Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVI. Плавучий порт адмирала Макарова. Продолжение. ч.2
Уважаемые коллеги, продолжаю выкладывать материалы к АИ «Мы наш, мы новый, флот построим…» – «Плавучий порт адмирала Макарова». Еще раз благодарю за неоценимую помощь в работе уважаемого коллегу LPGMASTER. Приятного чтения.
* * *
Эти корабли уж никак нельзя назвать героическими. Поэтому и рассказ о них будет самым коротким. Орудий на них не было. В боях они не участвовали. Но русские моряки ласково называли их «кормильцы».
В 1896 году Одесская верфь «Беллино-Фендерих» построила для РОПиТа два морозильных судна. Это были первые рефрижераторы отечественной постройки.
Морской министр Р.В. Хорошихин всегда отводил большое значение снабжению матросов и офицеров свежей провизией. Поэтому нет ничего удивительного, что он решил заказать два морозильных судна для российского флота.
Но все уперлось в финансирование. Министерство финансов категорически не желало выделять денег на корабли непонятного назначения. В 1900 году Р.В. Хорошихин посодействовал подписанию устава «Русского Восточно-Азиатского пароходства» (Руссазиатик), а также выбил для него ряд льгот (в том числе и помильную премию). В свою очередь «Руссазиатик» обязалось выполнять военные поставки для флота, а в случае войны готово было предоставить суда в качестве мобилизационных. Также в договоре между морским ведомством и «Русским Восточно-Азиатским пароходством» отдельной строкой прописывалось «отсутствие на борту какого-либо вооружения, дабы не подвергать имущество общества лишней опасности». Оба судна вошли в строй в 1901 году. В 1902 году были переведены на Дальний Восток. Суда получили имена «Ледник» и «Ледоход».
Эскадренные рефрижераторы «Ледник» и «Ледоход»
Водоизмещение – 5200 тонн. Грузоподъемность – 2000 тонн. Размерения – 103,5×15,0×5,5 м. СУ – 1ПМ, 4ПК. Мощность – 2200 л.с. Скорость – 12,5 узлов. Дальность хода – 4200 миль на 9 узлах. Запас топлива – 600 тонн угля.
«Ледоход» приписали за Владивостокской эскадрой, а «Ледник» за Порт-Артурской. Оба парохода совершали рейсы в Китай, Японию и США. 26.01.(08.02.) 1904 года «Ледоход» находился в 120 милях от Владивостока, когда он попался отряду японских миноносцев, возвращавшихся с налета на Владивосток. Команда «Ледохода» еще ничего не знала о начавшейся несколько часов назад войне. Поэтому японские миноносцы без труда захватили «Ледоход» и отконвоировали его в Японию, где он был включен в состав японского флота под именем «Конъегсэй Мару». Справедливости ради стоит отметить, что японское название он носил недолго. Уже весной 1906 года все суда, захваченные японцами, были возвращены России.
«Ледник» всю войну обеспечивал Порт-Артурскую эскадру, а затем славный Тихоокеанский флот свежей провизией. Единственный случай, когда трюмы «Ледника» опустели, был день окончания войны. В этот день офицеры выпили все запасы шампанского, а матросы съели все запасы продовольствия, от радости, что война закончилась. Хорошо погуляли.
После войны, вернувшийся из японского плена «Ледоход» был продан «Охотско-Камчатскому рыбопромышленному обществу» (ОКАРО) со значительной скидкой, в качестве компенсации за потерю части судов ОКАРО.
«Ледник» морское министерство выкупило у «Русского Восточно-Азиатского пароходства», и он остался в качестве эскадренного рефрижератора в составе Тихоокеанского флота.
В 1912 году морское министерство переуступило «Ледник» «Обществу железных дорог и морских перевозок» (ОЖДиМП), и он был переведен сначала в Архангельск, а затем в Мурманск. Во время ПМВ он обеспечивал транспортирование грузов из стран-союзниц в Россию. В 1920 году ОЖДиМП увел «Ледник» в Лондон. В 1922 году ОЖДиМП, обремененный долгами, начал распродажу своего имущества. Советское правительство пыталось опротестовать действия ОЖДиМП в суде, однако успехов не добилось. Отчаянно нуждаясь в восстановлении торгового флота, руководство СССР в 1924 году приобрело «Ледник» у ОЖДиМП по остаточной стоимости за 8,5 тыс. фунтов стерлингов. «Ледник» перевели в Одессу и переименовали в «Ленинец». В 1925 году он начал совершать регулярные рейсы по перевозке скоропортящихся продуктов из черноморских портов в страны Средиземного моря, а в отдельных случаях и в порты Великобритании. «Ленинец» участвовал в героической обороне Одессы, доставляя в Одессу различные грузы и вывозя из Одессы беженцев и раненых. Особенно стоит отметить перевозку «Ленинцем» части личного состава 157-й стрелковой дивизии на помощь обороняющейся Одессе 16 сентября 1941 года. С 1 по 11 октября 1941 года рефрижератор «Ленинец» участвовал в эвакуации Одессы. 11 октября «Ленинец» подорвался, по официальной версии, на немецкой мине. Свидетели уверяют, что в то горячее время минопостановки производили все и определить, где чья мина, было практически невозможно. Возможно, это была наша мина или румынская. К счастью, «Ленинец» шел в ордере и бóльшую часть людей удалось спасти. Всего на «Ленинце» погибло 54 человека, еще 95 человек получили ранения различной степени тяжести.
«Ледоход» до 1922 года находился в составе «Охотско-Камчатского акционерного рыбопромышленного общества» (ОКАРО), которому благоволили руководство Дальневосточной республики и американская оккупационная администрация. В 1920 году японцы было попробовали конфисковать часть судов, в том числе и рефрижератор «Ледоход», но из Вашингтона послышался грозный окрик и японцы отступили. Все время ОКАРО руководил племянник основателя общества К.Л. Лаврова, Михаил Кириллович Лавров. В 1922 году он лично увел свой рыболовный флот и рефрижератор «Ледоход» в Японию. Но дела Михаила Кирилловича пошли не столь удачно, как в России. В 1924 году М.К. Лавров на рефрижераторе «Ледоход» и с частью своих рыбопромысловых судов вернулся на родину.
Ему удалось заключить с Советской властью концессионное соглашение. Торговым домом «Лавров и К°» и «Дальгосрыбпромом» было образовано «Дальневосточное акционерное общество по эксплуатации рыбных и морских звериных промыслов» (Дальморепродукт). Государство в лице «Дальгосрыбпрома» входило в предприятие своими правами на эксплуатацию водных угодий, причем права эти оценивались суммой, которая образовывалась из половины арендной платы, установленной на тот срок, на какой рыбопромысловые угодья передавались в эксплуатацию обществу, т.е. государство не вносило каких-либо наличных средств. Необходимые для функционирования общества имущественные ценности и оборотные средства поступали как вклад от частного лица (компаньона), причем доля его участия никогда не превышала 50% суммы общего капитала. В случае с М.К. Лавровым этим вкладом стали рефрижераторы «Аян» и «Ледоход», а также рыбопромысловые суда и 750 тыс. руб. В свою очередь «Дальгосрыбпром» передал акционерному обществу «Дальморепродукт» два рыбоконсервных завода. «Ледоход» переименовали в честь героя рассказа М.А. Горького в «Данко». В середине 1930-х годов он прошел полную модернизацию с заменой паровых машин на дизеля.
К началу 30-х годов все концессионные и акционерные предприятия были сведены в «Дальрыбтрест». Первым директором «Дальрыбтреста» стал Михаил Кириллович Лавров. Арестовали его в конце 1938 года, как японского шпиона. Впрочем, стоит отметить, что судьба оказалась к М.К. Лаврову более чем благосклонна, его выпустили в начале 1940 года.
Все войну дальневосточные рыбаки обеспечивали Красную Армию и страну рыбой и рыбными консервами, работая зачастую в три смены. В самом конце войны рефрижератор «Данко» обстрелял японский самолет и сбросил на корабль бомбу, к счастью мимо. Но при пулеметном обстреле на «Данко» погибли два человека.
По результатам ВОВ и войны с Японией, в 1946 году М.К. Лавров был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Умер Михаил Кириллович в 1952 году.
Рефрижератор «Данко» в составе «Дальрыбы» служил на Дальнем Востоке вплоть до 1980 года, пока за полной негодностью не был поставлен на вечный прикол в бухте Находка, где служил холодильным стационаром. В лихие 90-е «добрые» люди прихватизировали рефрижератор и сдали его на металлом.
Как всегда жду Ваших замечаний, уточнений, дополнений и комментариев.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…