«Мы наш, мы новый, флот построим…». Глубины темные, дела скромные, корабли потаенные… Часть 6.
ЧАСТЬ 6
В мае 1901 года на прием к новому морскому министру И.М. Дикову напросились начальник МГШ, вице-адмирал И.Ф. Лихачев, и председатель МТК, вице-адмирал М.Л. Диринг. Кроме общих вопросов по выполнению «Чрезвычайной программы кораблестроения», вопрос зашел и о подводных лодках. Тон задал Лихачев.
– Ваше превосходительство, как Вы знаете, подводные лодки наряду с минами являются достаточно эффективным оружием в борьбе с флотом противника. И если они пока еще не могут оперировать на морских просторах, то вблизи наших баз мы совершенно можем быть уверены в недопущении неприятельского флота к нашим берегам. Поэтому я всецело выступаю за продолжение программы строительства подводного флота. Мы с Михаилом Львовичем обсудили возможности подводного кораблестроения, и у него есть небезынтересные мысли на этот счет.
– Я вас внимательно слушаю, Михаил Львович.
Диринг на пару секунд задумался и заговорил своим бархатистым, но твердым голосом:
– На сегодняшний момент лишь две страны не угрожают нашим интересам – это Франция и САСШ. Основными противниками в будущей войне я мыслю Великобританию и Германию. В настоящее время они отстают от нас в строительстве подводного флота, но стремительно нагоняют, особенно Германия с её развивающимся производством. Если верить нашей разведке, немцы уже спустили 9 подводных лодок и собираются заложить серию из 12 подлодок, причем строят они их исключительно по германским проектам. На Черном море нам опасаться некого. Турки пока только ведут вялые переговоры на покупку американских лодок «Холланда». Остается Дальний Восток. Китай приобрел 6 лодок «Холланда» и обратился к нам с просьбой о покупке 4-х лодок типа «Морской змей».
Диринг вопросительно взглянул на Дикова.
Теперь очередь пришла задуматься морскому министру.
Затянувшееся молчание прервал энергичный Лихачев:
– А вы знаете, ваше превосходительство, я ей-богу бы продал их китайцам. Только с паровыми двигателями. Сколько они там предлагают, Михаил Львович?
– Приблизительно около миллиона рублей за 4 подводные лодки.
– Ну вот, российскому флоту миллион никак лишним не будет.
– Решено, продадим четыре «Морских змея» Китаю. В свете некоторых изменений, я думаю, государь такую сделку одобрит. А в качестве учебных построим еще 4 лодки типа «Морской змей» Продолжайте, Михаил Львович.
– На востоке меня прежде всего беспокоит Великобритания, её полувековое проникновение в Китай ставит нас перед серьезными вызовами. Возможность столкновения интересов Великобритании и России весьма велика. Правда, у Великобритании нет серьезного количества подводных лодок, но с их возможностями, решение этой проблемы – лишь вопрос времени.
– Все вы, Михаил Львович, ходите вокруг да около, дипломатизму от Романа Владимировича научились. Меня больше Япония беспокоит.
– С Японией у нас в настоящее время неразрешимых противоречий нет, тем не менее её амбициозная кораблестроительная программа и программа строительства подводного флота не могут не вызывать беспокойства. Япония закупила 14 подводных лодок системы «Холланда». В Нагое практически закончен завод по строительству подводных лодок типа «N». Правда, как выяснилось, это те же самые «Холланды». Сами японцы будут строить в Нагое только корпуса, а все оборудование, включая бензиновые моторы и электрические двигатели, они будут получать из САСШ. Так что я думаю, что мы пока уверенно опережаем Японию.
– Не спешите, Михаил Львович. Тут вот какое дело. Как вы знаете, мой предшественник оставил мне в наследство очень хорошо развитую разведку, но не только разведку, контрразведывательным действиям он тоже уделял немало сведения. Приблизительно месяц тому назад на мой стол легли сведения нашего агента из Владивостока. Благодаря его наблюдательности и опыту на Владивостокском судостроительном заводе были обезврежены трое фальшивых «китайцев». Причем все трое активно интересовались стапелями, где были заложены «Кортики». Агент также сообщил, что, возможно, это был отвлекающий маневр, так как у него есть подозрения, что это простые шпионы, а вот тот, кто ими руководил, остался в тени. В сфере вышеизложенного, боюсь, скоро чертежи наших новейших, даже еще не построенных «Кортиков» окажутся в Японии. Вот сижу и гадаю: а не была ли закладка «Кортиков» во Владивостоке ошибкой?
Испытания подводной лодки типа "Кортик" во Владивостоке
– Никак нет, ваше превосходительство. Решение строить во Владивостоке правильное, мало того – с вводом в строй Порт-Артурского судоремонтного завода я предлагаю строить лодки и там.
– А японцы тем временем будут строить свои, то есть наши «Кортики». Умно. Ничего лучше придумать не могли. Вы бы лучше совет дали, как нам с японцами да немцами совладать.
– Ваше превосходительство, выход один и чрезвычайно простой. Опережать их. Немцы закладывают новые лодки – хорошо. Японцы воруют чертежи – ну и бог с ними. Нам надо ответить на это закладкой серии принципиально новых лодок. По сути, и наши «Кортики» и «Холланды» японского производства, да и немецкие с английскими подводные лодки, это прежде всего лодки обороны, лодки прибрежного действия. А нам нужно строить лодки активного действия, мореходные, способные дойти хоть до японского Сасебо, хоть до немецкого Киля, хоть до турецкого Константинополя. Мы тут немного посидели с Зиновием Петровичем и Иваном Григорьевичем (прим. Бубнов) и кое-что изобразили.
– Так показывайте, не томите.
Диринг с залихватским видом выложил из папки эскиз и два адмирала склонились над листком. Первым подал голос Лихачев:
– А какие параметры?
– Водоизмещение 350–400 тонн, Надводная скорость – 9 узлов, подводная 7 узлов, надводная дальность хода 1000 миль, подводная 100 миль. Вооружение – 4×457-мм НТА Джевецкого и 4×457-мм. встроенных торпедных аппарата, два в носу и два в корме, – все это вице-адмирал Диринг произнес с нескрываемой гордостью, будто заядлый лошадник, расхваливающий породистого жеребца.
– И сколько же сие чудо стоить будет? – задал вопрос морской министр.
– Под семьсот тысяч рублей, точнее надо считать.
– Это ж почти три «Кортика», дороговатенько выходит. И сколько вы хотите заложить?
– 8 единиц.
– Больше 5,5 млн. Это черт те знает что. Где денег на это брать? Это у Романа Владимировича к его императорскому величеству подход был, да и то, в конце концов, в отставку отправили. Мне же строго-настрого наказано было тратить деньги бережно. Я всего лишь исполнитель воли государя.
– Эх, жалко, Вы на дальность хода, да вооружение взгляните. С такой дальностью и 8 торпедами мы в любом порту противника будем «желанными» гостями.
– Нет денег, во всяком случае, в этом году точно. А дальность…. Мне вот тут донесли, как хитроумные японцы дальность своих подводных лодок увеличивают. Мы, кстати, точно так же с миноносцами делаем. Купили по случаю несколько транспортов, довооружили и превратили в корабль-матку, расположив на ней запасы топлива, продовольствия и запасы самоходных мин, дальность при этом в три раза увеличили. Вот и будет славно, я уже распорядился приобрести для этих целей пару транспортов.
– Не пойдет.
– Это почему же?
– Главным достоинством подлодок является скрытность, транспорт-матка будет их демаскировать, да и высылать такой корабль без сопровождения себе дороже. Конечно, если подлодки будут рядом – они его защитят, а если нет? И как тогда они в порт без топлива вернутся? Нам же нужны лодки, свободно оперирующие на ближних ТВД.
– Ладно, господа, на пару лодок я, так и быть, попробую денег выпросить, но более не просите.
– Никак невозможно, ваше превосходительство, нам хотя бы на 4 подлодки денег надо, а без этого и затевать не стоить, опять же серия, пусть и малая, экономию дает.
– Экономия – это хорошо, это государь любит. Попробую, но не в этом году, на этот год бюджет весь расписан. Только и вы, господа, как-нибудь постарайтесь удешевить лодку; вот если бы вы в 600 тыс. уложились – было бы совсем здорово.
– Постараемся, ваше превосходительство, но ничего обещать не можем.
– А вы постарайтесь. Прошу прощения, господа, но у меня еще назначена встреча.
Оба адмирала откланялись.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…