Могучий Argus As 5
После Первой мировой войны Версальский договор строго ограничил производство самолетов в Германии; постройка и разработка военных самолётов запрещалась. Германия создала Департамент авиации в рамках Министерства транспорта для надзора за коммерческими самолетами. Департамент авиации приступил к разработке крупного мощного двигателя, обеспечивающего исключительную мощь для столь же большого самолета. Это привело к созданию As 5 – первого проекта двигателя компании Argus после первой мировой войны.
Argus As 5 был 24-цилиндровым двигателем с жидкостным охлаждением и шестью рядами цилиндров, по 4 цилиндра в каждом. Они располагались по схеме «двойного W»: верхний и нижний ряды цилиндров составляли угол 45º с боковыми с каждой стороны, в то время как угол между двумя боковыми рядами с одной стороны двигателя составлял 90º. Все цилиндры использовали общий коленчатый вал с главным и прицепными шатунами.
Двигатель имел отдельные цилиндры со сварными стальными водяными рубашками. Все цилиндры одного ряда имели общую алюминиевую головку. Клапаны приводились в действие одним верхним распределительным валом. Алюминиевый картер был разделен на верхнюю и нижнюю половины.
Звездообразный 24-цилиндровый двигатель водяного охлаждения Аs 5 имел следующие параметры:
- Диаметр цилиндра, мм: 160
- Ход поршня, мм: 195
- Объем, л: 94.1
- Вес сухого, кг: 1100
- Редукция – нет.
- Выходная мощность, л.с.: 1500 на 1800 об/мин
- Степень сжатия 5,6:1
Габариты:
- длина, м: 1,9
- ширина, м: 1,45
- высота, м: 1,63
После нескольких запусков двигателя идея оснащения большого самолета единственным большим двигателем не получила дальнейшего развития, и As 5 никогда не летал.
В период с 1924 по 1927 год было построено 3 двигателя Argus As 5. Разработка была отброшена частично потому, что ни один самолет не мог справиться с огромными размерами и весом двигателя. Кроме того, министерство транспорта Германии решило, что два меньших двигателя более практичны, чем один большой.
Один из трех построенных двигателей все еще существует и демонстрируется в польском авиационном музее в Кракове. Argus As 5 – самый большой двигатель в коллекции авиационных двигателей музея.
Его сделали, довели до успешных стендовых испытаний и он оказался совсем никому не нужен, ибо слишком уж был мощный! Что, безусловно, трагедия или драма для истории германской авиации.
William Pearce https://oldmachinepress.com/2012/09/22/argus-as-5-aircraft-engine/
Источники
- Argus – Flugmotoren und Mehr by Wulf Kisselmann (2012)
- Flugmotoren und Strahltriebwerke by von Gersdorff, Schubert, and Ebert (2007)
- Kolben-Flugmotoren by Hans Giger (1986)
- http://www.muzeumlotnictwa.pl/zbiory_sz.php?ido=115&w=a
- http://www.enginehistory.org/Museums/EasternEurope/EasternEurope.shtml