Многоцелевые поплавковые гидросамолеты CANT Z-515. Италия
В 1923 году в Триесте верфью Cantieri Navali di Monfalcone в Триесте было основано авиационное отделение Cantiere Navale Triestino (CNT), которое позднее сменило название на Cantiere Aeronautici e Navale Triestino (CANT). С переменным успехом компания CANT разработала некоторое количество самолетов, в основном машин морской авиации. Ситуация изменилась в 1931 году, когда итальянский диктатор Бенито Муссолини объявил о плане мероприятий, конечной целью которых должно было стать воссоздание Римской империи. Согласно плану в Италии предстояло создать мощнейшую экономику, способную вернуть уехавших за рубеж итальянцев.
В этом плане развитию авиации отводилось одно из важнейших мест. Под давлением командующего итальянской авиацией маршала Итало Бальбо инженер Филиппо Цаппата был вынужден покинуть французскую компанию Blériot, где он имел довольно успешную карьеру, и вернуться на родину. В Италии Филиппо Цаппата пришел на должность технического директора и главного конструктора компании CANT, которая к этому времени входила в состав судостроительной компании Cantieri Ruiniti deli’Adriatico (CRDA). Однако несмотря на смену названия компании её новые самолеты по-прежнему обозначались сокращением CANT.
Самолеты, созданные в компании CRDA инженером Филиппо Цаппата, несли на себе отпечаток его конструкторского почерка и в целом были успешными. Первыми работами инженера Цаппаты в компании CRDA были гидросамолеты, которым присваивались обозначения начиная с Z-500. Затем стали разрабатываться и машины с колесным шасси; этим самолетам присваивались обозначения начиная с Z-1000.
Последним самолетом Филиппо Цаппата перед его переходом в компанию Breda был легкий морской разведчик и прибрежный патрульный гидросамолет CANT Z-515. Ожидалось, что он будет выполнять большую часть задач, которые в конце 1930-х годов выполняли разработанные ранее инженером Цаппата монопланы-парасоли Z-501 Gabbiano.
Главными особенностями нового гидросамолета были аэродинамическая чистота и легкая конструкция планера. Благодаря этим качествам для силовой установки CANT Z-515 было достаточно двух 12-цилиндровых рядных инвертированных двигателей воздушного охлаждения Isotta Fraschini Delta RC-35/RC-40, развивавших мощность 700/750 л.с. (515/550 кВт). В 1939 году Филиппо Цаппата спроектировал похожий самолет CANT Z-514 с более мощными двигателями Alfa Romeo 135 Tornado, но воздержался от его реализации с использованием двигателей и конструкции планера при создании скоростного среднего бомбардировщика CANT Z-1018 Leone.
Работы над CANT Z-515 начались в 1939 году и машина должна была конкурировать с другим поплавковым гидросамолетом CMASA RS-14. Если у гидросамолета концерна FIAT разработка и испытания прошли ровно, и эта машина была запущена в серийное производство, то разработка Z-515 замедлилась. Самая большая ошибка была связана с выбором двигателей и относительно небольшими производственными мощностями компании CANT, которая параллельно серийно изготавливала гидросамолеты Z-506 и средние бомбардировщики Z-1007.
Также следует сказать, что в целях ускорения проектирования и преемственности конструкций инженер Филиппо Цаппата использовал ряд узлов Z-515 в конструкции нового двухмоторного бомбардировщика Z-1018, который признан лучшим итальянским бомбардировщиком Второй Мировой войны. Крылья и хвостовые оперения обоих самолетов были почти одинаковыми (по крайней мере на этапе создания прототипа Z-1018); кроме того часть узлов также была взята у Z-515. Помимо колесного шасси еще одним отличием среднего бомбардировщика Z-1018 была силовая установка, состоявшая из двух двухрядных радиальных 1350-сильных (992 кВт) двигателей Alfa Romeo 135 RC-32 Tornado.
Прототип Z-515 , получивший номер военного регистра MM466, совершил свой первый полет 8 июля 1940 года. Полет был выполнен с гидроаэродрома в Монфальконе (Monfalcone); в кабине пилота сидел заводской летчик-испытатель Марио Стоппани (Mario Stoppani), а сама машина не имела вооружения и другого военного оборудования.
В начале 1940 года гидросамолет был доставлен в расположенный в Винья-ди-Валле (Vigna di Valle) испытательный центр морской авиации, где в феврале 1941 года начались его сравнительные испытания с конкурентом RS-14. Оба гидросамолета соответствовали предъявляемым к ним требованиям, но Z-515 имел недостаток в виде задержки в разработке. Тем не менее, Королевские ВВС Италии заказали две серии по 50 машин в каждой.
03 – прототип многоцелевого поплавкового гидросамолета CANT Z-515 участвовал в испытаниях полностью окрашенным алюминиевой краской. Исключение составляли выкрашенные в черный цвет нижние поверхности поплавков. На нижние и верхние поверхности крыла были нанесены черно-белые опознавательные знаки (три черные ликторские фасции на белом фоне) с черными окантовками. Рули направления были выкрашены в цвета национального флага с добавлением горизонтальной линии, образовывавшей белый крест. На борта фюзеляжа наносилась красная молния
В конце мая 1941 года прототип Z-515 получил полный комплект оборудования и вооружения. Оборонительное вооружение этого четырехместного гидросамолета состояло из одного 12,7-мм пулемета Scotti, имевшего боезапас 350 патронов и размещенного в турели Caproni-Lanciani Delta E (установлена в верхней части фюзеляжа), и двух 7,7-мм пулеметов SAFAT с боезапасом по 500 патронов, размещавшихся в окнах в бортах задней части фюзеляжа.
В корневой части правой консоли крыла находился стрелявший вперед 7,7-мм пулемет SAFAT с боезапасом по 500 патронов. Под фюзеляжем находились шесть держателей для бомб весом от 40 до 100 кг. Прототип MM466 имел цельнодеревянное крыло, тогда как серийные гидросамолеты Z-515 получили металлические крылья. Основу фюзеляжа гидросамолета составляла сваренная из стальных труб ферма. К ферме крепились вспомогательные шпангоуты и все конструкция покрывалась обшивкой в виде съемных дюралюминиевых панелей.
Из первой производственной серии, которой были выделены номера военного регистра с MM35789 по MM35838, было изготовлено лишь три гидросамолета Z-515. К постройке второй серии вообще не приступали. Причинами этому были все возраставший вал проблем в итальянской экономике вообще и в авиастроительной промышленности в частности и необходимость сосредоточения компании на более приоритетных программах средних бомбардировщиков: модернизированных вариантах Z-1007 и новейшего Z-1018.
В декабре 1942 года общий заказ поплавковых гидросамолетов Z-515 был уменьшен до 60 штук, затем только до восемнадцати и в конечном итоге остановился на трех машинах. Серийные гидросамолеты Z-515 использовались в качестве морских разведчиков. Планы по созданию на базе Z-515 гидросамолета-метеоразведчика реализованы не были. После объявленного в сентябре 1943 года Перемирия машины оказались на захваченной немцами территории, после чего их следы теряются.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: CANT Z-515
Назначение: легкий морской разведчик и прибрежный патрульный гидросамолет
Статус: мелкосерийное производство
Компания-производитель: Cantieri Riuniti dell’Adriatico (CRDA), Cantiere Aeronautici e Navale Triestino (CANT); Монфальконе
Экипаж: 4 чел.
Силовая установка: два 12-цилиндровых рядных инвертированных двигателя воздушного охлаждения Isotta Fraschini Delta RC-40, развивавших мощность 750 л.с. (550 кВт) и вращавших трехлопастные винты
Размеры:
размах крыла 22,50 м
длина 15,25 м
высота 5,84 м
площадь крыла 63,00 м²
Масса:
пустого 6390 кг
взлетная 8640 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 4300 метров 382 км/ч
крейсерская скорость 300 км/ч
время набора высоты 5000 метров 17,75 мин
дальность полета 1900 км
источник: VÁCLAV NĚMEČEK VÝKRES STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45. CRDA CZ-515» «L+K» 2/94, стр.30/106