Могли бы Византийская и Персидская империи вместе остановить арабов-мусульман?
И пытались ли они это сделать?
Согласно исламской традиции, эпоху, предшествующую приходу пророка Мухаммеда, принято считать своеобразными «темными веками»: арабы не знали единства и часто воевали друг с другом, были грубых нравов и человек, находящийся на территории чужого племени, считался врагом и законной добычей.
Но это не совсем так, ведь мусульманские авторы склонны преувеличивать дикость былых времен, чтобы эффектней показать, какой расцвет ожидал арабов после принятия новой веры. На деле Аравия начала 7-о века представляла из себя россыпь богатых торговых городов-государств, каждый из которых обладал своими караванами и флотами, а на свободных землях кочевали бедуинские кланы, которые собаку съели на «малой войне» и были мастерами набегов и партизанщины.
Когда все это объединил Мухаммед, в его распоряжении оказалась внушительная военная сила, у которой имелась серьезная экономическая основа. Настало время для внешней экспансии, которую на время остановил лишь уход из жизни пророка. Некоторое время мусульмане подавляли ренегатов, вышедших из веры, но вскоре наступил мир, и первая армия вторжения пересекла границу империи Сасанидов…
Несколькими годами ранее все правители востока и запада получили от Мухаммеда письма с призывами добровольно перейти в ислам. Там не было никаких угроз, а потому багрянородные монархи, видимо, просто покрутили пальцем у виска, а вот персидский шах Хосров II, которому пророк сказал, что на нем «вина магов», был очень разозлен и отправил в Мекку своих послов, чтобы подробнее узнать о безумном, как ему казалось, арабе.
Заметьте, он не послал туда войско: от его столицы до главного города мусульман почти две тысячи километров, что означает несколько месяцев пути по пустыне. Такую дорогу не выдержит никакое войско, а если еще на него будут нападать летучие отряды противника, то бесславный поход окончится намного раньше. Но мир ислама избавил Хосрова от необходимости вести войну на чужой территории. Вместо этого «дикие» арабы сами вступили в персидские пределы и в итоге завоевали всю страну.
Их первое войско прибыло в Иран в 633-м году, т.е., всего через несколько лет, как персы капитулировали перед византийской армией и были вынуждены вернуть завоеванные ими Сирию, Левант, Египет и весомый кусок Малой Азии. К тому времени две империи боролись друг с другом несколько столетий, и между ними не было доброй воли. Тем не менее, был подписан союзный договор, и в 634-м году их объединенные отряды встретили арабов в центре Месопотамии, где случилась битва при Фиразе.
Против лучшего полководца Халифата Халида ибн аль-Валида, который привел с собой пятнадцать тысяч конных лучников, выступили греческие и персидские контингенты, усиленные корпусом арабов-христиан. Их было в несколько раз больше, но Халид побеждал и не при таком раскладе сил. Мусульмане легко разгромили вражеское войско, таким образом завершив завоевание земли, что сейчас называется Ираком.
Через несколько лет греческая империя потеряет Сирию, после чего какие-то связи с Сасанидами станут сильно затруднены или вовсе окажутся невозможными. Каждая из великих держав прошлого сосредоточится на собственном выживании, но мусульмане все равно разобьют их, ведя две крупных войны одновременно, что вряд ли бы было возможным, если бы они не были истощены своим старым противостоянием.
Кто знает, что могло случиться, если бы эти древние противники объединились против арабов после их первого нападения на земли Восточного Рима в 629-м году, когда у них еще были какие-то военные силы? Персы желали, чтобы мусульмане ослабили греков, греки хотели, чтобы они ослабили персов. Но аравитяне не ушли обратно в пустыню, как это они делали всегда, а вместо этого начали планомерное завоевание обеих империй, на что у них нашлись и полководцы, и ресурсы, и войска.
Объединение Византии и Персии перед лицом общей опасности не состоялось.