Шедевры из Фридрихсхафена для флота Кайзера. Многоцелевые гидросамолеты Friedrichshafen FF 33e
О немецкой авиастроительной компании Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH (Friedrichshafen), расположенной в небольшом городке Манцелль (Manzell) неподалеку от Фридрихсхафена в нескольких километрах от берега Боденского озера, было рассказан в статье, посвященной многоцелевым поплавковым гидросамолетам Friedrichshafen FF 33L – последнему варианту семейства FF 33. Сначала были созданы варианты FF 33, FF 33a и FF 33b, а после них герой данной статьи FF 33e.
Машины модификаций FF 33, FF 33a и FF 33b были двухпоплавковыми трехстоечными бипланами в основном цельнодеревянной конструкции. Недеревянными элементами конструкции гидросамолета были силовой набор элеронов и хвостового оперения, изготавливавшиеся из стальных труб, стальные листы капота двигателя, полотняная обшивка крыльев и хвостового оперения и полотно, которым покрывалась фанерная обшивка поплавков и фюзеляжа.
Все конструктивные особенности предыдущих модификаций и их общие формы и размеры перешли к варианту Friedrichshafen FF 33e, изготовление прототипа которого было завершено в начале 1915 года. Существенным отличием от предыдущих машин стала установка радиопередатчика. По-видимому, испытания прототипа были очень успешными, потому что в апреле началось серийное производство FF 33e для авиации Императорских военно-морских сил (Kaiserliche Marine; ВМС Германии), командование котороой причислило машины к категории BFT – невооруженный самолет с радиостанцией.
Первые три серийные машины, произведенные с апреля по июнь 1915 года (серийные номера с 471 по 473), оснащались шестицилиндровыми рядными двигателями жидкостного охлаждения Maybach мощностью 160 л.с. (118 кВт). Все последующие гидросамолеты данного типа получили 150-сильные (110 кВт) двигатели Maybach, которые фактически могли развивать 163 л.с. (120 кВт), или шестицилиндровые рядные двигатели жидкостного охлаждения Benz Bz.III, которые благодаря своей надежности лучше подходили для длительных полетов над морем.
Вторая производственная серия FF 33e получила серийные номера с 491 по 508. Эти машины были изготовлены с сентября по декабрь 1915 года. По-видимому, к этому времени командование ВМС Германии осознало качества самолетов данного типа, и заказало еще 15 гидросамолетов категории B (учебные машины). Этим гидросамолетам, построенным зимой 1915-16 годов, были присвоены серийные номера 529-533 и 860-869.
Каждая последующая производственная серия гидросамолетов FF 33e отличалась от предыдущей. Так были изготовлены три патрульных истребителя FF 33e, наблюдатели которых были вооружены подвижными 7,92-мм пулеметами Parabellum. Эти гидросамолеты были переименованы в FF 33f и были переданы авиации ВМС Германии в период с декабря 1915 по февраль 1916 года. Почти одновременно был выдан заказ на десять серий гидросамолетов категории BFT (серийные номера 541-550, 553-562, 591-595, 633-637, 659-663, 680-684, 690-694, 715-724, 736-740 и 802-811).
Эти машины компанией были изготовлены с января по октябрь 1916 года. Тем временем был разработан новый вариант FF 33e в категории HFT – невооруженный самолет с приемо-передающей радиостанцией. Гидросамолеты этой модификации с серийными номерами 725- 729, 822-841, 850-859, 870-881 и 882-889 производились с июля 1916 года по январь 1917 года.
В 1916 году поплавковые гидросамолеты Friedrichshafen FF 33e вместе с FF 33a и FF 33b сформировали основу немецкой военно-морской авиации. В годы Первой Мировой войны и последовавшее послевоенное мирное время FF 33 занимались патрулированием, разведкой, связью со своими подводными лодками, поиском подводных лодок противника, выполнением задач самолета-наблюдателя в интересах собственного флота и другими задачами. Гидросамолеты действовали над Северным и Балтийским морями и над проливом Ла-Манш. К сожалению, в доступных источниках нет упоминаний об их успехах.
Однако один FF 33e получил широкую известность, но в «морях», которые были довольно далеко от Германии. Во время своей одиссеи по волнам Атлантического, Индийского и юго-западной части Тихого океанов, начавшейся 14 ноября 1916 года, в трюме немецкого вспомогательного крейсера «Вольф» (Wolf; фактически грузовое судно, получившее скрытно установленные пушки и другое военное оборудование) находился разобранный поплавковый гидросамолет FF 33e (военный номер 841), получивший собственное имя Wölfchen (волчонок). За длившуюся 452 дня эпопею «Волчонок» совершил 56 разведывательных полетов и внес большой вклад в захват и потопление «Вольфом» двадцати восьми иностранных грузовых судов.
Обычно «Волчонок» с экипажем из оберфлюгмейстера Пауля Фабека (Oberflugmeister Paul Fabeck; (справа) и наблюдателя лейтенанта Александра Штайна (Lt Alexander Stein) следовал за грузовым судном и, достигнув его, вызывал капитана на палубу с приказом остановиться. С самолета предъявлялся ультиматум: отключить радиостанцию и плыть к «Вольфу», грозя в случае отказа бомбардировкой. Капитан грузового судна обычно подчинялся. Если же капитан не подчинялся, то перед носом судна гидросамолет сбрасывал небольшую бомбу – этой демонстрации было достаточно. По-видимому, «Волчонок» был первым палубным боевым самолетом, несшим службу на океанских просторах.
Кроме упомянутой выше бомбы никакого вооружения гидросамолет не нес. Следует отметить, что источники не говорят какой массы была бомба. Также нигде не говорится несли ли бомбы другие гидросамолеты Friedrichshafen FF 33e. Помимо этого путаница также касается и количества изготовленных машин: в ряде источников указывается 188 экземпляров, однако приведенный выше список производственных серий указывает на 162 единицы (включая и прототип).
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Friedrichshafen FF 33L
Назначение: многоцелевой поплавковый гидросамолет
Статус: серийное производство
Компания-производитель: Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH Werft, Манцелль
Экипаж: 2 чел.
Силовая установка: один шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Benz Bz-III, развивавший мощность 163 л.с. (120 кВт)
Размеры:
размах крыльев 16,75 м
длина 10,45 м
высота 3,73 м
площадь крыльев 52,70 м²
Масса:
пустого самолёта 1008 кг
взлетная 1635 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 119 км/ч
время набора высоты 1000 метров 17,5 мин
продолжительность полета 5-6 часов
Количество изготовленных: 162 экз.
источник: Text Jiří Hornát, Výkres Petr Kolmann «Letadla 14-18 Friedrichshafen FF 33e» «Letectví+Kosmonautika» 16/96, str.47/1039
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-mnogocelevye-poplavkovye-gidrosamolety-friedrichshafen-ff33e