4

 

Заседание МГШ. Председатель – начальник МГШ, вице-адмирал И.М. Диков. Санкт-Петербург, 1901 год.

– Господа, спешу сообщить Вам, что государь поручил мне помочь Министерству финансов в создании Заамурской флотилии Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС). Как вы знаете, министерством финансов, на основе охранных отрядов КВЖД, создан Заамурский округ ОКПС. Руководителем нового пограничного округа назначен известный вам генерал-губернатор Приморской области, генерал-лейтенант Николай Михайлович Чичагов. Он присутствовал на совещании у государя, созванного по поводу проведенных в Приамурье «Больших маневров». Государь остался недоволен результатами маневров. Были сделаны соответствующие выводы об усилении российского военного присутствия на Дальнем Востоке. В том числе речь шла и о создании специальной флотилии, в мирное время подчиненной министерству финансов в лице ОКПС, а в военное время переходящей под юрисдикцию флота. Часть кораблей министерство финансов уже заказало и оплатило, часть кораблей готово оплатить при долевом участии флота, а на часть кораблей их величество изволил выделить средства из специальных фондов. Впрочем, я думаю, речь идет о не слишком крупных суммах, так как по сути все корабли должны быть небольшими и не потребуют значительных затрат.

Итак, господа, вот корабли, которые министерство финансов заказало, так сказать лично для себя, но которые могут быть небесполезны и нам.

– Господи, а это что еще за каракатица?

– А это, извольте господа, парусно-паровой кунгас. Есть на Дальнем Востоке некое «Охотско-Камчатское акционерное рыбопромысловое общество». Так вот купчишки приспособились на этих суденышках рыбу ловить. А что, оригинально.

– А нам эти рыболовы зачем?

– Нам – незачем, а вот министерство финансов желает для погранстражи заказать дюжину таких суденышек. Но по измененному проекту.

– Ну, пусть и заказывают, а нам-то какая корысть?

– Нам корысть прямая. Измененный проект предусматривает улучшенный тип кунгаса, от обычного его отличают лучшая мореходность, более мощный двигатель и соответственно скорость на 1 узел выше, закрытая рубка, увеличенная дальность хода. Кроме того, не забывайте, что это кораблики, способные тянуть трал – и соответственно он может тянуть малый минный трал, что вкупе с малой осадкой дает нам вполне боеспособное трально-портовое судно, а кроме того его можно использовать в качестве малого разведчика или посыльного судна. Его простота и дешевизна – скорее плюс, чем минус, и он практически идеально приспособлен к работе в условиях Дальнего Востока.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть IX. Под флагом ОКПС…

Парусно-паровые пограничные катера (военно-портовые катера) – 16 ед.

Водоизмещение – 15,8 тонн. Размерения – 24,5×3,5×0,8 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность – 40 л.с. Скорость – 7,0 узлов. Дальность хода – 220 миль на 5 узлах. Вооружение: 1×47-мм или 2×7,62-мм пулемета, минно-тральное оборудование.

– Нужный кораблик, а кроме того, Министерство финансов готово разместить заказ на подобные суда на наших судостроительных предприятиях Дальнего Востока, которые, как я вам напоминаю, отнюдь не завалены заказами. И то хлеб. Ладно, а вот это судно Вам непременно понравится. У меня из-за него целая баталия приключилась.

– Шхуна, малая, паровая. И зачем она нам?

– Э… батенька, да что вы такое говорите! Министерство финансов заказало 4 шхуны в Германии. Быстроходные шхуны, немцы обещают скорость в 17 узлов, а может и поболее. Я еле уговорил заказать не четыре, а 5 шхун. Две получим мы, а три министерство финансов. Вы поглядите, какие огромные расстояния у нас на Дальнем Востоке, какая продолжительная береговая линия, а с присоединением Ляодуна к нам перешла ответственность за гидрографическую картину Кореи и Маньчжурии. А ведь это поле непаханое. Лучшего гидрографического судна нам не найти. Наши корабли до сих пор по старым лоциям плавают, зачастую не зная, наскочат они на мель или подводную скалу, не нанесенную на карту. Опять же во время войны отличное посыльное судно или крейсер охраны в том же Артуре или Владивостоке. Нет, я решительно выступаю за приобретение столь полезных кораблей.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть IX. Под флагом ОКПС…

Охранные крейсера (гидрографические суда) – «Харитон Лаптев», «Василий Поярков», «Виллем Баренц», «Григорий Шелихов», «Ерофей Хабаров».

Водоизмещение – 210 тонн. Размерения – 35,0×5,5×2,5 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность – 900 л.с. Скорость – 17,5 узлов. Дальность хода – 2000 миль на 8 узлах. Запас топлива – 36 тонн угля. Вооружение: 2×1×47-мм. 2×1×7,62-мм пулемета, минно-тральное оборудование, 20 мин.

– Совершенно с вами согласен, ваше превосходительство, прошу прощения за сомнения.

– Продолжу. Также в Германии были заказаны две шхуны побольше.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть IX. Под флагом ОКПС…

Пограничные крейсера (посыльные и сторожевые суда) «Шилка» и «Ингода»

Водоизмещение – 850 тонн. Размерения – 57,5×9,0×3,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 2000 л.с. Скорость – 17,0 узлов. Дальность хода – 4000 миль на 12 узлах. Запас топлива – 120 тонн угля. Вооружение: 6×1×63,5-мм, 4×1×7,62-мм пулемета. (Во время военных действий установлены 4×1×87-мм орудия)

Это для того, чтобы не отвлекать наши корабли от выполнения поставленных задач. Пограничники желали судно с менее мощным вооружением. Но я все же настоял на 6-ти 63,5-мм скорострелках Барановского. Отличное посыльное и сторожевое судно получится.

– О… это ж "Минога"!!!

– Совершенно верно. Угадали. Учебная миноноска IV миноносного дивизиона Балтийского флота.

– Только я что-то минных аппаратов не наблюдаю…

– А их и нет. Как известно, во время последнего русско-английского кризиса предполагалось построить таких миноносок не менее дюжины. Вооружаться они должны были шестовыми минами. Но кризис миновал, все поуспокоились и миноноска осталась в единственном экземпляре. Её перевели в учебное судно, на котором проходили практику многие из наших гальванеров. В 1886 году на миноноске установили минный аппарат господина Уайтхеда. Была попытка установить два минных аппарата, но потерпела неудачу. С тех пор утекло много времени и миноноска изрядно устарела.

– Осмелюсь поинтересоваться, и зачем она министерству финансов?

– Министерству финансов, позарез потребовались быстроходные паровые катера, для патрулирования акватории Амура, Уссури и Сунгари. После некоторых консультаций выбор пал на «Миногу». Довольно приличная скорость в 15 узлов, неплохие мореходные качества. Пограничникам минный аппарат без надобности. Вместо него 47-мм орудие или пара пулеметов. Министерство финансов готово профинансировать строительство не менее дюжины пограничных катеров. Заказ предположительно разместим на Путиловской верфи, той самой, на которой «Миногу» и строили. Да и нам, в случае войны, подобные кораблики будут небесполезны.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть IX. Под флагом ОКПС…

Пограничные катера (военно-портовые катера) – «Лосось», «Навага», «Нерка», «Сиг», «Таймень», «Кижуч», «Кета», «Горбуша», «Семга», «Амур», «Гольян», «Лобан», «Хариус» «Омуль»

Водоизмещение – 19 тонн. Размерения – 25,0×3,5×0,7 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность – 250 л.с. Скорость – 16,0 узлов. Дальность хода – 1100 миль на 10 узлах. Вооружение: 1×47-мм, 1×7,62-мм пулемет.

– Решено. Тогда, вот вам еще один проект.

– О… «Редут» и «Бастион», канонерские лодки господина Рендела. И зачем эта рухлядь пограничникам.

– Да, они самые. И не такая уж и рухлядь. Это последние из серии «Ерш», построенные, так сказать, на излете. По состоянию на 1880 год это были весьма совершенные канонерские лодки, но, как известно, к 1890 годам их боевое значение стало нулевым. Наиболее новые из них – «Редут» и «Бастион», вооруженные 229/30- мм./клб., перевели в учебно-артиллерийские суда. Министерство финансов заинтересовалось ими из-за малой осадки. Дело в том, что чиновники из Минфина сделали запрос в Главное гидрографическое управление по состоянию проходимости Амура и рек, расположенных в Маньчжурии. От гидрографов пришел ответ, что канонерская лодка с осадкой 2,13–2,43 м может спокойно действовать в низовьях Амура до Хабаровска, а также в низовьях рек Ялу, Пинг-Янг, Ляохэ и Пейхо, только бар реки Пейхо проходим в прилив, когда вода в нем поднимается до 2,5 м. Осадка «Редута» и «Бастиона» не превышает 2,2 м. Пограничники желают иметь мореходный корабль с малой осадкой, как речного, так и прибрежного действия, с достаточно мощной артиллерией. Корабли данного класса им вполне подошли. Но придется потрудиться. Во-первых, скорость в 10,5 узлов им никак не подходит, меня просили по возможности увеличить скорость до 12 узлов. Второе вытекает из первого. Орудие столь большого калибра, как 229 мм, им без надобности. Меня просили установить или одно орудие 152 мм, либо два орудия по 87 мм, окончательное решение будет принято позже. Впрочем, надо предусмотреть возможность перевооружения канонерок. Вполне возможно, что вместо 87-мм орудий придется ставить шестидюймовку. Необходимо без промедления начать подготовку к модернизации «Редута» и «Бастиона» и готовить их к переходу на Дальний Восток.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть IX. Под флагом ОКПС…

Пограничные крейсера (крейсера III ранга) «Редут» и «Бастион»

Водоизмещение – 295 тонн. Размерения – 32,0×8,5×2,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 600 л.с. Скорость – 12,0 узлов. Дальность хода – 2000 миль на 9 узлах. Запас топлива – 28 тонн. Вооружение: 2×1×87-мм или 1×1×152-мм (во время военных действий), 3×1×47-мм, 48 мин.

– Будет сделано, ваше превосходительство.

– Надеюсь на вас. Продолжим. У нас имеются миноносцы прибрежного действия типа «Язь». Министерство финансов просило построить несколько охранных крейсеров. Пока остановились на 4-х. В принципе ничего особенно там переделывать не надо. Снять торпедные аппараты, установить пару 63,5-мм скорострелок Барановского. Изначально мы собирались строить их на судостроительном заводе в Бъёрке, однако выяснилось, что он завален нашими же заказами. Решено перевести на Владивостокский судостроительный и судоремонтный завод.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть IX. Под флагом ОКПС…

Пограничные крейсера (миноносцы прибрежного действия) – «Соотечественник», «Собеседник», «Сотрудник», «Сослуживец»

Водоизмещение – 225 тонн. Размерения – 48,0×5,0×1,8 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 4400 л.с. Скорость – 25,8 узлов. Дальность хода – 3400 миль на 14 узлах. Запас топлива – 20 тонн угля, 40 тонн нефти. Вооружение: 2×1×63,5-мм, 4×1×47-мм или 4×1×47-мм, 2×1×7,62-мм пулемета.

– Остался последний вопрос нашего заседания. Министерство финансов за долги получило два парохода одного разорившегося купца из Николаевска-на-Амуре. Они просили посодействовать в их модернизации. Я думаю, это ни у кого возражений не вызовет. В Хабаровске имеется прекрасная Амурская военная верфь, надо послать туда специалиста, чтобы помочь местным чиновникам в переоборудовании судов. Кстати, один пароход по моим сведениям уже построен и спущен на воду, но испытаний не проходил, второй готов на 90%. Кстати, купчишка был большой затейник и дал пароходам презабавнейшие имена «Прелестница» и «Чаровница», вот кому повезет служить на этаких этуалях.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть IX. Под флагом ОКПС…

Пограничные крейсера (вооруженные пароходы) – «Прелестница» и «Чаровница»

Водоизмещение – 320 тонн. Размерения – 48,0×7,5×1,5 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность – 150 л.с. Скорость – 9,0 узлов. Вооружение: 2×1×63,5-мм, 2×1×47-мм.

– Ну что ж, господа, на сегодня все. Встречаемся в следующую среду в то же время. Идите, я вас более не задерживаю.

Предвосхищаю удивленные возгласы некоторых коллег – «А где…?». Отвечаю – «Да, обязательно во второй части «Амурские волны» : ))))))))))))

 

Продолжение обязательно следует…

Андрей Толстой
Подписаться
Уведомить о
guest

21 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account