6

 

Уважаемые коллеги, продолжаю выкладывать продолжение «Мы наш, мы новый, флот построим…». Приятного чтения.

1896 год не принес успокоения морскому министру Р.В. Хорошихину. В 1893 году был заложен, а в 1895 году спущен на воду английский броненосец II класса «Ринаун», предназначенный для службы в «китайских водах» на Дальнем Востоке. А в ноябре 1896 года японцы закладывают в Великобритании крейсера типа «Асама», если и не превосходящие крейсера типа «Олег», то уж во всяком случае не уступающие им. Причем, по данным русской морской разведки, Япония решила сразу заложить четверку крейсеров. Преимущество России на Дальнем Востоке могло оказаться под угрозой. Неутешительные вести шли и из Германии: по данным русской разведки, немцы собирались закладывать серию из броненосных крейсеров, вооружение которых, по непроверенным источникам, должно было составить 2×2×240-мм.

Морской министр в экстренном порядке подает Николаю II записку, в которой отмечает «необходимость иметь на Дальнем Востоке сильную эскадру, способную противостоять двум и более противникам, в коих подразумеваются, враждебные России, Япония и Великобритания, Китай и Великобритания, либо в самом худшем случае, азиатский союз между Японией и Китаем и полном благорасположении к такому союзу Великобритании». Николай согласился с такими выводами и велел срочно ассигновать средства на постройку еще 4-х броненосных крейсеров. В этот раз даже всемогущее министерство финансов не протестовало. А великий князь Алексей Александрович, после фиаско с французским проектом, вообще самоустранился, заявив – «Делайте, что хотите», и укатил в очередной вояж в Ниццу.

10-летняя программа перевооружения российского флота не давала спать многим. МТК тонул в девятом вале самых разнообразных проектов, которые поступали через военных и дипломатических предста­вителей России за границей, от официальных и конфи­денциальных агентов крупнейших судостроительных фирм Европы и Америки и даже через великих князей. Все спешили заработать на заказах, которые Россия была готова разместить на отечественных и зарубежных судостроительных заводах. Немудрено, что этот стихийный вал проектов можно было принять за будто бы объявленный Россией "международный конкурс". Среди них, одних проектов броненосных крейсеров насчитывалось более 50 шт. Из них девять проектов представила только фирма «Виккерс», один из основных акционеров Новоадмиралтейского судостроительного завода (НАСЗ). При этом водоизмещение представленных проектов броненосных крейсеров различных верфей колебалось в совершенно фантастических пределах – от 7 до 28 тыс. тонн. А скорость и количество орудий росли в арифметической прогрессии. Но, пожалуй, всех переплюнула американская фирма «Нью-Йорк Шипбилдинг» (Кемден, штат Нью-Джерси) предложившая проект броненосного крейсера, водоизмещением 10 тыс. тонн, скоростью 23,5 узла и десятью 10-дм. орудиями!

Морской министр Р.В. Хорошихин с тоской смотрел на эти боевые индейские пляски вокруг мореходного бронированного вигвама. И тут неожиданно для него самого Роман Владимирович получил, что называется, «удар в спину», да еще от кого! От своего же подчиненного, которому он благоволил и которого он сам назначил на должность председателя МТК – вице-адмирала Федора Васильевича Дубасова.

Еще занимаясь реконструкцией Новоадмиралтейского судостроительного завода (НАСЗ), Дубасов познакомился с весьма известным в узких кругах Базилем Захароффым, у которого в свою очередь были какие-то дела с «Виккерсом». Захарофф быстро оценил, какие выгоды может сулить дружба с председателем МТК. В следующий свой приезд в Санкт-Петербург он прибыл не с пустыми руками, захватив с собой английского корабельного инженера, работающего на «Виккерсе», Оуэнс-Тэрстона. Проект, предложенный Оуэнсом-Тэрстоном, представлял собой бронированный крейсер водоизмещением около 15 тыс. тонн, ориентировочной скоростью 21 узел и двенадцатью 10"/45 орудиями, предположительно расположенными в шести двухорудийных башнях. Приблизительно похожий проект 15 тыс. крейсера представил Балтийский завод. Захарофф действовал крайне напористо, считая, что наглость, грубая лесть и взятки могут решить любой вопрос. Впрочем, тут интересы Захароффа и Дубасова совпали. Захароффа интересовали только деньги, которые он намеревался получить в виде комиссионных, если бы сделка «Виккерса» и МТК удалась. Дубасов, страдая здоровым карьеризмом, мечтал, что благодаря этой сделке российский флот получит прекрасные корабли и его, Дубасова, личный вклад обязательно оценят. К триумвирату из Захароффа, Дубасова и Оунса-Тэрстона для солидности присоединили и корабельного инженера Д.В. Скворцова, также предложившего свой проект броненосного крейсера с вооружением, состоящим из 20 шт. 8-дм. орудий в 10-ти двухорудийных башнях, и скоростью 18 узлов. Закончив с техническими вопросами, вся крейсерско-броненосная шайка на всякий случай заручилась поддержкой вице-адмирала Е.И. Алексеева и великого князя Александра Михайловича (Сандро), горячих сторонников «больших» броненосных крейсеров. Кроме того, у Великого князя сложились «особо теплые» отношения с небезызвестным Базилем Захароффым. Такой атаки морской министр пережить был не должен. Однако Роман Владимирович оказался твердым орешком. Лучезарно улыбаясь, он обещал всем и все, но при этом неотступно гнул свою линию. Отчаявшийся Базиль Захарофф даже намекнул морскому министру о неких суммах, однако Роман Владимирович дипломатично сделал вид, «что ничего не понял». Тем не менее, сказать, что Хорошихин был таким уж противником проекта Захароффа-Дубасова, было нельзя. Все, что хотел морской министр – это иметь «сильный, быстроходный броненосец II ранга, способный к эскадренному бою с любым вероятным противником», под коими Хорошихин подразумевал броненосные крейсера и броненосцы II класса Великобритании, Германии и Японии.

Броненосный крейсер Захароффа-Дубасова «худел» на глазах. К группе конструкторов Оуэнс-Тэрстона и Скворцова присоединился Оффенберг. Наконец, летом 1897 года министру был представлен проект, который он посчитал приемлемым. При водоизмещении 12 тыс. тонн крейсер должен был вооружаться шестью 10"/45 орудиями в качестве ГК, расположенными в 3-х двухорудийных башнях. Скорость крейсера определили в 21 узел. После согласования эскиза будущего крейсера работа закипела.

Захарофф настаивал, чтобы два крейсера строились в Великобритании на «Виккерсе», а еще два на Новоадмиралтейском заводе, однако Хорошихину удалось отстоять интересы Балтийского завода. Впрочем, «Виккерс» и так был благодарен Захароффу и Хорошихину за столь солидный заказ для Новоадмиралтейского завода.

18 сентября 1897 года проект крейсера, получившего предварительное, весьма пафосное имя «Держава», был согласован в МТК его председателем Ф.В. Дубасовым. Ответственным за строительство двух крейсеров на Балтийском заводе был назначен Д.В. Скворцов, а еще двух на Новоадмиралтейском заводе – В.Х. Оффенберг. Без их согласия ни одно изменение не могло быть внесено в строящиеся крейсера. Это было крайне важное административное изменение. Впервые строящиеся корабли получили «хозяина», ответственного за все.

Торжественная закладка крейсеров состоялась весной 1898 года.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» Часть XXV "Первые эскадренные..."

Броненосные крейсера I ранга «Держава», «Россия», «Слава», «Победа».

Водоизмещение: 12 750 тонн, Размерения (Д×Ш×О): 138,0×20,5×8,0 м.СУ: 2ПМ, 16ПК, 19 600 л.с. Макс. скор. – 21,7 узла. Дальность – 4200 миль (на 10 узлах). Броня: нижний пояс – 127…178…127 мм, верхний пояс – 102 мм, траверзы – 76 мм, палуба – 31…51 мм. (на скосах – 76 мм), башни ГК – 178 мм, барбеты – 178 мм, батарея – 102 мм, рубка – 203 и 76 мм. Вооружение: 3×2×254 мм/45, 12×152-мм/45, 12×87-мм/50, 4×47-мм, 4×7,62-мм пул., 2×1×457-мм ТА. Запас топлива – 500 т нефти и 800 т угля.

Корпус крейсера изготавливался из листовой и профилированной стали, методом клепки. В надводной части корпус был разделен на нижнюю (броневую) и верхнюю, жилую (батарейную) палубу. Водонепроницаемые переборки делили корпус на одиннадцать отсеков – таранный, подбашенный носовой, подбашенный центральный, четыре котельных, два машинных, подбашенный кормовой и румпельный. Конструкция крейсера предусматривала двойное дно, вертикальный руль, фор- и ахтерштевни. Силуэт крейсера был двухтрубным, двухмачтовым с небольшим полубаком. На крейсере имелись две бортовых продольных переборки, которые образовывали главные угольные ямы, служившие в свою очередь дополнительной защитой механизмов во время боя. Для улучшения мореходных качеств в опытовом бассейне, под руководством подполковника А.Н. Крылова и по просьбе «Виккерса», неоднократно проходили модельные испытания обводов будущего крейсера. По совету Крылова, для достижения требуемой скорости, корпус крейсера удлинили со 132 до 138 метров. От таранного форштевня не отказались, но заменили тяжелый 46-тонный на более легкий 32-тонный форштевень производства Путиловского завода. Новый форштевень имел более острые обводы и улучшенные гидродинамические свойства. Все эти действия облегчили крейсер и увеличили его скорость почти на 1 узел. В нижней части корпус был снабжен скуловыми килями высотой 1,22 м.

От штевня до штевня на всем протяжении корпуса простирался нижний броневой пояс, выполненный из брони, цементированной по способу Гантке, толщиной 178 мм (68%). К оконечностям пояс истончался до 127 мм. Верхний пояс простирался от форштевня до кормовой башни. Внутренние переборки казематов имели толщину 25 мм. На верхней (открытой) палубе находились шесть 87-мм/50 противоминных орудий, прикрытых 40-мм щитами. Носовая боевая рубка прикрывалась 152-мм броней, кормовая – 76-мм. Башни главного калибра и барбеты защищались 178-мм броней. Крыши башен имели толщину 30 мм.

Главный калибр крейсера был представлен шестью 254-мм орудиями с длинной ствола в 45 калибров, расположенными в трех башнях с гидравлическим приводом. Пушки изготовил Обуховский завод. Замки орудий открывались, автоматически используя энергию отката. Горизонтальный сектор обстрела носовой и кормовой башни составлял 270°, центральной башни 310°, углы вертикального наведения находились в пределах от -5° до +35°. Скорострельность башни с использованием вспомогательных электрических механизмов составляла 2 выстрела в минуту. Все орудия были снабжены механическими прибойниками заряжения орудий и оптическими прицелами конструкции Барановского. Боекомплект составлял 104 снаряда на ствол. В процессе испытаний орудий на Ржевском полигоне выявилась недостаточная прочность орудий и их станков. Для устранения этого дефекта заряд уменьшили до 58 кг шеллита, а сами стволы и станки утяжелили с 23 до 34 тонн.

При выборе орудий среднего калибра, мнения колебались между 18×120-мм и 12×152-мм калибром. Победила «огневая мощь» 152-мм орудий, для которых, к тому же, орудийной прислуги требовалось в полтора раза меньше. Адмирал Макаров настаивал на придании орудиям 45° угла возвышения. Победило половинчатое и поэтому неправильное решение – угол возвышения орудий увеличили с 18° до 28°. Боезапас включал 200 снарядов на ствол. Сами орудия были расположены в единой, забронированной 102-мм броней, батарее под верхней палубой.

Противоминный калибр был представлен двенадцатью 87-мм орудиями системы Барановского, производства «РОМАЗ». Шесть орудий располагались открыто и были прикрыты только щитами. Еще 6 орудий располагались побортно в носовых и кормовых казематах. Боезапас составлял 250 выстрелов на ствол.

Силовая установка крейсеров типа «Держава» была представлена двумя главными, вертикальными 4-цилиндровыми машинами тройного расширения и 15 котлами системы Ярроу, производства Путиловского завода. Котлы располагались в 4-х котельных отделениях сгруппированных вокруг двух труб. Общая нагревательная поверхность котлов составляла 5104 м2. Удельная масса СУ – 94 кг/л.с. Кроме естественной тяги, было предусмотрено искусственное нагнетание воздуха. Форсировку котельных обеспечивали 12 воздушных насосов, общей производительностью 8000 м3/ч.

Рулевое устройство состояло из рулевой машины с электрическим приводом французской фирмы «Соттер-Харле», одного руля в рулевой раме и системы управления. Вращение баллера могло осуществляться также паровой машиной или вручную. Посты управления рулевыми приводами находились в ходовой и боевых рубках, центральном боевом посту, кормовом мостике и румпельном отделении. Два опреснителя, производства Новоадмиралтейского завода, выдавали 14 000 л воды в сутки на бытовые нужды. Все крейсера снабжались рефрижераторными машинами. Интересным новшеством стала автономная водоотливная система, вместо центральной магистральной трубы. Откачка осуществлялась 8 водоотливными турбинами производительностью по 850 т/ч, паровыми насосами системы Вортингтона (185 т/ч). Якорное устройство состояло из втяжных якорей Холла, весом по 11 тонн каждый.

Роман Владимирович лично интересовался ходом строительства крейсеров и требовал от кораблестроителей строжайшей весовой дисциплины. Экономили буквально на всем, на чем можно было сэкономить. Кроме «похудевшего» форштевня, мачты заметно «постройнели», лишившись боевых марсов. Наличие на крейсерах минных катеров также сочли нецелесообразным. За борт отправились и сферические мины заграждения. Вместо 16×87-мм ограничились двенадцатью. Для уменьшения запаса топлива часть котлов перевели на нефтяное отопление. При этом дальность хода пришлось ограничить 4200 милями. Безжалостной обструкции подверглась мелкокалиберная артиллерия – из 28×47-мм орудий оставили только 4 шт. Но несмотря на все ухищрения, всеобщий бич русского кораблестроения, перегруз, все же посетил корабли типа «Держава». На всех четырех кораблях перегруз колебался от 210 до 385 тонн. Еще одной проблемой была высокая стоимость крейсеров, колеблющаяся в пределах от 12,7 до 13,2 млн. руб.

Все четыре крейсера вошли в строй в период между 1900 и 1902 годом. На испытаниях максимально достигнутая скорость составила 21,7 узла. Однако фактически она была ниже на полузла. Так, на 6-часовых испытаниях крейсера способны были поддерживать скорость в пределах от 21,0 до 21,3 узла.

В связи с ухудшающейся на Дальнем Востоке обстановкой, все крейсера были отправлены на Тихоокеанский ТВД. Так, «Россия» и «Держава» входили в Порт-Артурский крейсерский отряд, а «Слава» и «Победа» во Владивостокский.

Как всегда жду Ваших замечаний, комментариев, дополнений и уточнений.

Андрей Толстой
Подписаться
Уведомить о
guest

81 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account