственной возможностью существенно ускорить погрузку людей. Однако нельзя отрицать и определённый риск в связи с тем, что мол никак не было приспособлен для работы в качестве причала. Однако риск оправдался, и огромное количество солдат сумело покинуть Францию ​​через него.

Так же нельзя пройти мимо значительной изобретательности англичан, которые для ускорения эвакуации строили импровизированные пирсы прямо на пляжах Дюнкерка, используя для этого брошенные автомобили и другие транспортные средства, которые топили на глубине и они создавали некие импровизированные причалы, позволяя более крупным кораблям подходить к пляжам и принимать десятки тысяч солдат.

Один из импровизированных пирсов Дюнкерка


Один из импровизированных пирсов Дюнкерка

Бои по периметру не позволяли проводить резкие фланговые маневры, а возможности немецких войск продемонстрировать свою тактическую гибкость были немногочисленны и редки. Это была изнурительная лобовая битва, которая снилась Адольфу Гитлеру в кошмарах. По крайней мере, некоторые из немцев прониклись уважением к своим противникам или, что более цинично, хотели объяснить, как так много солдат БЭК ускользнуло у них из рук, не подразумевая при этом какого-либо провала в тактике или стратегии со стороны Вермахта.

Анализ разведки немецкого IV корпуса, подготовленный после битвы, который сражался именно с британцами на протяжении всего своего боевого пути, от нападения на Бельгию, до окончательной эвакуации, позволил сделать следующий вывод (с извинениями перед шотландцами, валлийцами и ирландцами):

  • Английский солдат находился в отличной физической форме. Он переносил свои раны со стоическим спокойствием. Свои потери он переносил с полным хладнокровием. Он не жаловался на трудности. В бою он был жестким и упрямым. Его убежденность в том, что Англия в конце концов победит, была непоколебимой…
  • Английский солдат всегда показывал себя как достойный боец. Конечно, территориальные дивизии уступают регулярным войскам по подготовке, но с точки зрения морального духа они равны им…
  • Защищаясь, англичане использую всё, что можно использовать для обороны.

А что насчет французских войск? Справедливой оценкой было бы то, что везде, где французская армия получала четкие приказы, достойное руководство и оборонительную позицию, она неизменно хорошо сражалась и, как было видно при Монкорне, где она была вполне способна перейти в наступление. Однако их усилия подрывались слабым французским верховным командованием, которым руководили люди, которые либо уже вышли из своего расцвета сил, либо вообще ни мели ни каких способностей изначально, и получили свои должности благодаря каким-то невоенным факторам. Также немаловажным фактором являлись проблемы со связью между линией фронта и высшим командованием. Тут имеется ввиду не только технический аспект, французская связь уступала немецкой, но и аспект интерпретации. То есть даже после получения каких-либо данных они слишком долго шли к высшему военному руководству и часто эти данные были уже просто не актуальны из-за быстро меняющейся обстановки.

Операция «Динамо» официально завершилась 27 июля, хотя основная часть эвакуации была завершена к 26 июля. Последний день или, скорее, ночь эвакуации был одним из самых сложных, поскольку британцы намеревались дать шанс уйти как можно большему количеству французских солдат. Опыт Кале подсказывал, что, как только станет ясно, что прибывают последние корабли, из засад вылезут всевозможные отставшие и дезертиры, что значительно усложнит задачу. Для решение этой проблемы сообщили, что последние корабли уйдут 25-го числа, и французский арьергард то же готовится к отходу. Это решение возымело желаемый эффект, и многие из тех, кого называли «отбросами», по крайней мере в приличной компании, искали проход на борт эвакуационных кораблей и создавали такой хаос, который, безусловно, помешал бы отходу французского арьергарда.

Следующей ночью последние корабли проскользнули в гавань Дюнкерка, и арьергард, включая большую часть выживших из 12-й моторизованной дивизии, был успешно посажен на корабли. Впоследствии многие из этих солдат присоединились к зарождающимся силам Свободной Франции.

В РИ Операция Динамо завершилась 4 июня 1940 года. Таким образом все события идут уже почти с двухмесячным опозданием. А это практически лишает нацистов времени на Проведение Барбароссы в 1941 году.

Однако эвакуировали далеко не всех, некоторым, пришлось остаться, чтобы прикрыть отход основных сил. Большинство из этих солдат попали в плен, когда порт пал 27-го июля. Нужно заметить, что немцы относились к ним с уважением, которое они заслужили упорной обороной Дюнкерка.

Пленные французские солдаты


Пленные французские солдаты

Усилия британцев по эвакуации французских войск и их явное намерение продолжать борьбу, безусловно, оказали влияние на де Голля. Он уже склонялся к идее, что Франция должна последовать примеру других стран и продолжать сражаться из-за границы, если метрополия падет, и теперь он был убежден, что будущее Франции зависит от продолжения борьбы.

Вейган и французское командование, естественно, предпочло другой взгляд на ситуацию. По их мнению, голландцы, бельгийцы и британцы не выполнили свои обязательства, а в некоторых случаях откровенно лгали о своих намерениях. Некоторая вина была возложена на Гамелена, что вызывает вопрос, почему его оставили на месте в 1940 году с механизмами связи в его штаб-квартире, которые были бы неприемлемы даже в Первую Мировую?

К 20 июля его преемник Вейган также отказался от должности начальника штаба армии. Можно было подумать, что его бы уволили и заменили так же, как Гамелена, учитывая, что ему не удалось переломить исход сражения. Вместо этого он был назначен министром национальной обороны и отвечал за организацию того, что стало известно, как линия Вейгана и приняв тактику «ежа», более известную британцам как «бригадный ящик».

Несмотря на внезапную демонстрацию энергии в создании хорошо продуманного и потенциально высокоэффективного оборонительного плана для противодействия неизбежному наступлению Германии на Париж, Вейган, как и многие другие высокопоставленные военачальники, к моменту падения Дюнкерка, пришел к выводу, что победа Франции маловероятна. Французские офицеры считали, что необходимо добиться перемирия. В этом свете эвакуация БЭК просто продлевала агонию Франции, а напыщенные разговоры о продолжении боевых действий из-за границы, озвученные премьер-министром Рейно, были одновременно безрассудными и бесчестными.

Франции придется искать наилучшие возможные условия, и у Британии не останется иного выбора, кроме как последовать ее примеру, ведь с поражением Франции война закончилась. Вейган в тот момент не мог представить себе ни хищнический характер немецкой оккупации, ни то, что британцы будут рассматривать борьбу в одиночку почти как облегчение, а не как бремя. Правда, насколько одинокими они были, это тема для дальнейшего разговора.

Таким образом из Кале и Дюнкерка было эвакуировано около четырехсот тысяч британских и французских солдат вместе с достаточным количеством техники. Именно эти силы стали ядром для восстановления боеспособности. Это не был конец истории британских войск во Франции. Нужно заметить, что к югу от коридора, который немцы создали в своем наступлении к побережью, все еще сражались значительные британские силы, и этим войскам придется бежать самостоятельно.

Таким образом, спасено гораздо больше людей, чем в РИ, и существенно больше техники.

Источник — https://www.alternatehistory.com/forum/threads/munich-shuffle-1938-1942.518000/page-21#post-22621283

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account