5

Это не работа над ошибками. Скорее дополнение к уже существующему. Просто некоторые уважаемые коллеги сетовали на отсутствие в РИФ на Дальнем Востоке аэростатоносца. Вот я и решил заполнить этот пробел. Что получилось – решать Вам. Приятного чтения.

В сентябре 1893 года в районе Ревельштейнского плавучего маяка (Ревель) затонула башенная броненосная лодка «Русалка». В июне-августе 1894 в районе возможного места гибели «Русалки» проходили поиски погибшего корабля, в которых участвовал несамоходный транспорт «Самоед» – первое специализированное судно, оборудованное устройством для поднятия воздушного шара. В поисках самое деятельное участие принимал С.О. Макаров. После того как поиски не увенчались успехом, Степан Осипович обратился к морскому министру вице-адмиралу Р.В. Хорошихину с предложением о создании специального морского воздухоплавательного отряда. В 1894 году Роман Владимирович исхлопотал разрешение на создание Кронштадтского морского воздухоплавательного парка. Первым начальником парка стал капитан II ранга Ф.А. Постников. Первые опыты проводились на берегу Финского залива, исключительно для целей береговой обороны.

В 1896 году канонерская лодка «Кубанец» посетила Средиземное море, в том числе совершила дружеский визит во Францию. В то время во Франции проходили большие морские маневры. В программе маневров был подъем аэростата с только что вошедшего в строй крейсера поддержки миноносцев «Фудр». В числе наблюдателей, следивших за маневрами, был лейтенант российского флота Михаил Николаевич Большов.

По возвращении в Россию он подал доклад на имя морского министра об устройстве «специализированного корабля, оснащенного воздухоплавательным оборудованием для ведения дальней разведки в морских пространствах с помощью привязных аэростатов». В конце 1897 года была создана авторитетная комиссия во главе с капитаном I ранга М.П. Моласом и лейтенантом МГШ М.И. Лавровым. Кроме того по требованию морского министра в комиссию был включен М.Н. Большов. Комиссия выработала общие требования к подобному кораблю:

– сравнительно небольшие размеры при достаточной для сопровождения эскадры скорости хода;

– свободная от надстроек кормовая часть;

– просторные и хорошо оборудованные мастерские для изготовления и ремонта воздушных шаров;

– наличие газопроизводящего оборудования и емкостей для его хранения в сжатом виде;

Для удешевления стоимости подобного корабля комиссия внесла предложение по переоборудованию в аэростатоносец одного из гражданских пароходов.

За неимением во флоте подходящих пароходов морской министр принял решение приобрести пароход за границей. В 1898 году в Европу для изыскания подходящего корабля были отправлены капитан III ранга М.И. Лавров и лейтенант М.Н. Большов.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXVII "Высоко сидим, далеко глядим..."

Капитан III ранга Михаил Иванович Лавров

Их выбор пал на германский океанский пароход-лайнер Lahn. Однако запрошенная немцами цена в 1,08 млн. руб. не устроила морское ведомство. Для обследования корабля в Бремерхавен была отправлена специальная комиссия. Выводы комиссии, в которую был включен опытный механик, подполковник по морскому ведомству С.Н. Федотов 2-й, оказались неутешительными. Главными претензиями к судну были: а) плохая управляемость при значительном углублении; б) крайне плохое состояние котлов, требующее полной их замены; в) неудовлетворительное состояние вспомогательных механизмов и электрооборудования; г) негодные условия для обитаемости экипажа; д) отвратительное состояние деревянных частей палуб. Но самым неприятным выводом для немцев было то, что «переоборудование парохода потребует значительных капитальных вложений». Попытки снизить цену до 800 тыс. рублей успехом не увенчалась. Пришлось возвращаться несолоно хлебавши.

Но Роман Владимирович никогда не отступал перед трудностями. Нельзя купить готовый – не беда, построим сами. В 1900 году на Кронштадтском судостроительном заводе морского ведомства состоялась закладка парохода-аэростатоносца, получившего предварительное имя «Альбатрос». Корабль строился по чертежам двух заложенных для РусАзиатик пароходов.

Конструктивно корабль имел двухтрубный силуэт с фок-мачтой и гладкой кормовой частью. На корме был возведен деревянный ангар длиной 34 м, предназначенный для хранения «снаряженного аэростата». Крыша ангара представляла собой две раскрывающиеся при помощи электрических лебедок створки. Дымовые трубы были снабжены искрогасителями. «Альбатрос» разбивался водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков.

Главная энергетическая установка будущего аэростатоносца состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения и восьми цилиндрических огнетрубных котлов. При мощности 6000 л.с. «Альбатрос» должен был разгоняться до 17 узлов. Запас топлива располагался в 6 угольных ямах, максимальный его запас достигал 1250 тонн. По расчету это должно было обеспечить дальность хода в 8000 миль 12-узловым ходом. Противопожарная система состояла из 12 электрических пожарных помп. Вооружение корабля состояло из четырех 107-мм орудий, восьми 47-мм орудий и двух пулеметов. Боезапас «Альбатроса» должен был состоять из 2400 снарядов для 107-мм орудий, 7600 снарядов для 47-мм орудий и 8000 тыс. патронов для двух пулеметов.

Воздухоплавательный парк «Альбатроса» включал в себя два змейковых аэростата, объемом по 650 м³, и четыре сигнальных аэростата объемом по 32 м³. На корме была смонтирована причальная конструкция с двумя электрическими лебедками обеспечивающими силу тяги 3000 кг каждая. На барабан каждой лебедки был намотан 1000-м. стальной трос весом 200 кг. Длина змейкового аэростата составляла 26 м, диаметр – 6,5 м, вес – 520 кг. Объем оболочки – 650 м³. Максимальная высота подъема аэростата составляла 750 м.

На самой нижней палубе расположили газоводородный завод, разделенный бронированными газонепроницаемыми переборками на два отделения – механическое и газовое. В первом находились динамо-машины, компрессоры для сжатия водорода, панели управления, слесарная мастерская и хранилище запасных частей. Во втором, тщательно изолированном, располагалось собственно производство водорода. Водород вырабатывался тремя электролизерами системы Шмидта в газопроизводственном аппарате, работающем по щелочно-алюминиевому способу. Второе отделение соединялось с хранилищем газовых баллонов, в котором хранилось 200 баллонов водорода объемом 95 литров каждый под давлением 150 атм. Таким образом, запас водорода составлял 2680 м³, что обеспечивало 4-кратную заправку аэростата. Все газовое оборудование поставила немецкая фирма Readingersche Ballonfabrik.

В 1901 году «Альбатрос», получивший официальную классификацию "крейсер-аэростатоносец II ранга", был введен в строй Российского императорского флота.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXVII "Высоко сидим, далеко глядим..."

Крейсер-аэростатоносец II ранга «Альбатрос»

Водоизмещение – 6550 тонн. Грузоподъемность – 2750 тонн. Размерения – 118,5×15,0×6,5 м. СУ – 2ПМ, 8ПК. Мощность – 5800 л.с. Скорость – 17,0 узлов. Дальность хода – 8000 миль на 12 узлах. Запас топлива – 1250 тонн угля. Вооружение: 4×107-мм, 8×47-мм, 2×7,62-мм пул. Аэрооборудование: 2 змейковых аэростата (650 м³), 4 сигнальных аэростата (32 м³).

Изначально командиром крейсера был назначен капитан III ранга М.И. Лавров. Именно под его руководством проходили все воздухоплавательные опыты. Заправка аэростата осуществлялась за 20 минут. Первые опыты проходили без участия человека. 21 июня 1901 года аэростат впервые поднялся в небо с наблюдателем на борту. Всего с 1901 по 1902 год было осуществлено 217 подъемов аэростата, в том числе 122 с наблюдателями. Проводились опыты по поиску мин. Впервые была произведена фотоаэросъемка при помощи фотокамеры В.Ф. Потте. Однако не все было так просто. Руководство сочло, что Лавров не имеет достаточного чина для исполнения должности командира крейсера, и на его место прислали капитана I ранга Н.А. Петрова. Тот не только, как оказалось, не разбирается в аэронавтике, так еще и вступил в конфликт со старшим офицером «Альбатроса» М.Н. Большовым. В результате этого конфликта лейтенант Большов подал в отставку. Накануне возможной войны это крайне неприятно сказывалось на боеспособности корабля. В конце концов, было принято весьма мудрое решение. М.И. Лаврову было присвоено внеочередное звание капитана II ранга. Именно под его руководством крейсер «Альбатрос» совершил переход в Порт-Артур. Кроме него офицерский состав корабля состоял из старшего офицера, лейтенанта В.В. Веселовского, старшего судового механика Г.И. Евгениева, заведующего воздухоплавательной частью полковника по морскому ведомству Д.Д. Беляева, офицеров-воздухоплавателей: лейтенанта М.Н. Большова, поручика С.К. Мартенса, мичмана С.Ф. Дорожинского и инженера П.П. Розенберга.

Перед отбытием в Порт-Артур на крейсере «Альбатрос» были осуществлены кое-какие переделки. Сигнальные аэростаты дополнили воздушными змеями конструкции Харгрейва-Шрейбера. А у Сименс-Гальске была приобретена и установлена на крейсере мощная радиостанция с радиусом действия 120 миль. Радиостанция имела приспособление для определения длины радиоволн, что позволяло вести радиоразведку и поддерживать связь с радиостанциями других кораблей. Антенна радиосвязи была натянута между фок-мачтой и причальным приспособлением. При поднятии антенны сигнальными аэростатами или воздушными змеями радиус радиостанции увеличивался более чем вдвое, до 300 миль.

Крейсер-аэростатоносец II ранга «Альбатрос» сыграл чрезвычайно важную роль в поражении японского флота. Именно через него поддерживалась связь между Порт-Артурской эскадрой под командованием Макарова и Дубасова и Владивостокской эскадрой Диринга, позволившая, в конце концов эскадрам объединится.

Если, есть какие-то ошибки, уж простите великодушно. Тема аэростатоносцев для меня новая, и я вполне мог упустить какие-то важные детали. Поэтому прошу строго не судить.

Материал по аэростаноносцам точно закончен… :))))))))))))))))

Андрей Толстой
Подписаться
Уведомить о
guest

81 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account