Модернизация крейсеров после русско-японской войны в мире «Спасителя Отечества»

17

Всем доброго времени суток. Предшествующая выкладка текста, посвященного модернизации отечественных броненосцев в мире «Спасителя Отчества», закономерно потянула за собой и желание написать, что же в этом мире происходило с русскими крейсерами. Противиться оному желанию сил совершенно не было – поэтому вот вам еще один небольшой (пока еще рабочий и обсуждаемый) фрагмент данной истории.

За редкими исключениями французская школа кораблестроения, на которую в большей мере до войны ориентировались русские, показала себя не с самой лучшей стороны. Поэтому два новых броненосных крейсера для Балтийского флота, получивших названия «Рюрик» и «Варяг», были заказаны в Англии у Виккерса. Корабли получились весьма удачными, сочетая в себе вполне приемлемую скорость (свыше 21 узла), мощное вооружение (четыре 254-мм и восемь 203-мм пушек с длиной ствола в 50 калибров в шести башнях, а также двадцать созданных в сотрудничестве все с тем же Виккерсом новых 110-мм 55-калиберных скорострелок в казематах) и развитую схему броневой защиты, включавшую и два полных пояса, и противоминную переборку.*

*Справочно:

Внешний вид указанных крейсеров практически ничем не отличается от реального «Рюрика» (II), поэтому желающих узнать, как они выглядели, адресую к чертежам и фотографиям означенного корабля.

Компанию им в 1-й бригаде балтийских крейсеров составило еще одно детище британского кораблестроения – плененный Небогатовым в Цусимском сражении и переименованный в «Адмирала Макарова» «Ики» (бывший «Свифтшур»), который после приведения в порядок руля и винтов и устройства временных ходовой рубки и носового мостика взамен уничтоженных взрывом перегнали в «Маркизову лужу». Силами предприятий Санкт-Петербурга он был отремонтирован уже основательнее. Оставленные во Владивостоке прежние 190-мм орудия, а также все еще находившуюся на корабле 76-мм артиллерию и более мелкие пушки на нем сменила дюжина 50-калиберных 203-мм и такое же количество 55-калиберных 110-мм. Причем для размещения последних были переделаны бывшие казематы двух центральных 190-миллиметровок, получившие вместо прежней семидюймовой 76,2-мм броню борта и траверзов и 25,4-мм крышу, пол выгородок орудий каждого из четырех казематных орудий и разделительные переборки. Еще два аналогично защищенных каземата на четыре орудия каждый были устроены в носу и корме на батарейной палубе. Заменили и два подводных минных аппарата на отечественные 450-мм системы Металлического завода. А вот четыре десятидюймовки главного калибра остались прежними, британскими, и для них Обуховскому заводу потребовалось налаживать производство отдельного типа зарядов. Проще было со снарядами – после исчерпания родного английского боезапаса вполне успешно использовали отечественные, лишь немного видоизменив на них конфигурацию ведущих поясков.

2-я бригада крейсеров в колыбели русского флота в первые послевоенные годы состояла лишь из вернувшихся на Балтику бронепалубных крейсеров «Богатырь» и «Олег». Эти корабли по сути не слишком сильно поменялись с учетом военного опыта. Так, после снятия почти всей малокалиберной артиллерии на них остались лишь по четверке 47-мм пушек и паре пулеметов. Взамен появилась пара дополнительных шестидюймовок по миделю, что доводило их общее число на крейсерах до 14. Причем для защиты всех шести орудий главного калибра, расположенных на верхней палубе, были установлены новые броневые казематы с 38,1-мм вертикальной и 19,05-мм горизонтальной броней. На обоих крейсерах из минного вооружения сохранили только по паре подводных минных аппаратов – но уже новой модели, весившей всего 5 тонн вместо 17.  Кроме того, на их палубах появились рельсы и скаты в корме для постановки мин. Аналогичным образом чуть позже были переоборудованы черноморские «Очаков» и «Кагул».

Модернизация крейсеров после русско-японской войны в мире «Спасителя Отечества»

Аналогичный новый состав вооружения из 14-152-мм, 4-47-мм пушек, 2-х пулеметов и 2-х подводных минных аппаратов получили и оставшиеся на Дальнем Востоке три крейсера типа «Диана», а также «Аскольд».* Причем на последнем из-за его довольно плотной компоновки выбор места для размещения дополнительной пары шестидюймовок стал непростой задачей для судостроителей. В итоге ее все же решили, чуть сдвинув в корму позиции двух орудий, прежде располагавшихся у четвертой дымовой трубы.

Справочно:

Модернизированные крейсера типа «Диана» в данном мире по виду фактически аналогичны реальной «Авроре» с 14-ю шестидюймовками на борту – а потому не отрисовывались.

Модернизация крейсеров после русско-японской войны в мире «Спасителя Отечества»

Изрядные метаморфозы претерпела к 1914 году «Россия». С нее сняли машину экономического хода, а в носу ликвидировали полубак. Также корабль лишился четырех из 20 имевшихся на борту шестидюймовок. Зато теперь все оставшиеся 16 среднекалиберных орудий (шесть в индивидуальных казематах на верхней палубе и десять в центральной батарее) получили равную 38,1-мм вертикальную и 19,05-мм горизонтальную защиту. Кормовую пару восьмидюймовок удалось упрятать в каземат с 76,2-мм стенами и 38,1-мм крышей, полом и разделительными переборками. А ранее установленные в носу и корме 203-мм орудия взамен прежних импровизированных защитных траверзов получили крупные башенноподобные щиты с толщиной брони, доходящей до трех дюймов в лобовой плите. Все минные аппараты, размещавшиеся на «России» над водой, были сняты, зато добавились рельсы на палубе для приема мин заграждения. Дополняли вооружение четверка 47-мм пушек и пара пулеметов.*

*Справочно:

Такая модернизация в целом весьма похожа на реальный облик «России» по состоянию на 1915 год (кроме лишней пары шестидюймовок и нюансов в размещении 203-мм орудий).

Модернизация крейсеров после русско-японской войны в мире «Спасителя Отечества»Модернизация крейсеров после русско-японской войны в мире «Спасителя Отечества»

«Громобой», в отличие от «России», сохранил полубак и все свои два десятка 152-мм пушек. А вот прочие его переделки были по сути одинаковы для обоих крейсеров: установка новых казематов с 38,1-19,05-мм броней для восьми 152-мм орудий (шести на верхней палубе и двух в полубаке) и с вдвое большей толщиной защитных конструкций – для кормовой пары восьмидюймовок, башенноподобные щиты для двух «сверхпроектных» 203-мм пушек  на полубаке и юте вместо траверзов, ликвидация малокалиберной артиллерии и установка минных рельсов. При этом на «Громобое» еще сохранилась и пара подводных минных аппаратов – но тоже с заменой их на облегченную модель.*

*Справочно:

Как и в случае с «Россией», этот вариант модернизации весьма подобен реальному. Разве что, в отличие от него, броневым казематом прикрывается пара 152-мм орудий в носу, а не в корме.

Модернизация крейсеров после русско-японской войны в мире «Спасителя Отечества»

Модернизация крейсеров после русско-японской войны в мире «Спасителя Отечества»

Но в том, что касается дополнительной крупнокалиберной артиллерии, одной из самых интересных артсистем обзавелся «Баян». ГМШ и МТК в равной мере не устраивало наличие на нем всего двух восьмидюймовых пушек. Наилучший выход нашел Великий князь А.М.Романов на пару с конструкторами Металлического завода. Вместо предлагавшейся другими проектантами установки на палубе между четвертой трубой и грот-мачтой одного дополнительного орудия они выступили с инициативой по созданию специально для «Баяна» «спаренного» палубного станка со щитовым прикрытием и электроприводом для горизонтальной наводки – как на японских крейсерах типа «Касаги». Причем установить его планировалось над местом прохождения броневого траверза кормового каземата шестидюймовок, что дополнительно подкрепляло бы основание достаточно тяжелой орудийной установки.

Идея довести бортовой залп главного калибра «бронированного разведчика» при эскадре до четырех орудий, как и на паре обновленных дальневосточных «броненосных рейдеров», определено пришлась по вкусу ответственным чинам из Морского министерства – и была принята к практической реализации. Наряду с ней в более «цивилизованный вид» были приведены устроенные в войну «на скорую руку» казематы для четырех дополнительных шестидюймовок на месте прежней центральной 75-мм батареи. Еще одним важным дополнением к изначальной конструкции корабля стала установка в корме по ватерлинии 50-мм брони, продлевающей до ахтерштевня главный пояс.* Подобным же новшеством двухдюймовой толщины обзавелись, кстати, и «Россия» с «Громобоем» – первая только в носу, где у нее ранее отсутствовала поясная броня, второй в обеих оконечностях.

*Справочно:

В реальности существовал проект установки такого пояса в корме на три «баяна» послевоенной постройки – но он, увы, так и не был реализован.

Модернизация крейсеров после русско-японской войны в мире «Спасителя Отечества»

Наименьшим же переделкам подверглись оба дальневосточных  «камушка» («Жемчуг» и «Изумруд»), а также их прародитель, поднятый в 1907 году, до 1910 года восстанавливавшийся на «Дальзаводе» – и в силу занятия имени «Новик» новым турбинным эсминцем называвшийся теперь «Муравьев-Амурский». Все эти три крейсера приобрели по сути идентичный вид с единственной мачтой (как на экс-«Новике») и вооружением из 8-120-мм, 2-47-мм пушек и пары пулеметов. А самым интересным дополнением их арсенала стала установка на палубе в корме поворотного трехтрубного торпедного аппарата под современные образцы 450-мм торпед – старые же минные аппараты при этом снимались. Сделано это было под влиянием военного опыта лидирования «камушками» миноносных отрядов для уравнивания возможностей минного вооружения «ведущих» и «ведомых» кораблей в данной связке в плане его способностей к быстрому и удобному наведению на цель.

Модернизация крейсеров после русско-японской войны в мире «Спасителя Отечества»

«Камушкам», а, вернее, одному из них, «Изумруду» довелось применять новые торпеды против реального противника – когда они на пару с «Муравьевым-Амурским» доколачивали германский «Эмден», успевший до того потопить в Пенанге их «одноклассника» «Жемчуга».

Но в целом Первая мировая война к русским крейсерам «дотурбинной» эпохи оказалась не слишком благосклонна. Так, «Адмирал Макаров» погиб еще в самом ее начале от детонации погребов боезапаса, вызванной попаданием торпеды с подлодки U-26. Горечь от утраты уже не нового, но все еще весьма мощного корабля для русского флота вдвойне отягчалась тем фактом, что выживших на борту крейсера, ушедшего под воду почти моментально, не было.

Мины, выставленные еще одна подлодкой, U-73, стали причиной гибели в 1916 году в Средиземном море «Паллады», которую русское Морское командование отрядило во флотилию Северного Ледовитого океана после того, как в навигационной аварии был потерян «Наварин». Это тоже был весьма неприятный удар – но с «Паллады» хотя бы удалось спасти почти весь экипаж. До нового места службы тогда добрались лишь два тихоокеанских миноносца-«добровольца» и два их «шихаусских» коллеги еще первой серии – «Бесстрашный» и «Беспощадный». Кстати, модернизация кораблей именно последнего типа по итогам войны была более существенной, чем у иных русских дестройеров. В отличие от них, «немцы» получили по три, а не по две 75-мм пушки, причем третью – на месте снимаемого кормового минного аппарата. А два оставшихся аппарата менялись на новые – двухтрубные, под 450-мм торпеды. Лишь пулеметов они несли по 4, а не по 6, как иные «старые» миноносцы.

Однако в наибольшей мере «прореженными» оказались все же балтийские крейсера, к которым в 1911 году добавился «Аскольд», переброшенный с Тихого океана после ввода там в строй «Муравьева-Амурского». Собственно, только «Аскольд» и «Богатырь» пережили встречу с немцами в ходе «лебединой песни» Хох-Зее-Флотте – операции «Альбион». «Рюрик» и «Варяг» практически полностью повторили судьбы своих знаменитых предшественников: первый был потоплен артиллерией немецких линкоров и линейных крейсеров, а второй, избитый до полусмерти, из-за ширившихся с каждой минутой затоплений уже просто не успели довести до базы. Потерявшего в этом бою ход и большую часть артиллерии «Олега» прикончили торпеды одного из германских эсминцев. Тем не менее, свою задачу по недопущению врага к намеченной им цели они, как и весь остальной русский флот, выполнили.

Прочие же крейсера – как остававшиеся на своем условно мирном театре дальневосточные, так и изрядно повоевавшие черноморские «Кагул» с «Очаковым» – смогли дожить до окончания войны.

А вот какая судьба ждала их после нее – это уже, как говорится, совсем другая история… И рассказана она будет не сегодня. 🙂

С уважением. Стволяр.

P.S. Благодаря уважаемому товарищу Сухову в данном тексте появилось и изображение альтернативной модернизации «России».

P.P.S. Добавлю-ка ссылку на материал в своем ЖЖ, где тоже выложил изображения кораблей из этой статьи. В отличие от данного сайта, там из них удалось разместить в нативном (в отношении отдельных кораблей довольно значительном) разрешении:

https://stvolar.livejournal.com/23471.html

Подписаться
Уведомить о
guest

17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account