«Мираж-Ф» по-китайски. Проект легкого истребителя Shenyang J-11. КНР
Основываясь на опыте, полученном при изучении опыта вьетнамской войны и шестидневной войны 1967 года, командование военно-воздушных сил Китайской Народной Республики в 1969 году сформулировало требования к легкому истребителю с превосходными летными характеристиками, который при выполнении основных задач истребителя должен был стать преемником J-6 (лицензионная копия истребителя МиГ-19) и, возможно, Q-5 (ударный самолет, созданный на базе МиГ-19) при выполнении второстепенных задач по нанесению ударов по наземным целям. От нового самолета требовались отличные взлетно-посадочные характеристики с короткими длинами разбега и пробега, прочная и простая конструкция и легкость обслуживания в полевых условиях.
Два авиастроительных предприятия ответили на эти требования двумя совершенно разными концепциями: компания Shenyang Aircraft Company (Shenyang; Институт 601) представила проект J-11, а наньчанский авиационный завод (Nanchang Aircraft Factory) проектом сверхлегкого самолета J-12, который дошел до стадии изготовления нескольких прототипов.
До того как командованию ВВС КНР был предложен официальный проект на заводе №112, который был загружен производством истребителей J-6, были исследованы различные концепции. На конференции, состоявшейся 25 августа 1969 года, было решено, что за разработку самолета будет отвечать завод №112. После конференции в результате серии оценок и отсева, проведенных сотрудниками авиазавода №112, выбор был сужен до трех концепций:
-
- самолет с силовой установкой из двух ТРД WP-6III (дальнейшее развитие РД-9; использовались на J-6 и, соответственно, Q-5), что вело к ограничению максимальной скорости М = 1,75, что было ниже требований ВВС КНР;
- самолет с силовой установкой из одного двигателя WP-7III (дальнейшее развитие Р-11Ф-300; использовался на истребителе J-7 [лицензионная копия истребителя МиГ-21Ф-13]), что привело к несоответствию характеристик требованиям ВВС КНР. С одной стороны в требованиях максимальная масса была ограничена семью тоннами, а с другой стороны для обеспечения оптимальных летных характеристик (боевой радиус действия) и удовлетворительной полезной нагрузки (способность нести максимальный запас вооружения и топлива) взлетная масса должна была быть больше;
- самолет с силовой установкой из одного двигателя, оснащенного форсажной камерой и являвшегося китайской версией британского двухконтурного двигателя Spey 512 (в 1978 году КНР приобрела 50 комплектов данного двигателя). Однако разработка подобного двигателя была или могла быть затруднена.
После долгих обсуждений был принят третий вариант, поскольку к этому времени в Китае уже проводились эксперименты с гражданским вариантом двигателя Spey 512. Руководство авиазавода №112 считало, что имеет хорошие шансы на успех, и получил приказ начать дальнейшие исследования и расчеты.
На следующем этапе проектирования J-11 превратился в самолет, который имел поразительное сходство с французским истребителем Dassault Mirage F1C. Он отличался коническим обтекателем с размещенным внутри него радаром типа 645 или типа 204, двумя полукруглыми боковыми воздухозаборниками с подвижными центральными полуконусами и фюзеляжем, в котором устанавливался один двухконтурный двигатель Spey в его военном варианте. Самолет получил высокорасположенное крыло с клыкообразным наплывом передней кромки консолей примерно на трети размаха и тормозной парашют, установленный в основании вертикального оперения. Вооружение истребителя включало в свой состав две 30-мм пушки, две ракеты воздух-воздух с инфракрасными головками наведения (в варианте истребителя завоевания превосходства в воздухе), блоки НУРС и бомбы (в варианте ударного самолета). Система выживания состояла из современного катапультируемого кресла класса «ноль-ноль».
Расчетные летные характеристики предполагали впечатляющую скороподъемность 197 м/с на высоте 5000 метров, максимальную дальность полета 2300 километров при взлетной массе 8700 кг и длину разбега менее 500 метров.
Хотя конструкция проекта J-11 полностью соответствовала предъявленным к ней требованиям, она была технически сложной для китайской авиастроительной промышленности того времени. Помимо этого, оставались проблемы с получением и обслуживанием британских двигателей Spey-512, а также с созданием его китайской версии с форсажной камерой. Параллельно с этим компании Shenyang снова было приказано сконцентрировать все усилия на разработке улучшенного истребителя-перехватчика J-8B, и поэтому J-11, как и многие другие китайские проекты, не пошел дальше чертежной доски.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | Shenyang J-11 | Dassault Mirage F1C |
Назначение: | истребитель | истребитель |
Статус: | проект | серийное производство |
Экипаж: | 1 человек | 1 человек |
Силовая установка: | ||
тип двигателя | Rolls-Royce Spey-512 | SNECMA Atar 9K-50 |
мощность | 5690 кгс | 5000 кгс |
Размеры: | ||
размах крыла | 8,695 м | 8,40 м |
длина | ||
• общая | 15,76 м | 15,30 м |
• фюзеляжа | 14,50 м | (?) |
высота | 4,70 м | 4,50 м |
максимальный диаметр фюзеляжа | 1,40 м | (?) |
угол стреловидности крыла (передняя кромка) | 52° | (?) |
относительная толщина крыла | 4,8% | (?) |
площадь крыла | 27,62 м² | 25,00 м² |
Масса: | ||
нормальная взлетная | 8700 кг | 10900 кг |
Летные характеристики: | ||
скороподъемность | 197 м/с (на высоте 5000 метров) | 243 м/с |
дальность полета | 2300 км | 3300 км (перегоночная) |
длина разбега | менее 500 м | 640 м |
источник: https://www.secretprojects.co.uk/threads/shenyang-jianjiji-11-j-11-lightweight-fighter.41/