Mitsubishi Ki-109. О вреде курения неправильного

16

История противостояния «бича Японии» — Boeing B-29 Superfortress и ПВО метрополии, для японцев история грустная и не жизнеутверждающая. Практически полное уничтожение экономики Империи, начавшееся в июне 1944 года , вместе с «довеском»: двумя атомным бомбами, было разменяно американцами на 414 потерянных бомбардировщиков, причем только 147 историки относят на действия ПВО Японии. Остальные, как бы, сами попадали. Но официальную историографию пока никто не отменял.

Дело было даже не в том, что B-29 Superfortress был по всем статьям уникальной машиной, опередившей свое время, но и в полной «импотенцией» японского авиапрома, который так и не смог с 1943 года (первые, достаточно достоверные данные о том, с чем именно придется иметь дело у японцев уже были в 1943 году ), ни создать и довести до серии что-либо новое, ни адаптировать уже имевшееся. Поэтому, до самого конца войны, самым действенным средством борьбы с B-29 был таран (В полках армейской авиации создавались специальные «таранные группы» от четырех до восьми машин на полк — Shinten Seikutai (они же To-Go tai, они же Special Attack Unit), авиация флота такими глупостями не занималась).

Традиционные для японцев, организационные проблемы не рассматриваются. Например, зональное устройство системы ПВО, намертво привязывавшее подразделения к определенному сектору обороны или своеобразное отношение к ценному, почти исчерпанному квалифицируемому людскому ресурсу: конечно, командир 244-го Сентая (полка) — Терухико Кобаяси большой молодец, что реализовал аж три результативных тарана B-29 и при этом выжил, но не факт, что в служебные обязанности офицера такого ранга, отвечающего за сотни людей, входило банальное «почти-самоубийство».

Одним из немногих технических решений, доведенных не просто до логического конца, но и до серии, был перехватчик Mitsubishi Ki-109. По доброй японской традиции времен Второй Мировой, решение по факту оказалось мертворожденным.

Нет. Идея использования крупных, позволяющих разместить тяжелое вооружение, самолетов в качестве перехватчиков не нова. Немецкие «Эсминцы» (Zerstörer)- Me-110 и Me-410 вполне себе применялись для дневных перехватов. Правда не очень долго и не сказать что ах-как успешно. Был и у японцев подобный самолет: Kawasaki Ki-45 Toryu (Nick), но с Ki-109 конструкторы пошли дальше.

В чудо какой удачный, скоростной и верткий «тяжелый», по японской меркам, естественно, бомбардировщик Mitsubishi Ki-67 Hiryu засунули не что-нибудь, а стандартное, 75-мм зенитное орудие тип 88, которое со станком весило под 2.5 тонны.

Идея была проста и изящна: открывать огонь за пределами эффективного огня бортовых стрелков B-29, причем истребительного сопровождения, делающего из грозного тяжелого перехватчика мишень, не ожидалось по причине удаленности возможных баз супостатов. У имевшегося Ki-45 Toryu такой номер не проходил: штатное вооружение, 37-мм пушка Ho-203, была форменным «короткостволом» с низкой скоростью снаряда и далеко не выдающейся скорострельностью — стрелять приходилось в упор, что, учитывая оборонительное вооружение «Суперкрепостей», возможно было только в лобовых атаках и практически сводилось к тактике «один выстрел- одно попадание». Именно так Исаму Кашииде ( Isamu Kashiide) — самый известный пилот Ki-45, одной короткой очередью, 27 января 1945 года, «убрал» B-29 «Rover Boys Express«. Беда в том, что это крайне редкий, а главное, подтвержденный, случай удачного применения пушечного вооружения Ki-45 против B-29.

Новому перехватчику, Ki-109, не было нужды выполнять такие трюки и было произведено 22 серийных экземпляра машины. Однако и проблем, мягко говоря, хватало. Пушка имела ручное заряжение а с радио-взрывателями у японцев все было очень плохо. Как они собирались одиночными выстрелами добиваться попаданий даже в такую крупную «дичь» как B-29 с дистанции порядка в километр — не ведомо.

Планируемые для установки двигатели с турбо-компрессорами Ha-104Ru, традиционно, для японского двигателестроения, не были доведены до вменяемого состояния, а главное, первое и единственное подразделение, оснащенное Ki-109 — 107 полк был готов к лету 45-го и все бы хорошо, но с весны 45-го «Суперкрепости» летали с эскортом машин-охранников — знаменитых P-51D Mustang, встречи которых с «сараеподобным» Ki-109 были смерти подобны для последнего: по крайней мере, известные и описанные редкие столкновения «Мустангов» с другими «тяжами», что Ki-46, что J1N, заканчивались одинаково и трагично для японцев.

На самом деле, алгоритм принятия решений по расформированию 107 полка и преданию командованием забвению Ki-109 не известен, так же как и возможное использование самолета в ударных целях, но единственным приходящим в голову реальным результатом создания этого безусловно интересного самолета видится не желание высоких отцов-командиров отправлять людей на убой, даже в условиях стремительно приближающего конца.

Китография самолета не богата и на сегодняшний день состоит из двух моделей:

Hasegawa

Периодически выпускается в лимитированных сериях. Варианты оформления разнообразием не блещут: пятнистый прототип и «уныло-зеленый» серийный. Производитель в инструкции честно предупреждал, по крайней мере в моем издании, о спорной достоверности наличия шевронов подразделения (107 полка) на хвосте машины, хотя сами шевроны давались в декалях.

Сама модель, венец Хасевской японской серии в 72-ом масштабе 90-х годов, естественно является обычным Ki-67 от Hasegawa со смоляными дополнениями (нос, горб) и стволом пушки из белого металла. Прекрасное литье, собираемость «на щелчке», но не ждите детализации современных моделей подобного типоразмера (например, Пе-2 от Звезды) — ниши пустые, двигатель совсем по мотивам, интерьер, конечно, есть, но сейчас это часто выполняется на другом уровне.

ARII( она же LS, она же Micro Ace)

Форма, родом из 60-х, меняла хозяев, последним счастливым обладателем, на сколько знаю, указывается Micro Ace. Единственным положительным моментом, в сравнении с Hasegawa является цена, ну еще, разве что кто-то очень любит «огуречный» внутренний клеп. Деталировка на уровне незабвенного NOVO.

Сам не обмерял и даже рядом со свечкой не стоял, но злые языки клевещут о реальном масштабе модели 1/75, а не 1/72.

Для любителей «Рентген-моделирования», бонусом может служить древнее, уже раритетное исполнение от LS, где дается дополнительный литник с основными деталями модели, выполненными из прозрачного пластика.

Источник — https://dzen.ru/a/X-MuB6JvsTLKSs8x

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account