Мы наш, мы новый, флот построим… Часть II. Деньги и броня.
Неяркое майское солнце 1889 года несмело заглянуло в один из залов северного крыла Гатчинского дворца и в ужасе отпрянуло, поспешив спрятаться за тучку. Картина, открывшаяся солнечному взору, была предназначена отнюдь не для солнечных глаз, особенного такого юного и робкого существа, как северное майское солнышко. Потому как в зале, где собралось два десятка русских адмиралов во главе с самим императором, солнышку по определению нечего было делать.
Нет, поначалу все должно было выглядеть вполне пристойно. Об этом даже договорились заранее на совещании в Морском министерстве. Адмиралы лишь желали высказать свои соображения по поводу развития Российского флота императору. Но, как всегда, у каждого нашлись свои соображения, выплыли старые обиды – и понеслось…
Часть адмиралов с фанатизмом юных неофитов требовала немедленного возрождения Черноморского флота и захвата проливов. «А уж там коли захватим, и покажем силу русского Черноморского флота, так весь мир придет нам в ножки кланяться и прощения за Крымскую войну просить. Ужо мы турку покажем». Другие с заметной ехидцой возражали – «Пока Вы будете там в проливах турецких саблями махать, придет англичанка гадкая, да немчура поганая с машиною, и пожжёт Санкт-Петербург православный. Куда тады царю-батюшке, с погорелова итидь? Не-е-е, в Балтийском флоте вся наша сила». Третьи адмиралы со всеми соглашались. Но с умным видом советовали: «Если построить мильон миноносцев, то никакой флот – ни турецкий, ни немецкий, ни даже самый рояль невидимый нам страшен не будет. Потому что мильон миноносцев это у-у-у, стра-а-а-шная сила. Пущай тады нас все боятся». Четвертые презрительно кривили губы: «Что там ваши миноносцы! Вот безбронные крейсера – это наше православное все. Строить их можно меньше, а стоить они будут не намного дороже миноносцев. И когда настроим мы много безбронных крейсеров, тогда помолясь пойдем на коммуникации, вот тогда и задрожат все, когда мы их за мошну возьмем».
Единственное, в чем адмиралы были едины, так это в приоритетах о выборе достойного противника. На Балтике «дружить» собрались против немцев и англичан. Причем доктрины «дружбы» были различные и определены для Германии как наступательная, а против Великобритании – оборонительная. На Черном море на должность «заклятого друга» была избрана Турция. А на Дальнем Востоке – вся та же вездесущая и пронырливая Великобритания, впрочем, с оглядкой на амбициозную Японию, но исключительно как второразрядного «друга».
Императору от всех этих разговоров становилось грустно и досадливо. Тактическое наследие, оставленное И. А. Шестаковым (он умер 21 ноября 1888 г., находясь в Севастополе), оказалось плачевным. Флот не имел четких представлений ни о том, как вести бой, ни о том, какие для этого нужны корабли. Именно в его правление флотом была создана свидетельствующая об этом разномастная "коллекция" образцов кораблей всех классов. Император все это прекрасно знал, и оттого хмуро-озабоченное выражение не покидало его лица. А тут еще адмиралы не давали императору повода для оптимизма.
И тут взял слово вице-адмирал Р.В. Хорошихин. Он говорил простые, совершенно обычные, даже банальные вещи. Но чем дальше говорил, тем более была убежденность в их правоте – и эта правота заряжала не только присутствующих адмиралов, но и самого императора. Он начал с того, что противника можно победить двумя способами: либо качественно, либо количественно, продолжив, что Россия по преимуществу страна аграрная и мы серьезно технологически отстаем от Европы, несмотря на наметившийся в последнее время прогресс. И если мы не можем победить европейские страны, как Великобритания и Германия, качественно, то нужно обогнать их количественно. Но количественно – это не значит плохо. Наоборот, надо взять все лучшие европейские достижения и постараться воплотить их все в едином броненосце, а не растрачивать казенные средства на различные эксперименты в области судостроения. И этот броненосец надо пускать в серию, так как серийное производство дешевле одиночных, пусть даже самых лучших кораблей. При этом император, любивший экономию, одобряюще кивнул адмиралу. А Хорошихин продолжал: «Для этого нам, прежде всего, стоит разработать типы основных кораблей, предназначенных для Российского флота, начиная от броненосцев и заканчивая миноносцами. Далее отработать прототипы данных кораблей, добившись максимально благоприятных результатов, а затем, уже отработав все технические приемы, переходить к массовому строительству». Речь адмирала Хорошихина одобрил император, а затем подтянулись и остальные члены заседания. Решение заседания гласило: не позднее 1890 года представить основные ТТХ для прототипов будущих кораблей.
Зимой 1890 года МТК выдал единое техническое задание на разработку кораблей для Российской судостроительной программы 1892-1902 года:
Броненосец – водоизмещение не более 12 000 тонн. Скорость – не менее 18 узлов. Вооружение: 2х2х305 мм и 12х1х152 мм.
Броненосный крейсер – водоизмещение не более 9000 тонн, Скорость – не менее 22 узлов. Вооружение: 2х2х203 мм и 12х1х152мм.
Бронепалубный крейсер – водоизмещение не более 5000 тонн. Скорость – не менее 22 узлов. Вооружение: 8х1х120 мм.
При этом разработка самой программы продолжалась постоянно. Весной 1892 года «Судостроительная программа на 1892-1902 год» была передана на рассмотрение императора.
Состав кораблей по флотам должен был выглядеть следующим образом:
1893 год. Александровский дворец. Царское село. Окрестности Санкт-Петербурга.
– Ваше Величество, те траты, которые Вы предлагаете заложить в бюджет, совершенно неподъёмны для слабой российской экономики. Россия есть держава сухопутная, может быть сократить расходы хотя бы на флот?
– У России только два союзника – её армия и флот, и ты, Витте, только что попытался отобрать у нас одного из союзников. Как министр финансов, скажи мне, что ты собираешься сделать, чтобы отыскать такие суммы?
– Увеличение налогов. Обложить налогом ранее не облагаемые группы населения. Ввести воинский сбор для инородческого населения России, при освобождении от налога тех семей, где один из членов семьи добровольно пошел в армию. Кроме того, учредить воинский сбор для дворян, не желающих служить или выбравших гражданскую службу.
– Разумно. Что еще?
– Увеличение акциза на алкоголь и табачные изделия, Ваше Величество.
– Мало. Необходимо вводить всероссийскую винную и табачную монополию. Подумай об этом, Витте. Дальше.
– Увеличение налога на доходы с денежных капиталов с 5 до 7 %.
– Согласен. Пусть те, кто живет исключительно с капиталов, раскошелятся, не обеднеют.
– Предлагаю еще ввести жилой налог, на лиц снимающих или сдающих жилье, исходя из размеров жилищной платы. На владельцев жилья – побольше, на снимающих жилье – поменьше.
– Вводи, хуже не будет. Что еще?
– Увеличение портового сбора.
– Ты портовой сбор увеличивай, только так, чтобы судовладельцы не разбежались и чтобы русские товары не подоражали. А то чую, пойдем мы с твоими сборами по миру.
– Как прикажете, Ваше Величество.
– Ладно, что дальше?
– Устав, Ваше Величество, казенно-коммерческих предприятий.
– А без этого никак нельзя?
– Увы, Ваше Величество, но иностранный капитал и прогрессивные технологии в Россию иначе не привлечь. Еще ваш великий предок Петр I не чурался привлекать иностранцев и делать иностранные займы.
– Знаю я этих иностранцев, на рубль ввезут, а на три вывезут. Хорошо, положи свой устав, я на досуге почитаю. А что там с займами?
– Французы готовы разместить у себя займ на 577 млн. руб.
– Да-а…, а не слишком ли много? Чем отдавать будем, Витте? Это ж кабала нашим детям.
– Не совсем, Ваше Величество. Финансирование экономики и появление новых предприятий, несомненно, пойдет на благо России и приведет к увеличению валового продукта, что благоприятно скажется на увеличении деловой активности и соответственно налогов. России нужна динамично развивающаяся экономика. Также благом для России однозначно явится введение «золотого стандарта». Это укрепит рубль и сделает его финансово привлекательным.
– Опять, ты, Витте, со своим «золотым стандартом». Этот вопрос слишком сложен, чтобы решать его вот так, походя. Впрочем, подготовь-ка мне докладную записку по всем этим вопросам.
– Я могу быть свободен, Ваше Величество?
– Да. Ступай. И не забудь: через недели две, твои соображения по бюджету должны быть у меня на столе. Ищи деньги, Витте. Ищи! Я готов на самом себе экономить, на семье, но на флот и армию ты мне денег найди. Для этого я тебя министром финансов и ставил.
– Я постараюсь, Ваше величество.
С.Ю. Витте
1894 год. Россия. Крым. Ливадийский дворец
– Слушай меня, Ники. Внимательно слушай. Может быть, это последний серьезный разговор между нами.
– Что вы такое говорите, папá!?
– Не перебивай. Все мы смертны. Но ты не бойся, я пока умирать не собираюсь. И все же хочу попросить выполнить мои просьбы, если все же мой смертный час придет.
– Как скажете, папá. Я все выполню.
– Запоминай. Первое. Крепи Дальний Восток. Россия держава европейская, но что делать, если вся Европа сейчас двинулась на Восток? Франция, Германия и Англия – все лезут, как будто им там медом намазано. Если я умру раньше, обязательно дострой железнодорожную дорогу. Не возражай. Слушай дальше. Второе. Проливы. Без них нам будет плохо. Любой ценой договорись с турками о проливах. Не получиться, воюй. Но сначала попытайся договориться.
Спрашиваешь, почему я сам за проливы не воевал? Я все же Александр Миротворец, а не Александр Завоеватель. А о проливах помни всегда, и лучше как-нибудь миром этот вопрос решить. Третье. Не забывай про флот и армию, в них наша сила. Доведи реформы, которые я начал. И да, чуть не забыл. Если умру, ты Витте не гони. Он человек хоть ловкий и беспринципный, но нам, Романовым, предан, где еще такого верного и исполнительного слугу найдешь.
И самое главное, Ники – дай России наследника, без него самодержавие не устоит. И помни, сын, ты за всю Россию в ответе. Никто, кроме тебя, этот воз везти не сможет. Ни на кого ответственность за судьбу России не перекладывай. Только сможешь ли не нести, это мне неведомо. Постарайся, Ники.
– Я постараюсь, папá.
– А теперь иди, сын. Мне еще бумагами заняться надо…
Александр III
Николай II
Выдержка из статьи «На пути к победе» адмирала Ф.В. Дубасова, от 12 марта 1910 года. «Морской сборник»
В 1892 последовало указание императора о строительстве эскадренных броненосцев, готовых не только для морских плаваний, но и для далеких переходов. Число их должно было дорасти до 36 единиц с соответствующим количеством крейсеров и минных судов. Соответственно этим планам продолжился и рост бюджета Морского министерства:
1892 г. — 54 923 509 руб.
1893 г. — 56 966 000 руб.
1894 г. — 67 902 172 руб.
1895 г. — 77 324 510 руб.
1896 г. — 85 922 015 руб.
1897 г. — 93 488 175 руб.
1898 г. — 107 040 628 руб.
1899 г. — 115 125 016 руб.
1900 г. — 100 338 775 руб.
1901 г. — 91 533 991 руб.
1902 г. — 88 418 184 руб.
В наиболее благоприятный для России 1899 финансовый год бюджет Морского министерства равнялся 12 169 663 фунтов (против 9 369 874 у Великобритании, 5 842 955 у Франции, 4 344 875 у Германии, 4 895 114 у США). Впрочем, к 1902 году его доля снизилась до 9 346 531 фунта (против 12 745 944 у Великобритании, 7 631 465 у Франции, 8 665 330 у Германии, 9 925 181 у США).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Наиболее крупные судостроительные предприятия России, задействованные в программе 1892-1902 гг:
Санкт-Петербург и окрестности:
- Судоверфь Галерного острова (броненосцы, броненосные крейсера).
- Новое Адмиралтейство (броненосцы и броненосные крейсера).
- Франко-Русский завод (котлы, паровые машины).
- Балтийский судостроительный и механический завод (броненосцы, броненосные крейсера, котлы, паровые машины).
- Путиловская верфь (бронепалубные крейсера, миноносцы, котлы, паровые машины).
- Путиловский завод (башенные установки).
- Металлический завод (котлы, паровые машины, башенные установки).
- Новокронштадтский судостроительный завод (броненосцы, броненосные крейсера).
- Обуховский завод (снаряды, орудия, башенные установки).
- Русско-Онежский механический и артиллерийский завод (снаряды, орудия, башенные установки).
- Завод «Лесснера» (торпеды, торпедные аппараты, с 1897 года подводные лодки).
- Судостроительный завод в Бъёрке (Приморск) (бронепалубные и безбронные крейсера и миноносцы).
- Ижорский завод (снаряды, броня).
- Судостроительный завод «Крейтон и К°» (безбронные крейсера и миноносцы).
Ревель:
- Русско-Балтийский судостроительный завод (броненосцы, броненосные крейсера, котлы и паровые машины).
Гельсингфорс:
- Машиностроительный завод (котлы и паровые машины).
- Сандвикский док (безбронные крейсера, миноносцы).
Рига:
- Рижская судостроительная и судоремонтная верфь (бронепалубные и безбронные крейсера, миноносцы, котлы и паровые машины).
Николаев:
- Судостроительный завод «Общества Николаевских заводов и верфей» (ОНЗиВ) – «Наваль» (броненосцы, броненосные крейсера, котлы, паровые машины, орудийные установки).
- Русское судостроительное общество «Руссуд» и Николаевское Адмиралтейство (броненосцы, броненосные крейсера, башенные установки).
Севастополь:
- Севастопольский судоремонтный и судостроительный завод морского министерства (броненосцы, броненосные и бронепалубные крейсера, миноносцы).
Мариуполь:
- Завод «Никополь-Мариупольского общества» (броня).
Таганрог:
- Русско-Бельгийское металлургическое общество (броня).
- Таганрогский механический завод (котлы и паровые машины)
Царицын:
- Русское акционерное общество артиллерийских заводов «РАОАЗ» (орудия).
Пермь:
- Завод горного министерства (орудия, снаряды).
Брянск:
- Завод Военного министерства (снаряды).
Харьков:
- Харьковский паровозостроительный завод (котлы и паровые машины).
Владивосток:
- Владивостокский судостроительный и судоремонтный завод (броненосные, бронепалубные и безбронные крейсера, миноносцы, башенные установки).
- Владивостокские минно-артиллерийские мастерские (морские мины и снаряды).
Порт-Артур:
- Судоремонтный завод морского министерства (броненосцы, броненосные и бронепалубные крейсера, военные транспорты, миноносцы).
Иркутск:
- Иркутские артиллерийские мастерские (снаряды).
- Иркутский паровозостроительный завод (котлы и паровые машины).
Хабаровск:
- Амурская судостроительная верфь (мониторы, канонерские лодки, безбронные крейсера, миноносцы).
Продолжение следует… Чес-с-с слово, третья часть уже готова… :)))))))))
С уважением Андрей Толстой