6

 

Уважаемые коллеги! В своих материалах я как-то затрагивал тему «самого плохого крейсера». Но, внимательно изучая свои же материалы, нашел в них кучу ошибок, натяжек и нестыковок. Поэтому прошу любить и жаловать: «Очень фиговый крейсер» или быстроходная канонерка для «китайских вод».

В 1886 году в связи с ухудшением отношений с Китаем на Дальний Восток была отправлена II Тихоокеанская военная экспедиция. В состав экспедиции входили: бронепалубные крейсера «Адмирал Корнилов» и «Наследник», бронепалубный корвет «Рында», канонерские лодки «Сивуч» и «Бобр», клипера «Разбойник», «Стрелок» и вооруженная шхуна «Корсар». Они-то и составили основу будущей Владивостокской эскадры. В 1892 году капитан I ранга Михаил Львович Диринг стал контр-адмиралом и командующим Владивостокской эскадрой.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть X. "Крейсер" для "китайских вод"...

Контр-адмирал Михаил Львович Диринг

Летом 1893 года Диринг совершил несколько плаваний, изучая возможный театр военных действий. В качестве корабля для практического плавания он избрал канонерскую лодку «Маньчжур». Результатом этого плавания стал обобщенный опыт и докладная записка, поданная на имя Р.В. Хорошихина, в которой контр-адмирал Диринг высказал основные требования к канонерской лодке для Дальнего Востока. По его мнению подобная лодка должна была быть

«обязательно двухвинтовой исходя из практики коммерческого плавания по рекам Маньчжурии и Китая, преимущественно на ровный киль, без дифферента на корму, с осадкой не превышающей 9-12 футов (2,8–3,7 м). Величина лодки не должна быть слишком малою, так как через это утратилось бы качество представительности, и она не была бы способна принимать достаточное число пассажиров с берега, в случае возмущения или отозвания наших агентов. В данной мере желательно обеспечение мореходности, чтобы можно было делать переходы с поручениями в порты соседних морей. Бронирование лодки не может быть существенным, но тем более не следует пренебрегать местною защитой из листов твердой стали и угольными коффердамами вокруг котлов и машины. Стальная палуба и двойное дно в средней части лодки следует поставить в условие проекта. Руль лодки следует сделать достаточно большой площади и укрепить весьма солидно, чтобы он служил хорошо при заднем ходе, так как, уходя из Тянтзина, суда не могут поворачиваться по течению, а идут некоторое расстояние задним ходом. Рангоут и парусность на лодке специального назначения, не только излишни, но даже могут быть источником затруднений. Машины предположены две, двухцилиндровые, компаунд, вертикальные и 4 котла обыкновенного типа. Всё столярство следует заменить желобчатою сталью, сетками… Уменьшение количества дерева не только облегчит лодку, но и обезопасит её от пожара».

Далее Михаил Львович пишет:

«Данная канонерская лодка должна представлять собой улучшенный тип «Маньчжура» и быть способной действовать в морском бою в составе эскадры».

Необходимость специальной лодки для Дальнего Востока Диринг обосновывал тем, что

«усиливать эскадру первоклассными крейсерами вряд ли возможно, поэтому приходится обращаться к сильным судам меньшего размера, на долю которых в случае войны выпадет обязанность поддержать защиту Владивостока, если силы противника не позволят действовать наступательно. В мирное время такие суда, состоя в составе эскадры, по способности входить во все почти порты Китая, отделяемы в плавание по портам и по роду этой службы могут быть названы станционерами при эскадре. Эти станционеры несут деятельную службу и образовывают контингент хороших команд; но для такого назначения при эскадре состоят только две лодки. Число это недостаточно и должно быть увеличено. Надобность в таких лодках ощущается в мирное даже время, как для представительности, так особенно для наблюдения за странами Востока, которые находятся ныне в периоде сильного брожения, могущего грозить нам многими осложнениями в недалёком будущем»

Диринг определил потребность флота в 12 таких лодок, 6 из которых должны были находиться в портах Китая, а 6 составляли бы резерв, базируясь во Владивостоке. К докладной записке прилагался небольшой схематический чертеж будущей лодки с указанием основных параметров и нагрузок.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть X. "Крейсер" для "китайских вод"...

Эскизный чертеж канонерской лодки для "китайских вод" М.Л. Диринга

По мнению М.Л. Диринга будущая канонерская лодка должна была выглядеть следующим образом:

Главные размерения: длина – 230 футов, ширина – 35 футов, осадка – 12 футов (70,2×10,7×3,7 м). Водоизмещение до 1500 тонн. Из них на корпус приходилось 600 тонн, машины с котлами – 390 тонн, уголь – 240 тонн, артиллерия – 125 тонн, мины и электрическое освещение – 14 тонн, шлюпки, мачты, шкиперские припасы – 48 тонн, якоря, канаты, брашпиль – 23 тонны, экипаж, вода, провизия и багаж – 60 тонн. Две паровые машины общей мощностью 2400 л.с. должны были обеспечить скорость 15 узлов, а 240 тонн угля – дальность плавания 2200 миль экономическим 9-узловым ходом. Вооружение лодки должно было состоять из 2-х 8-дм. орудий в носовой части в бортовых спонсонах и 2-х 4,7-дм. орудий, в кормовой части, также в бортовых спонсонах. 6×47-мм орудий и одного торпедного аппарата.

Канонерская лодка, типа улучшенный “Маньчжур”, предложенная моряками-дальневосточниками (разумеется, её проект был детищем не одного командующего Владивостокской эскадры), будучи воплощенной в металле, дала бы флоту небольшой, но при этом хорошо вооружённый и достаточно быстроходный корабль, способный действовать в составе эскадры и имеющий при этом умеренную стоимость.

Морской министр Р.В. Хорошихин, сам являющийся сторонником небольших, но хорошо вооруженных кораблей, горячо поддержал идею тихоокеанцев. В 1904 году на стол Р.В. Хорошихина попали сведения, полученные вице-адмиралом Н.И. Казнаковым о новейших американских канонерских лодках, специально спроектированных для действий в Китае. Через месяц на столе у Морского министра лежали подробнейшие чертежи и ТТХ американских канонерок. В результате МТК было выдано задание разработать канонерскую лодку для «китайских вод», используя все лучшие наработки Дальневосточного и американского проектов. От американского проекта дальневосточная канонерка получила удлиненный бак, простиравшийся на 2/3 корпуса, потеряв при этом 20-тонную башенноподобную стальную мачту американского образца с боевыми марсами и наблюдательной рубкой. А от проекта дальневосточника все остальное. Работа над проектом шла долгих два года. Р.В. Хорошихин был сторонником теории «долго проектируем, быстро строим» и нужны были действительно чрезвычайные обстоятельства, чтобы внести изменения в уже подписанный проект или заложенный корабль.

Серьезную дискуссию вызвал состав вооружения. После долгой переписки и препираний было решено принять два варианта вооружения для дальневосточной канонерской лодки. Первый предусматривал установку 2×203-мм орудий и 4×87-мм. При этом 8-дм. орудия ради экономии веса вынуждены были расположить открыто, прикрыв только 25-мм щитами.

Второй вариант был более рациональный, он предусматривал установку 6×120-мм орудий, причем 4 из них были расположены в казематах. Кроме того, морской министр настаивал на скорости не менее 18 узлов, что оказалось маловыполнимым. При этом лодка удлинилась до 78 м, а её водоизмещение возросло до 1700 тонн.

После небольшого конкурса, в котором фактически участвовали Бергзундская верфь (Швеция), «Крейтон и сын», Або (Россия) и «Бурмейстер и Вайн» (Дания), выбор пал на шведский судостроительный завод, предложивший наиболее выгодные условия. Так, стоимость канонерской лодки без вооружения составила 1246 тыс. шведских крон или 688 тыс. рублей, время постройки составило бы 1 год. «Крейтон и сын» запросило 745 тыс. руб. за корабль, при этом продолжительность постройки была определена в 1,5 года. «Бурмейстер и Вайн» был готов построить лодку тоже за 1 год, но при этом запросил 795 тыс. рублей.

Для первых двух канонерских лодок, машины заказали в Великобритании у известной фирмы «Моделей, Сыновья и Фильд». Согласно контракту фирма обязалась построить 4 вертикальных паровых машины тройного расширения, мощностью по 1800 л.с. при естественной тяге, оснастив их 8 котлами адмиралтейского типа.

В 1897 году были спущены на воду и прошли испытания первые две канонерские лодки, получившие названия мифических существ – «Минотавр» и «Цербер». Вооружение для них поставил «РОМАЗ» и Обуховский завод. КЛ «Минотавр» была вооружена 6×1×120-мм орудиями.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть X. "Крейсер" для "китайских вод"...

Крейсера III ранга «Пегас», «Феникс», «Сфинкс», «Минотавр», «Порт-Артурец»

Водоизмещение – 1680 тонн. Размерения – 78,0×10,5×3,5 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность – 3600 л.с. Скорость – 17,7 узлов. Дальность хода – 2400 миль на 10 узлах. Запас топлива – 220 тонн. Вооружение: 6×1×120-мм, 6×1×63,5-мм, 4×1×7,62-мм пулемета, 1×457-мм НТА

«Цербер» имел вооружение, состоящее из 2×1×203-мм и 4×1×87-мм.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть X. "Крейсер" для "китайских вод"...

Крейсера III ранга «Цербер», «Грифон», «Тихоокеанец»

Водоизмещение – 1700 тонн. Размерения – 78,0×10,5×3,5 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность – 3600 л.с. Скорость – 17,5 узлов. Дальность хода – 2400 миль на 10 узлах. Запас топлива – 220 тонн. Вооружение: 2×1×203-мм, 4×1×87-мм, 6×1×47-мм, 4×1×7,62-мм пулемета, 1×457-мм НТА

Водоизмещение «Минотавра» составляло 1680 тонн, он показал максимальную скорость 17,72 узла. Водоизмещение «Цербера» – 1720 тонн, его скорость при испытаниях составила 17,53 узла. Результаты испытаний были признаны удачными.

В том же году Бергзундская верфь получила заказ еще на две канонерские лодки – «Василиск» и «Циклоп».

Одновременно с заказом в Швецию, поступил заказ на вступивший в строй Новокронштадтский судостроительный завод. На нем были заложены «Пегас», «Сфинкс», «Феникс» и «Грифон». Стоимость каждой лодки составила 715 тыс. руб. В Николаеве на «ОНЗиВ-Наваль», были заложены – «Черноморец» и «Каспиец», а после вступления в строй Порт-Артурского судоремонтного завода морского министерства, на нем построили «Тихоокеанец» и «Порт-Артурец». Всего было построено 12 канонерских лодок «Дальневосточного типа». Но к началу военных действий на Тихоокеанском ТВД, было всего 8 дальневосточных КЛ – «Пегас», «Сфинкс», «Феникс», «Грифон», «Минотавр», «Цербер», «Тихоокеанец» и «Порт-Артурец». Из них 8-дм орудиями были вооружены – «Цербер», «Грифон» и «Тихоокеанец». Остальные 5 лодок несли вооружение, состоящее из 120-мм орудий.

В 1898 году, в связи с начавшейся реформой, корабли переклассифицировали в крейсера III ранга.

Крейсера III ранга «Минотавр», «Сивуч», «Маньчжур» и «Цербер» участвовали в подавлении восстания ихэтуаней. При этом незначительные повреждения получили «Сивуч» и «Цербер». Причем «Цербер» получил повреждения от столкновения с немецкой канонерской лодкой «Дракон».

4 (16) июля 1900 года крейсер «Цербер» участвовал в деблокаде Инкоу, которую вели ихэтуани и присланные из Пекина войска. Огнем своих орудий «Цербер» сумел подавить огонь двух китайских батарей. Блокада была снята. Войска, служащие КВЖД и подданные Российской империи вывезены из Инкоу.

В процессе длительной эксплуатации в условиях боевых действий была выявлена плохая защищенность лодок, но устранить её без значительного перегруза и ухудшения мореходных качеств не представлялось возможным. Некоторые нарекания вызывали котлы и машины Таганрогского механического завода Русско-Бельгийского Промышленного общества. Но впоследствии выяснилось, что это не вина завода, а котлы и машины выходили из строя вследствии недостаточной подготовки машинных команд и ненадлежащей эксплуатации. В целом, в войне с Китаем канонерские лодки показали себя как корабли, способные решать весьма широкий круг задач: они не только обстреливали береговые укрепления и войска противника, но и перевозили войска, а также использовались для разведки.

В 1902 году все крейсера получили маломощные (120 миль) радиотелеграфные станции производства Кронштадтской электромеханической мастерской Морского ведомства.

По состоянию на 26 января (8 февраля) 1904 года во Владивостоке находились крейсера III ранга «Грифон», «Феникс» и «Отважный». В Порт-Артуре – «Пегас», «Сфинкс», «Маньчжур», «Бобр», «Цербер», «Порт-Артурец», «Гремящий». Четыре крейсера находились в качестве стационаров: в Шанхае – «Тихоокеанец», в Чемульпо – «Кореец», в Инкоу – «Гиляк», в Циндао – «Минотавр». Пятый крейсер «Сивуч» был послан на разведку в Мозампо. Перед самым началом войны из Чемульпо отозвали «Варяга» и «Корейца». Они успели уйти буквально в последнюю минуту. Хуже пришлось «Тихоокеанцу» в Шанхае, он оказался блокирован бронепалубными крейсерами «Такасаго» (5250 т, 2×203-мм, 10×120-мм) и «Кирисима» (4170 т, 8×152-мм). Но его выручил посланный на помощь броненосец «Выборг». Безвозвратно погиб крейсер «Сивуч». В Мозампо его блокировали крейсера «Касаги», «Имидзу» (5600 т, 2×203-мм, 10×120-мм) и «Хасидате» (4200 т, 1×320-мм, 11×120-мм). Перед превосходящими силами противника было принято решение затопить крейсер. Помощь подоспела слишком поздно.

Не смог сразу покинуть Инкоу крейсер «Гиляк», мало того – он получил приказ Инкоу не покидать. Наоборот, ему в помощь был послан благополучно вызволенный из Шанхая крейсер «Тихоокеанец». Они неоднократно отражали атаки японцев, не давая высаживать десанты. Но во время первого захвата Инкоу японцами сложилась критическая ситуация. Командиры «Гиляка» и «Тихоокеанца» приняли решение затопить крейсера на фарватере, чтобы не допустить подкреплений к японцам. Перед взрывом с оставшихся орудий сняли замки, заложили заряды в машинное отделение. Все прошло как нельзя удачно. Оба корабля надежно перегородили устье Ляохэ. Японцы были в ярости, все, что им оставалось, это подплыть к торчащим из воды остовам взорванных крейсеров и водрузить на них японский флаг. Сомнительная честь.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть X. "Крейсер" для "китайских вод"...

Затопленный крейсер III ранга «Тихоокеанец»

Не повезло и «Минотавру», находившемуся в Циндао с визитом вежливости. Немцы, опасаясь осложнений с японцами, интернировали и крейсер и команду. Впрочем, и японцам, несмотря на их настоятельные намеки, крейсер не достался. После войны он был возвращен России в полной исправности.

26 января (8 февраля) 1904 года больше всех не повезло крейсеру «Порт-Артурец»: капитан II ранга А.С. Кондратьев, неправильно оценив обстановку, попытался атаковать японский миноносец и в темноте и неразберихе получил торпеду, надолго выведшую его из строя. Он так до самого конца не вышел из ремонта и при уходе флота из Порт-Артура был взорван.

27 января (9 февраля) 1904 года крейсера «Сфинкс», «Цербер» и «Гремящий» предотвратили попытку японцев захватить транспорты «Маньчжурия» и «Харбин». Самым ценным оказался груз «Харбина», доставившего в Порт-Артур» шесть 280-мм мортир и 21 152-мм гаубицу, а также 18 комплектов дальномерных постов, 46 радиотелеграфных стаций, 102 полевых телефона и более 5 тыс. метров телефонных проводов. Все командиры кораблей, участвовавших в операции, были достойно награждены.

Уже с 28 января (10 февраля) командующий Тихоокеанским флотом С.О. Макаров устанавливает круглосуточную охрану Порт-Артура, в которой участвуют все предназначенные для этого корабли, в том числе и крейсера III ранга.

Крейсера III класса исправно несли службу. Так, крейсера «Бобр», «Маньчжур», «Пегас» и «Сфинкс» 7 (19) и 8 (20) февраля охраняли минопостановочный караван, благодаря чему в Талиеванском заливе и близлежащих бухтах было выставлено 1557 мин, значительно усложнивших высадку японцев. Жертвой этих минных постановок стали японский бронепалубный крейсер «Сайен», две канонерские лодки, военный транспорт «Косэй Мару» водоизмещением 7 тыс. тонн с 1200 японскими солдатами на борту, несколько тральщиков и более мелких судов.

11 (23) февраля 1904 года крейсера вместе со всей эскадрой успешно отразили атаку японских брандеров.

Крейсера еще несколько раз отражали атаки японских миноносцев. Сорвали две попытки японцев закупорить вход на рейд Порт-Артура брандерами.

3 (14) марта огнем с крейсера «Цербер» был сильно поврежден и, в конце концов, затонул японский минный заградитель «Кориор Мару».

10 (21) марта стал черным днем для русского флота. Подорвался на японских минах броненосец «Александр III». Получил значительные повреждения броненосец «Св. Илларион». Погибли броненосный крейсер «Аякс», крейсер II класса «Мечислав», крейсер III класса «Гремящий». После этого С.О. Макаров приказал немедленно организовать тралящий караван, охрана каравана была поручена крейсерам III класса. Чрезвычайно недовольные таким развитием событий японцы организовали атаку легких сил на тралящий караван. В результате получасового боя японцы потеряли шесть миноносцев. Российский флот потерял два тральных судна, получили небольшие повреждения крейсер «Пегас» и крейсер III ранга «Успех» (570 т, 4×87-мм).

До мая 1904 года крейсера III ранга выполняли свои прямые обязанности по охране и разведке, кроме того на них были возложены функции по противодействию высадке японских десантов в Корее. Во время первого сражения в Желтом море С.О. Макаров взял с собой крейсера «Пегас», «Сфинкс», «Цербер», «Маньчжур» и «Кореец». Впрочем, в самом сражении они почти не участвовали.

После сражения активность японцев заметно снизилась. Основные усилия они сосредоточили на высадке десантов в Корее и попытках блокады Порт-Артура.

10 (21) сентября 1902 года японцы получили возможность обстрела гавани не только с моря, но и с суши.

Во время Второго сражения в Желтом море крейсерам III ранга была поставлена задача охранять транспорты. В результате боя с японскими канонерскими лодками и легкими крейсерами серьезные повреждения получили «Бобр», «Пегас». «Кореец» и «Цербер» отделались легкими повреждениями. После второго сражения в Желтом море японцы уже не могли противодействовать русскому флоту.

В дальнейшем крейсера участвовали в блокаде Кореи. «Церберу» удалось пленить и привести во Владивосток транспорт «Хаятамо Мару» с батальоном японской пехоты и батареей легких гаубиц. Не повезло «Пегасу», он нарвался на хорошо вооруженный военный транспорт (вспомогательный крейсер) «Мисаго Мару» (6800 т, 6×152-мм). В результате скоротечного боя он успел выпустить торпеду и повредить японский крейсер, но и сам получил критические повреждения. В результате команда сумела выбросить поврежденный «Пегас» на берег. «Мисаго Мару» через некоторое время затонул сам. Остов «Пегаса» местные корейские рыбаки наблюдали вплоть до конца 50-х годов.

Владивостокские крейсера III класса ничем особенным похвастаться не могли. Как и все, они исправно несли службу. Охраняли рейд Владивостока. Пожалуй, из этого списка можно исключить лишь «Грифон» под командованием лейтенанта Борисова 2-го. 22 апреля (1 мая) 1904 года он вступил в бой с отрядом японских миноносцев. В результате один японский миноносец был уничтожен, а второй сильно поврежден и впоследствии затонул.

Последней операцией крейсеров стал срыв высадки японского десанта на Сахалин.

Перед ПМВ все оставшиеся в строю лодки – «Феникс», «Сфинкс», «Минотавр», «Грифон» и «Цербер» были оставлены на Дальнем Востоке и прошли модернизацию. Все вооружение с них было снято, а взамен установлены 6 орудий калибра 127 мм: четыре в казематах и по одному на носу и корме. В результате Гражданской войны на Дальнем Востоке погиб крейсер «Минотавр», а крейсер «Цербер» был уведен в Японию и стал канонерской лодкой «Хацутака».

«Феникс», «Сфинкс» и «Грифон», перешедшие на сторону Советской власти, переименовали в «Красный Дальневосточник», «Волочаевский партизан» и «Дальневосточный комсомолец». Перед ВМВ они прошли вторую серьезную модернизацию. Паровые машины заменили на дизели. А вместо 6×127-мм орудий установили две двухорудийные палубно-башенные установки со 127-мм орудиями. Усилили зенитное вооружение, установили противолодочное оборудование и РЛС. При этом ВИ увеличилось до 1820 тонн, немного (до 18,5 узлов) подросла и скорость. Впрочем, для своего времени она уже была недостаточной. Все три лодки участвовали в отражении японской агрессии на Дальнем Востоке. На счету «Волочаевского партизана» числилась одна уничтоженная японская подводная лодка. И на все три крейсера числились 4 сбитых японских самолета. Служба крейсеров продолжалась вплоть до конца 60-х годов, когда окончательно стало ясно, что как боевая единица они не несут никакой ценности. «Охотск» бывший «Дальневосточный комсомолец», был превращен учебное судно. Остальные корабли – «Благовещенск» и «Уссурийск» стали на вечный прикол во Владивостоке в качестве плавучих казарм.

Как всегда жду Ваших замечаний, уточнений, дополнений и комментариев.

Продолжение следует??? Может быть… :))))))))

Андрей Толстой
Подписаться
Уведомить о
guest

56 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account