Московское метро: нереализованные и осуществлённые проекты оформления станций
На протяжении уже более 80 лет инфраструктурный транспортный объект — Московский метрополитен продолжает всех удивлять, и как уникальное инженерное сооружение и как произведение архитектуры и искусства. Одни спускаются в метро, чтобы просто быстро проехать, минуя пробки, другие бродят по станциям и внимательно рассматривают облицовку стен и колонн, пытаясь найти останки различных морских обитателей палеозойской эры, третьи приходят ради легенд и примет, и трут нос собаке на удачу (скульптура на станции «Площадь Революции»), но все вместе восхищаются московским метро, как грандиозным памятником архитектуры и искусства.
12 станций московского метро признаны памятниками регионального уровня. Сейчас пытаются московский метрополитен включить в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и он по праву достоин войти в этот список.
Представлены нереализованные и осуществлённые проекты оформления станций и большое количество фотографий четырёх очередей строительства с 1935 по 1954 год.
Первая очередь:
- Дата открытия: 15 мая 1935 года
- Линии: Сокольническая, Филёвская
- Маршрут: «Парк культуры»-«Сокольники», «Смоленская»-«Сокольники».
- Протяженность: 11,5 км
- Число станций:13 («Чистые пруды», «Красные ворота», «Комсомольская» Сокольнической линии, «Красносельская», «Сокольники», «Парк культуры» Сокольнической линии, «Кропоткинская», «Библиотека им. Ленина», «Охотный ряд», «Лубянка», «Смоленская» Филёвской линии, «Арбатская» Филёвской линии, «Александровский сад»).
- Число павильонов: 17.
Г. Т. Крутиков, И. С. Попов. Станция метро «Парк культуры» Сокольнической линии. Южный наземный павильон. 1934-1935.
И. А. Фомин, Н. Н. Андриканис, Проект станции метро «Красные ворота» Наземный павильон.
Жители Москвы сразу узнали в проекте павильон станции «Арбатская», но он оказывается по задумке архитектора должен иметь шпиль.
Л. С. Теплицкий. Проект наружного павильона станции «Арбатская» Филёвской линии 1945.
А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг Проект станции метро «Дворец Советов»( ныне «Кропоткинская») Наземный павильон.1934. Макет 2005 года.
Д. Ф. Фридман, И. И. Ловейко Проект станции метро «Площадь Дзержинского»(ныне «Лубянка»).1934
Л.
М. Поляков Проект станции метро «Курский вокзал» (ныне «Курская» Арбатско-Покровской линии) 1937.Осуществлён. Перронный зал.
Н. А. Быкова, Н. Н. Андриканис Проект станции метро «Белорусский вокзал» ныне «Белорусская» Замоскворецкой линии) 1937. Осуществлён.
Д. Н. Чечулин Проект станции метро «Киевский вокзал» (ныне «Киевская» Филёвской линии) 1936. Осуществлён. Не сохранился. Восточный наземный павильон.
Станция метро «Киевский вокзал» (ныне «Киевская» Филёвской линии) Восточный наземный павильон. Конец 1930-х.
Арки на пилонах символизируют утраченный памятник архитектуры XVIII века — Красные ворота.
И.
А. Фомин, Н. Н. Андриканис Проект станции метро «Красные ворота» 1935 Перронный зал.
Н.
Я. Колли, С. Г. Андриевский при участии Л. П. Шухаревой. Проект станции метро «Мясницкие ворота»(ныне «Чистые пруды») 1934
А.
И. Гонцкевич, С.Сулин Проект ст. метро библиотека им. В.И Ленина 1934-1935. Перронный зал
Л. С. Теплицкий Проект станции метро «Арбатская площадь» ( ныне «Арбатская» Филёвской линии ) 1934.
И. Г. Таранов, Н. А. Быкова. Проект станции метро «Сокольники» 1934. Перронный зал.
Многих посетителей заинтриговал этот рисунок, где пассажир метро посреди перронного зала прикуривает трубку.
И. Г.Таранов станция метро «Охотный ряд» 1934-1935. Наземный вестибюль
А. Н. Душкин, В. С. Белявский, Н. С. Князев. Проект Большого академического кинотеатра из площади Свердлова, 1936. Перспектива с наземным вестибюлем метро «Площадь революции».
На перроне станции «Охотный ряд» предлагали установить фонтанчики.
Д. Н. Чечулин Проект станции метро «Охотный ряд» 1934. Перронный зал.
И. А. Фомин, Л. М. Поляков Проект станции метро «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») 1936-1937
Д. Н. Чечулин Проект станции метро «Динамо»1937 Наземный павильон.
Вторая очередь:
- Даты открытия: 20 марта 1937 г., 13 марта 1938 г., 11 сентября 1938г.
- Линии: Горьковско-Замоскворецкая, Арбатско-Пакровская.
- Маршруты: «Театральная»-«Сокол», «Смоленская»-«Киевская», «Площадь Революции»-«Курская».
- Протяжённость: 14, 9 км.
- Число станций : 9 («Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская» замоскворецкой линии, «Маяковская», «Киевская» Филёвской линии, «Курская» Арбатско-Покровской линии, «Площадь Революции», «Театральная»).
- Число павильонов: 9.
Д. Ф Фридман при участии Воронова Проект здания управления метро Уланский переулок (Федеральная служба по оборонному заказу) 1933-1934
Изящная станция «Маяковского»- основной мотив полукруглая арка.
А. Н. Душкин Проект станции «Маяковская». Перронный зал. 1936.
Станция метро «Маяковская» Перронный зал. фото: 1938.
Архитектор А. Душкин первоначально предлагал на станции метро «Площадь Революции» установить декоративные барельефы, но потом их заменили на большие скульптуры.
А. Душкин. Проект станции метро «Площадь революции» 1935.
А. Н. Душкин Проект станции метро «Площадь Революции» 1937. Перронный зал.
Наземный павильон станции «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») остался на бумаге, а проект станции был осуществлён.
А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг. Проект станции «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») Наземный павильон.1934.
Колонны станции «Кропоткинская» А. Душкин завершает пятиконечными звёздами, благодаря этому они становятся похожими на гигантские цветы лотоса.
А. Душкин, Я. Г. Лихтенберг. Проект станции метро «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») 1934. Осуществлён
А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг. Проект станции метро «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») 1934. Осуществлён. Подземный вестибюль.
Фото с проека И. Г. Таранова, Н. А. Быковой здание Центральной электроподстанции Московского метрополитена. 1934.
Третья очередь:
- Дата открытия: 1 января 1943, 7 ноября 1943, 20 ноября 1943.
- Линии: Замоскворецкая, Арбатско-Покровская.
- Маршруты: «Новокузнецкая»-«Завод им. Сталина» (Автозаводская»), «Бауманская»-«Измайловский парк культуры и отдыха им. Сталина» («Партизанская»).
- Протяжённость: 13,9 км.
- Число станций: 7 («Бауманская», «Электрозаводская», «Семёновская», «Партизанская», «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская»).
- Число павильонов: 8.
В. А. Артамонов. Проект станции метро «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская») Перронный зал 1939.
Первая скульптурная композиция посвящена Грузинской ССР.
На «Новокузнецкой» предлагали установить десятки бюстов героев Великой Отечественной войны.
В. Г. Гельфрейх , И. Е. Рожин.Проект станции метро «Новокузнецкая»1943. Перронный зал.
В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин Проект станции «Новокузнецкая» 1943. Платформенный зал.
В. А. Веснин, А. А. Веснин, соавторы С. В. Лященко, Е. С. Демченко, С. Ф. Зебек. Проект станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии 1938. Перронный зал.
В. А. Веснин, А. А. Веснин, соавторы С. В. Лященко, Е. С. Демченко, С. Ф. Зебек. Проект станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии . Перронный зал. 1938
В. А. Веснин, А. А. Веснин, С. В. Лященко, Проект станции метро «Киевская»Арбатско-Покровской линии, конец 1940-х. Наземный вестибюль.
Фото с проекта Г. Т. Крутикова станция метро «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская») 1938. Перронный зал.
Станция «Бауманская» проектировалась архитектором Борисом Иофаном, как «Спартаковская». На её оформление повлияла Великая Отечественная война. Галерею скульптур героев восстания Спартака в Древнем Риме заменили в итоге скульптурами воинов советской армии и тружеников тыла работы В.А. Андреева.
Б. М. Иофан, Ю. П. Зенкевич, В. В. Пелевин Проект станции метро «Спартаковская»(ныне «Бауманская»)1940. Наземный павильон.
Б. М. Иофан, при участии Ю. П. Зеленкевича, Д. М. Циперовича, М. В. Адрианова, В. В. Поляцкого. Проект станции метро «Спартаковская» (ныне «Бауманская») 1940. Перронный зал. Фрагмент.
Б. М. Иофан, Ю. П. Зенкевич, В. В. Пелевин Проект станции метро «Спартаковская»(ныне «Бауманская») 1939 Наземный вестибюль.
Фото с проекта В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейха, И. Е. Рожина станция метро «Электрозаводская» 1938 Наземный вестибюль.
С. М. Кравец Проект станции метро «Сталинская («Семёновская») 1943. Осуществлён. Наземный павильон.
Сын Таранова и Быковой, архитектор Андрей Таранов для выставки предоставил фотографии макета и чертежи двухъярусных станций. Макет «Киевской», был изготовлен Метростроем в 1947 году — к 70-летнему юбилею И.В. Сталина.
Проект И. Г. Таранова двухъярусной станции метро «Киевская», 1947.
Проект И. Г. Таранова двухъярусной станции метро «Киевская».1947. Макет. Фрагмент центрального зала.
Фотография с проекта И. Г. Таранова , Н. А. Быковой станции метро «Новокузнецкая», 1940. Наземный вестибюль.
Четвёртая очередь:
- Дата открытия первого участка Кольцевой линии: 1 января 1950 года;
- Линии: Кольцевая, Арбатско-Покровская,
- Маршруты: «Парк культуры»-«Парк культуры», «Арбатская»-«Первомайская»
- Протяжённость: 23,4 км
- Число станций:16 («Проспект Мира»,»Добрынинская», «Павелецкая» Кольцевой линии, «Таганская», «Курская», «Комсомольская» Кольцевой линии, «Парк культуры» Кольцевой линии, «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Новослободская», «Октябрьская», «Краснопресненская», «Белорусская» Кольцевой линии,»Смоленская» Арбатско-Покровской линии, «Киевская» Кольцевой линии, «Киевская» Арбатско-Покровской линии).
- Число павильонов: 18
П. Д. Корин. Декоративное панно «Дмитрий Донской перед Куликовской битвой» 1950.
Г. П. Гольц Проект станции метро «Курская» Кольцевой линии. 1-вариант. 1944-1945.
А. В. Щусев, А. Ю. Заболотная, В. Д. Кокорин. Проект станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии. 1948. Осуществлён. Перронный зал.
И. И. Ловейко, В. А. Свирский. Проект станции метро «Новослободская» 1950. Перронный зал.
А. В. Щусев, В. С. Варванин Проект станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии. 1949. Панорама Комсомольской площади с Ленинградским и Ярославским вокзалами и наземным павильоном метро.
А. А Медведев, К. С. Рыжков при участии Л. Грипачевской. Проект станции метро «Таганская» Кольцевой линии. 1946. Осуществлён.
Фото с проекта И. Г. Таранова, Н. А. Быковой. Станция метро «Новокузнецкая» 1940. Эскиз.
Г. П. Гольц Проект станции метро «Киевская» Кольцевой линии 1944- 1945. 2-ой вариант. Перронный зал.
М. А. Минкус, В. Г. Гельфрейх Проект станции метро «Ботанический сад» (ныне «Проспект мира» Кольцевой линии. 1949.
М. А. Минкус, В. Г. Гельфрейх Проект станции метро «Ботанический сад» (ныне «Проспект мира» Кольцевой линии. 1949.
М. А. Минкус, В. Г. Гельфрейх Проект станции метро «Ботанический сад» (ныне «Проспект мира» Кольцевой линии.) Фрагмент. 1949.
Великие архитекторы выполнили поставленную сверхзадачу, они создали «дворец для народа». После хрущёвского постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» дворцовый стиль Московского метро меняется на упрощённый и даже типовой.
Как жаль, что так много проектов осталось на бумаге…