Мы наш, мы новый, флот построим… Часть IV. Маленькие, но очень опасные.
Уважаемые коллеги, прошу прощения за то, что столь долго не выкладывал продолжение «Мы наш, мы новый флот построим…». Скажу сразу – работа над ним шла трудно. Материала было много, статья расползалась до невероятных размеров. Несколько раз резал, потом показалось, что слишком много. Переделывал миноносцы раза четыре. В общем, что получилось – судить Вам.
Бурное развитие металлургии и машиностроения привели к появлению краткосрочного артиллерийского «тупика», вызванного временным преобладанием брони над морской артиллерией. Минные катера и появившиеся затем миноноски и миноносцы считались достаточно дешевым и эффективным оружием, способным компенсировать несовершенство вооружения кораблей 60-70-х годов XIX века. Но с появлением самодвижущейся мины Уайтхеда, началась настоящая «минная лихорадка».
В России, наиболее многочисленными (45 шт.) были миноносцы типа «Дракон»: 28,3 тонн, 21,8×2,7×1,0(1,7) м, 1ПМ ВДР, 1ПК, 220 л.с., 16 уз., 1×1×381-мм ТА, 200 миль на 10 уз., 7 чел., построенные в 1887-1888 годах. Возглавивший Морское министерство в 1888 году Николай Матвеевич Чихачев тоже не остался в стороне от строительства миноносцев. В 1889-1892 годах были построены миноносцы типа улучшенный «Дракон», общим числом 65 шт. Это был чрезвычайно проработанный миноносец, на котором отработали все новейшие достижения того времени. Миноносец нес две паровые машины тройного расширения, фирм Ярроу и Шихау, простые, надежные и экономичные водотрубные котлы. На миноносцах предусматривалось нефтяное отопление, два торпедных аппарата (встроенный носовой и кормовой поворотный). Корпуса будущих миноносцев строили исключительно из стали.
Водоизмещение – 45,2 тонн. Размерения – 33,5×3,0×1,5 м. СУ – 2 ПМ ВТР, 2 ПК. Мощность – 400 л.с. Скорость – 17,8 узлов. Дальность хода – 400 миль на 10 узлах. Запас топлива – 5 тонн угля и 5 тонн нефти. Вооружение: 2×1×47-мм, 1×7,62-мм пулемет, 1×381-мм ПТА и 1×381-мм НТА
С 1890 по 1896 год Россией были приобретены 8 миноносцев типа «Авангард» (Франция), в русском варианте получившим название «Пернов», в дальнейшем номерные миноносцы: 130,0 тонн, 44,2×4,5×х2,4 м, 2ПМ ВТР, 2ПК, 2000 л.с., 25,4 уз., 2×1×37-мм, 3×1×381-мм, 550 миль на 10 узлах, 22 человека. На момент создания, это были весьма передовые миноносцы, однако к концу 19 века они заметно устарели. Остро возник вопрос о замене устаревших миноносцев на более современные.
В 1896 году была создана авторитетная комиссия по выработке основных концепций миноносного флота России. Возглавил комиссию председатель МТК – Ф.В. Дубасов, начальник ГУКиС – З.П. Рожественский, деятельное участие в комиссии принял контр-адмирал С.О. Макаров. Кроме этого в комиссию были привлечены: заведующий военно-морским ученым отделом ГМШ капитан 1 ранга А.М. Доможиров, корабельный инженер Николаевского порта К.П. Боклевский. Удалось заинтересовать и молодых инженеров кораблестроителей М.В. Донца, А.П. Кутайсова, инженер-механика Ф.А. Брикса, лейтенанта В.В. Линдестрема.
Важнейшим из выводов комиссии стало осознание потребности в собственной миноносной отрасли. И прежде всего развитие собственного производства паровых машин и котлов, а также развитие производства торпедного оружия. В этом направлении была проделана огромная работа. В конце XIX века котлы миноносного типа по лицензиям Ярроу, Бабкок-Вилькокс, Шихау, Вулкан, Норманна и др. выпускали такие заводы, как Брянский рельсопрокатный и механический завод, Путиловский завод, Франко-Русский завод, Русско-Балтийский судостроительный и механический завод, Гельсингфорский машиностроительный и механический завод, судостроительный завод «Общества Николаевских заводов и верфей» (ОНЗиВ) – «Наваль», Таганрогский котельно-механический завод Русско-Бельгийского общества, Харьковский паровозостроительный завод РПиМО, Иркутский паровозостроительный завод Русско-Американского торгового общества.и еще ряд менее известных предприятий.
Таганрогский котельно-механический завод Русско-Бельгийского общества
Артиллерийские орудия выпускали Путиловский завод, Обуховский завод, завод Барановского, Пермский завод. Выпуск торпед и торпедных аппаратов был налажен на заводе Лесснера, заводе Барановского, Путиловском заводе, Обуховском заводе, а также Владивостокских и Иркутских минно-артиллерийских мастерских.
Минная мастерская на заводе Барановского, 1907 год
Минно-артиллерийские мастерские в г. Иркутске
Комиссией были выработаны три основных концепции миноносцев для русского флота:
– Миноносцы прибрежного действия или миноносцы береговой обороны (дешевые, слабые, но скоростные и многочисленные корабли, в задачу которых входило героически погибнуть, но не допустить врага к нашим внутренним гаваням);
– Морские эскадренные миноносцы, способные действовать как совместно с эскадрой, так и совершать набеговые операции. Для них кроме скорости еще была важна и мореходность;
– Крупные контрминоносцы или миноносцы-истребители (еще одно из названий – дивизионный миноносец или «дивизионер»). Будучи крупнее и мореходнее, они обладали более мощными машинами и в походе отряда миноносцев (каждому отряду полагался "дивизионер") выполняли роль конвоира, спасателя, оперативной ремонтной базы и буксировщика. Ведя на буксире аварийный миноносец, "дивизионер" позволял всему отряду идти почти с прежней скоростью, а в бою, благодаря более мощному вооружению, мог взять на себя роль разведчика и лидера.
По настоянию С.О. Макарова, в совершенно отдельный тип кораблей были выведены минно-канонерские крейсера. Прообразом для них послужила минно-канонерская лодка «Карракатта», сошедшая со стапелей фирмы «Армстронг» в 1890 году (ВИ – 740 тонн, 19 узлов, 2×1×120-мм и 4×1×47-мм орудий, 5×360 ТА).
Из всех этих выводов была разработана «Срочная программа по развитию миноносного флота», принятая в 1898 году, окончание которой было подогнано под окончание общей 10-летней программы (1892–1902) – «Перевооружения российской армии и флота».
В качестве прототипов для миноносцев прибрежного действия были выбраны французские миноносцы типа «Циклон». В 1900 году на предприятии «А. Нортон» было построено первых 6 миноносцев для русского флота.
На их основе был разработан проект усовершенствованного миноносца прибрежного действия типа «Язь»:
Для среднетоннажных миноносцев, в качестве прототипа был выбран проект фирмы Ярроу «Хэвок». Но в России отказались от бездумного копирования английского проекта и потребовали от Ярроу фактически переделать собственный проект, создав усовершенствованный и усиленный «Хэвок», с улучшенной мореходностью. В России они стали известны как тип «Окунь», с орудиями калибра 63,5 мм.
Водоизмещение – 284 тонны. Размерения – 55,5×5,5×1,9 м. СУ – 2 ПМ ВТР, 4 ПК. Мощность – 5000 л.с. Скорость – 29,5 узла. Дальность хода – 2200 миль на 10 узлах. Запас топлива – 25 тонн угля и 35 тонн нефти. Вооружение: 2×1×63,5-мм, 2×1×47-мм, 1×2×457-мм ТА
Однако уже скоро данные миноносцы сочли недостаточно вооруженными, и им на смену пришел миноносец типа «Таймень» с 2×1×87-мм орудиями:
Водоизмещение – 385 тонн. Размерения – 65,5×6,3×1,9 м. СУ – 2 ПМ ВТР, 4 ПК. Мощность – 5800 л.с. Скорость – 29,0 узла. Дальность хода – 1800 миль на 10 узлах. Запас топлива – 35 тонн угля и 40 тонн нефти. Вооружение: 2×1×87-мм, 2×1×47-мм, 2×1×7,62-мм пулемета, 1×2×457-мм ТА
Для миноносца-истребителя (контрминоносца) или дивизионера, был выбран проект английского «30-узлового истребителя», разработанного фирмой Ярроу в 1896 году. Правда, и здесь не обошлось без усовершенствований. Миноносцы получили новые 87-мм орудия конструкции Барановского. Также впервые русские миноносцы, принятые в качестве типа «Лосось», получили два сдвоенных торпедных аппарата вместо одного сдвоенного.
Водоизмещение – 437 тонн. Размерения – 67,0×6,2×2,0 м. СУ – 2 ПМ ВТР, 4 ПК. Мощность – 6500 л.с. Скорость – 29,5 узла. Дальность хода – 2100 миль на 10 узлах. Запас топлива – 40 тонн угля и 55 тонн нефти. Вооружение: 2×1×87-мм, 2×1×47-мм, 2×1×7,62-мм пулемета, 2×2×457-мм ТА
В 1896 году в России на заводе Лесснера при сотрудничестве с фирмой Уайтхед было налажено производство сдвоенного торпедного аппарата с торпедами калибра 381-мм. Еще одним из важных аспектов сотрудничества с Уайтхедом было увеличение боевых параметров торпеды. Оба морских министра, и Р.В. Хорошихин и сменивший его И.М. Диков уделяли этому вопросу самое пристальное внимание. При Хорошихине была принята новая торпеда образца 1897 года с прибором Обри: калибр – 381 мм (15 дм.), скорость – 28 узлов, дальность – 900 м на 25 узлах, вес торпеды 450 кг, вес заряда – 66 кг и начата разработка торпеды калибра 457 мм, которая была принята уже при Дикове в 1901 году. Калибр – 457 мм (18 дм.), скорость – 30 узлов, дальность – 1700 м. на 30 узлах, вес торпеды 620 кг, вес заряда – 66 кг.
По «Срочной программе развития миноносного флота», принятой в 1898 году, к 102 миноносцам устаревших типов должно было добавиться еще 240 миноносцев новейших типов. К чести морского министерства, вся программа строительства миноносцев была выполнена практически полностью. Всего с 1898 по 1904 год флот получил 208 миноносцев различных образцов, из них 36 миноносцев прибрежного действия, 128 эскадренных миноносцев, 36 миноносцев-истребителей (контрминоносцев) и 8 минных крейсеров. На грандиозной программе строительства миноносного флота в общей сложности было задействовано свыше 40 верфей и судостроительных предприятий, как малых, так и больших, а общая стоимость миноносной программы оценивалась в 90 млн. рублей.
Но, пожалуй, самым ценным была выработка концепции применения миноносного флота, созданная благодаря усилиям Ф.М. Лихачева и С.О. Макарова. Миноносцы сводились в тактические единицы – дивизионы. Выработалась основа численности исходя из необходимых потребностях при патрулировании пары миноносцев. Согласно этой доктрины соотношение миноносцев составляло 4:8:2, где 4 – это количество миноносцев береговой обороны, 8 – количество эскадренных миноносцев, а 2 – это количество миноносцев-истребителей (контрминоносцев) или дивизионеров. Согласно программе, Балтийский и Черноморский флот должны были иметь по 2 дивизиона миноносцев прибрежного действия, Тихоокеанская эскадра – 1 дивизион. Для эскадренных миноносцев цифры определялись как 6 дивизионов Балтийский и Черноморский флот и 4 дивизиона Тихоокеанская эскадра. Все это великолепие должны были подкреплять 2 дивизиона контрминоносцев (дивизионеров) Балтийского флота и по 1 дивизиону контрминоносцев на Черноморском флоте и Тихоокеанской эскадре. И в завершение в строй вступали минные крейсера типа «Карракатта», правда, серьезно переработанные. Водоизмещение увеличили почти вдвое. Мощность машин – втрое. По аналогии с французским миноносцем «Мистраль» минные крейсера получили своеобразную «броню». А за счет увеличения водоизмещения и уменьшения количества торпедных аппаратов с 5 до 2 шт удалось разместить 4×1×107-мм (4,2 дм.) скорострельных орудия конструкции Барановского. Причем 2 и 3 орудия были разнесены побортно, что обеспечивало стрельбу по носу и корме – 3-х орудий. Балтийский флот получил 4 таких крейсера, Черноморский флот и Тихоокеанская эскадра по 2 шт.
Водоизмещение – 1340 тонн. Размерения – 94,0×9,2×3,0 м. СУ – 2 ПМ ВТР, 4 ПК. Мощность – 12 100 л.с. Скорость – 28,0 узлов. Дальность хода – 2400 миль на 10 узлах. Запас топлива – 70 тонн угля и 100 тонн нефти. Бронирование: траверзы – 25 мм, палуба – 16 мм, щиты орудий – 8 мм, рубка – 25 мм. Вооружение: 4×1×107-мм, 2×1×7,62-мм пулемета, 1×2×457-мм ТА
В 1898 году морской министр Р.В. Хорошихин поручил Лихачеву и Макарову разработать тактическое руководство по применению миноносцев в боевых условиях. Были отработаны схемы взаимодействия миноносцев с крупными кораблями. Проведены дневные и ночные атаки миноносцев. По результатам ночных атак было выявлено, что идущие без огней миноносцы могли вплотную приблизиться к эскадре. Кроме этого выяснилось, что эскадра без огней, соблюдающая светомаскировку, «невидима» для миноносцев противника в ночное время. Подтвердился и огромный эффект одновременности атаки, когда, отвлекая и рассеивая внимание противника, можно дать возможность некоторым миноносцам подойти с другой стороны совершенно незамеченными. Хороший эффект давало ближнее расхождение на полном ходу с атакуемым кораблем, сопровождаемое интенсивной стрельбой из всех своих пушек и пулеметов. Это заметно влияло на точность ответной стрельбы из противоминной артиллерии. Отрабатывалось плавание миноносцев на нефтяном отоплении и окрашивание их в «малозаметные цвета». Огромное значение С.О. Макаров придавал связи. В 1899 году С.О. Макаров проинспектировал состояние связи Российского флота. По результатам проверки на имя Р.В. Хорошихина была составлена докладная записка с весьма неутешительными выводами. Маломощная кронштадтская мастерская Морского министерства к 1900 г. имела производительность лишь 8 комплектов радиотелеграфных станций в год. Стараниями морского министерства к 1902 году выпуск удалось довести до 40 шт. в год, а к 1903 – до 8 радиотелеграфных станций в месяц. Правда, почти 90% от этого числа составляли маломощные станции, чья дальность не превышала 20-30 миль. Но и их не хватало. Обеспеченность радиотелеграфных станций не превышала 2-х станций на дивизион. О более мощных станциях на русских миноносцах могли лишь мечтать.
По настоянию С.О. Макарова вооружение миноносцев стало заменяемым. Так, с использованием подъемных механизмов можно было в течении пары часов произвести монтаж вооружения с заменой его на необходимое в данный момент. Минные аппараты и артиллерийские орудия легко демонтировались и взаимозаменялись. А при снятии торпедных аппаратов и части артиллерийских орудий миноносцы могли превращаться в минные заградители.
Проработана была и возможность переброски миноносцев, вплоть до эскадренных «Тайменей» по железной дороге, для чего были разработаны специальные железнодорожные платформы.
Но не все происходило столь благополучно. Если вначале все миноносцы должны были иметь нефтяное отопление, то в процессе разработки выявилось несовершенство данной техники. Кроме того, определенное опасение вызывала возможность снабжения миноносцев нефтяным топливом, особенно в условиях войны, что вскоре и подтвердилось. Поэтому было принято решение выпускать миноносцы со смешанным угольно-нефтяным отоплением, а уже построенные переводить с чисто нефтяного на смешанное отопление.
Несмотря на интенсивное строительство миноносцев и большого количества предприятий, задействованных в строительстве, полностью программу выполнить не удалось. Так, часть заказов для строительства миноносцев для Тихоокеанской эскадры пришлось переводить на Владивостокский судостроительный и судоремонтный завод, Судоремонтный завод морского министерства, г. Порт-Артур, Амурскую судостроительную верфь (г. Хабаровск), и без того заваленные военными заказами. Последние миноносцы Порт-Артурская и Владивостокская эскадра получали уже во время войны. Так, шесть миноносцев, построенных в Хабаровске, проскочили во Владивосток уже во время войны. 8 миноносцев успели переправить в Порт-Артур по железной дороге, еще до начала блокады. Во время войны судостроительные предприятия Владивостока и Порт-Артура ввели в строй еще 7 миноносцев.
Весьма серьезной проблемой стало оснащение вновь строящихся миноносцев двухтрубными 457-мм торпедными аппаратами. Несмотря на то, что заводы Лесснера и Барановского работали на полную мощность, их катастрофически не хватало. Несмотря на то, что заказы перенесли на Владивостокские минно-артиллерийские мастерские и Иркутские артиллерийские мастерские, возможностей этих предприятий было явно недостаточно. Это породило еще одну проблему. Перед войной русские моряки не имели навыков практической стрельбы из двухтрубных аппаратов. Осваивать их пришлось уже в условиях войны.
Но, несмотря на возникающие трудности, благодаря руководству Морского ведомства, миноносные силы Российского флота постепенно обретали черты сбалансированного подразделения. К 1904 году состав миноносных сил Российского флота выглядел следующим образом.
Кроме этого на балансе российского флота состояло около 40 одиночных или малосерийных, устаревших миноносцев и миноносок, различных типов.
Как всегда, жду Ваших высказываний, замечаний, пожеланий, дополнений и уточнений
ПРОДОЛЖЕНИЕ обязательно следует…