Мир Имперской Мерсии и Межрасового Иудейства (МИМиМИ). Часть 2
Предыдущая часть
Однако вернемся на наш многострадальный остров. У Кенвульфа, как и у всякого уважающего себя языческого короля, было много жен. Однако самой красивой, желанной и любимой была Эрменхильда, дочь одного из вождей вестфалов. В свое время из-за своего далеко не покладистого характера она была отправлена отцом к жрицам Ирминсула. Как гласили последующие саги, поэмы и всяческие предания, именно там ее и узрел Квенвульф, пришедший к Ирминсулу, чтобы совершить там очередное жертвоприношение. Король Англо-Фризии, настолько впечатлился красотой Эрменхильды, что, недолго думая, выкрал ее прямо из святилища. О том, как среагировала поначалу девушка на такое самоуправство, разные предания давали разные ответы, но все сходятся на том, что, в конце концов, молодая саксонка полюбила своего похитителя. Был еще большой скандал с местным жречеством, а также чуть ли не со всем саксонским истеблишментом, но тут как раз разогрелась очередная война с франками и срочно потребовался хороший полководец — которым как раз был островной король. Кенвульф наголову разбил франков, всех пленных заколол у Ирминсула, а тех, кто остался – ритуально утопил в болоте. В итоге было решено, что боги простят короля, если он возьмет в жены бывшую жрицу.
Не менее полусотни различных баллад описывают бурную молодость Кенвульфа и Эрменхильды, ставшей его опорой, подмогой, советчицей и в довершении всего- еще и пророчицей. Саги описывают героические битвы, со всеми возможными врагами Англо-Фризии – то королеву зловеще похищал очередной недруг и Кенвульф ее героически спасал, то наоборот- Кенвульф находился в осаде в своей крепости и Эрменхильда прорывалась к нему во главе верных гезитов и отважно билась в первых рядах, наводя смятение на врагов. Она лично резала глотки пленным подвешенным в священной роще, гадала на их вырванных внутренностях и пророчествовала о победе. Ее называли валькирией и амазонкой, а враги считали ведьмой помрачившей разум короля, внушив ему «жажду к кровопийству».
Как бы то ни было, в одном из походов не то на данов, не то на ободритов в самой что ни на есть походно-полевой обстановке выяснилось, что Эрменхильда беременна. Кенвульф лично отвез жену в Британию — где она ранее была от силы два-три раза- где королева и родила мальчика, названного Сиджеберхтом. Кенвульф объявил сына наследником, поручил самым верным людям охранять семью денно и нощно и снова кинулся на континент, где через полтора года пал от руки датчанина.
Эрменхильда осталась одна с малолетним наследником на руках. Естественно нашлась масса соперников, завистников, тайных христиан и явных «младших» англосаксонских королей желающих вновь обособится. Воспряли бритты и пикты, устраивая набег за набегом, а в континентальных владениях Англии начался разброд и шатания, исподволь направляемые поднявшими голову франками и датским конунгом Сигифредом, всерьез вознамерившимися возложить лапу на всю Саксонию. В общем, мир вновь угрожающе качнулся в сторону РИ.
К счастью для этой альтернативы Эрменхильда была девушкой решительной и смекалистой. Пусть в Англии она была человеком относительно новым, но ее окружало достаточно элдорменов, преданных ее покойному мужу. Но прежде чем начать наводить порядок на острове, требовалось уладить континентальные дела Англии. По счастью, Сигфред своими завоевательными планами изрядно достал саксов поднимавших восстание за восстанием. Саксы и начали вспоминать, что Эрменхильда как-никак плоть от плоти их племени, что она еще как бы и облечена некоей духовной властью и что вообще она не кто-нибудь, а вдова самого Квенвульфа. В итоге вестфалы и нордальбинги встали под начало посланного из Англии тана Вурмхере, который вместе с саксами, фризами и велетами начал войну с данами. Сигфред к тому времени уже понял, что попытался ухватить кусок не по зубам, он рассорился со своими союзниками ободритами, а в тылу у него норовили отпасть островные даны. После нескольких чувствительных поражений и с той и с другой стороны Сигфред понял, что войны на два фронта он не выдержит. Но и на острове стремились к миру. В итоге в 720 году Эрменхльда и Сигфред встретились на Гельголанде в святилище Форсети где договорились о примерном распределении зон ответственности между данами и англо-фризами — по Везеру. После этого Сигфред метнулся воевать на восток, а Эрменхильда- вместе с высвободившимися после этого договора силами- на запад.
Последующие несколько лет мерсские легионы, совместно с приглашенными фризами и саксами усмиряли бунтующих вассалов. Самым серьезным был мятеж в Берниции, где короля Аэллу поддержали пикты и бритты Стратклайда. Позже к нему примкнул и король Дейры. Аэлла демонстративно принял христианство, в расчете на большую поддержку кельтов и соответственно война приобрела характер религиозной. Однако численный перевес был уже на стороне язычников- несколько десятков лет управления всей Англией королями почитающими Водана и Сикснота, давали о себе знать. Легионы Мерсии ударили с севера, а с востока в Ферт-оф-Форт высадился фризский флот. Фризы ударили с тыла, в самый неожиданный момент, пикты, бритты и нортумбрийцы дрались храбро, но безуспешно. Эофервик, столица восставших был взят штурмом, все кто был в нем- истреблены, короля Аэллу привязали к колышком в земле и смотрели как священные птицы Водана терзают его плоть. После объединенное англо-саксо-фризское войско обрушилось на Страклайд, где бриттов ждал сокрушительный разгром с последующим геноцидом.
В начале 722 года территория Стратклайда была поделена между Мерсией и Берницией.
В следующем году вспыхнул новый мятеж- на этот раз в Кенте. Король, поддержанный франками, также объявил о своем крещении и начал набирать войска — однако в самый разгар подготовки неожиданно скончался. Поговаривали, что королева была слишком сведуща в иных травах, а один из приближенных короля Кента, тан Эгберт возымел какие-то странные амбиции связанные с королевой- по слухам внушенные ему ей же. Впрочем, когда войско Эрменхильды вступили в Кент, тана тоже как-то быстро нашли в чем обвинить и также быстро казнили.
Эрменхильда была язычницей — убежденной и закоренелой, что предопределялось ее происхождением, воспитанием, да и вообще всей жизнью. Но в то же время, как уже говорилось ранее, еще она была женщиной смекалистой и практичной. Поэтому если среди тех же бриттов находились образованные умные люди, то их Эрменхильда старалась переманить себе на службу. Но при этом от них требовалось хотя бы внешнее почитание языческих богов и языческих обычаев — а желательно и искренне отречение. Естественно, что на это шли далеко не все- и церковь обогатилась новыми мучениками, но нашлись и такие, кто решил что жизнь земная все-таки предпочтительней. Более того, такие были и по другую сторону пролива- находились и франки, уставшие от бесконечного бардака в Австразии и пробиравшиеся в пусть и языческое, но относительно единое и спокойное государство. С помощью этих ренегатов был разработан свод законов – своеобразный синтез римского и германского права. Этот свод законов в истории получившее название «Правда Эрменхильды» был введен сначала в только Мерсии, но потом уже по ее образцу было введены и свои Правды и в остальных англосаксонских королевствах, которые после подавление мятежей из более-менее независимых владений превратились уже в довольно-таки формальные территории. Нет, разумеется, местные обычаи и традиции тоже учитывались при составлении этих «Правд», однако в каждой из них подчеркивалось исключительное положение Мерсии. За ее королем оставалась внешняя политика, он выступал как верховный первосвященник Водана и Сикснота, ну и обретал еще ряд полномочий. Также под давлением Эрменхильды в 730 году короли Эссекса, Восточной Англии и Кента объявляют, что после их смерти их наследником фактически становится Сиджеберхт- то есть фактически происходит инкорпорация этих государств в состав Мерсии ( правда сохраняется свое особое законодательство). К концу регентства Эрменхильды «Правды» стали вводится и на территории Фризии и Саксонии.Попутно проводится денежная реформа- вводится единая монета для всех королевств. Окончательно оформляется и статус ряда святилищ как общегосударственных- как святилище Фосите на Гельголанде.
Во области внешней политики пока никаких активных движений не происходит- за исключением того, что англо-фризы, пользуясь тем, что датчане вязнут в войнах на востоке постепенно проникают за Везер. Постепенно англы подбираются и к пиктам и к Дал Риаде. Против франков в основном оборона.
К 730-м годам на южные берега Англии начинают набеги бритты скопившиеся во множестве у своих континентальных родичей. Это вынуждает англов усиленно строить флот в основном с фризской основой.
Где-то к 740-му Сиджеберхт уже считается вполне себе зрелым королем, на чем регентство Эрменхильды фактически заканчивается.
Правление Сиджеберхта стало переломным моментом в истории языческой Англии — именно этот король заложил основы будущей Империи Севера. Еще не достигнув совершеннолетия Сиджеберхт водил мерсийские легионы на валлийцев. Однако в душе наследник трона был флотофилом- соленая кровь фризских предков текла в его жилах и гнала его на просторы Северного моря. Пока Эрменхильда занималась устроением государства, воинственный наследник престола водил корабли на север, разоряя земли пиктов, устраивал набеги на Дал Риаду, Ирландию и на материк. Рядом с ним были старые воины-фризы, воевавшие с франками бок о бок с Кенвульфом, когда он еще не стал королем, преданные его наследнику. С другой стороны было и влияние матери, сумевшей вырастить из сына ярого язычника. И все они внушали юноше мысль о том, что он должен отомстить данам за смерть отца.
Момент был выбран подходящий — Сигифред, бывший уже в весьма преклонном возрасте, по-прежнему воевал на востоке, где дела шли все хуже и хуже для Дании. Помимо островных конунгов начала восставать знать уже и в самой Ютландии. К тому же вдобавок к восточным делам, добавились еще и южные — все больше ресурсов приходилось тратить на то, чтобы удерживать в повиновении мятежных саксов и примкнувших к ним ободритов.
В этот самый момент с запада к Дании пришел Полярный Лис.
Собрав весь свой флот, Сиджеберхт высадился в Северной Ютландии. Многие местные ярлы переметнулись на сторону завоевателя, остальных ждала лишь жестокая смерть. Сигифред спешно бросая все дела, поспешил в Ютландию, но было поздно — пройдя через весь полуостров огнем и мечом, Сиджеберхт соединился с вышедшими из Фризии мерсийскими легионами. Наследие короля Пенды не сгинуло в веках, но сохраненное и приумноженное, оно очень пригодилось его потомкам. Мерсийские легионы превратились в хорошо отлаженную боевую машину, что в сочетании с мореходными навыками фризов и саксов превращало Англию в самую сильную военную силу в Северной Европе. Соединенное войско объединилось с саксонскими герцогами, встретившись с датским конунгом на Эйдере. Сигифред пал в героическом сражении и король Мерсии пил эль из черепа врага. После этого он прошел еще раз по Ютландии, приводя к покорности датчан, обложил их данью, поставил своих наместников, а потом вернулся в Англию.
Вскоре датчане восстали, выбрали себе конунга — одного из сыновей Сигифреда, перебили всех англосаксов в Дании. Впрочем, были и те, кто оставался, верен Сиджиберхту, признавая его датским королем. Вновь вспыхнула усобица, в которой с радостью приняли участие саксы, велеты и ободриты. Ко всему прочему с севера нагрянули норвежцы. На фоне всего, что в это время творилось в Ютландии, многие вздохнули с облегчением, когда у берегов Дании вновь появился английский флот. Сиджеберхт действовал быстро, решительно и жестоко. Мерсийская армия заняла весь ютландский полуостров, серьезных препятствий, восставшие были вырезаны под корень, непокорные селения обрекались в жертву Вотану. Уцелевшие вожди восставших бежали в Сконе. Полуостров стал очередным заморским владением Мерсии, к титутлам Сиджебрехта добавилось «конунг Ютландии», на полуостров распространилось действие «Правды Эрменхильды». Что же до островных данов, то тут Сиджебрехт удовлетворился просто вассальной зависимостью.
Примерно с 743 по 750 годы он воевал в Саксонии, приводя к покорности оставшиеся независимыми племена и с задачей этой справляясь- в конце концов саксы признали короля англов верховным владыкой. После Сиджебрехт совершил еще несколько походов на ободритов и сорбов, причем его союзниками стали руяне. В итоге Сиджбрехт стал владыкой огромной территории- кроме собственно англосаксонских королевств в Британии, а также земель отвоеванных у кельтов, его власть распространялась на Фризию, Саксонию и Ютландию, его вассалами были островные даны и лютичи, союзником были руяне. Кроме того влияние англосаксов постепенно усиливалось и в Австразии — там, как и в соседней Нейстриии продолжалась грызня, короли из династии Меровингов сменяли один другого, так же как и соперничающие майордомы. И понятное дело, что среди соседей находилось немало желающих половить рыбку в мутной воде. С юга франков подпирала поликультурная Аквитания, с востока и с севера скалила зубы Англо-Саксония, а с запада подпирала Бретань.
Об этом государстве стоит сказать особенно. Наплыв пришельцев с островов весьма усилил местное население кельтским элементом. Внешняя угроза сделала кельтов более сплоченными, в результате чего уже к 750 году на место множества враждующих владений приходит более-менее единое государство. Первым его королем становится вождь одного из феодальных владений. Он был смел, решителен, жесток, руки его были запятнаны кровью невинных — однако он был, что называется Рожден Повелевать. Жестоко казнив всех своих соперников, он объединил Бретань.
Имя его было Конан. Просто Конан.
В этот момент произошла очередная свара в Нейстрии и один из лидеров соперничавших группировок обратился за помощью к бретонцам. Король Конан пришел к нему на помощь, убил сначала врага, а потом казнил и позвавшего его союзника. В 753 году дикие бритты ворвались в Лютецию и предали ее огню и мечу. Последний нейстрйиский Меровинг был убит. Граница Бретани прошла по Луаре и Сене, а в Лютеции Конан сделал свою ставку.
Все это очень не понравилось королям Австразии, воззвавшие о помощи к англам Сиджебрехта. Тот с готовностью пришел на помощь – в 756 году его войско форсировало Английский канал и ударило по бретонцам, в то время как они дрались с франками. Двойного удара король Конан не выдержал и отошел назад, оставив Лютецию. Неизвестно как развивались бы события дальше, если бы король Сиджебрехт не погиб при осаде Руана. После этого войско англов покинуло Нейстрию, тем более, что начались волнения на границе с Уэльсом — король Конан ранее отправлял гонцов к своим островным родичам, подстрекая их к нападению на Мерсию. Оставшись без союзников франки Австразии, воевали с куда меньшим успехом, хотя и Конану Великому великому приходилось нелегко. Окончательное покорение Нейстрии совершилось уже при его наследниках, пополнивших свою армию новыми беженцами из Британии. К 770 году Бретонское королевство окончательно утвердилось в Нейстрии.
Сиджебрехт погиб относительно молодым и все его дети были еще слишком малы, чтобы взойти на трон Мерсии. Эрменхильда уже тоже умерла, поэтому регентом стал его сводный брат Этельнот сын Кенвульфа от Эстред, дочери короля Эссекса.
Этельнот в отличие от своего брата не пылал особым рвением к походам и завоеваниям, хотя в юности, он успел повоевать и в Стране Пиктов и во Фризии. Однако еще больше его влекли дела духовные. Это стремление в нем поддерживала и Эрменхильда, которую очень устраивало, что ее пасынок не стремится к власти. С ее подачи Этельнот отправился на материк, к жрецам саксов и фризов. Вернувшись обратно на остров, Этельнот собирался стать верховным жрецом святилища Белого Дракона в Уффингтоне. Только преждевременная смерть брата вознесла его на престол Мерсии, но в душе он всегда оставался жрецом. И в историю он вошел именно как Этельнот-жрец.
К тому времени уже в Англии и ее континентальных владениях уже начала складываться более-менее единая жреческая корпорация – отчасти благодаря примеру христианской церкви. В ее создании была немалая заслуга одного из учителей Этельнота — Гунобальда, монаха-расстриги из Нейстрии. Он был советником еще у Эрменхильды. Свое отступничество бывший монах воспринимал чуть ли не как прямое служение Сатане, о чем не слишком распространялся. Однако Князю Тьмы он служил истово, испытывая видимо какой-то особый душевный трепет при совершении языческих обрядов и поклонении языческим богам, коих Гунобальд возможно до самой смерти считал падшими ангелами. Он много общался с жрецами Ирминсула, Экстернштайна, Уиффингтона и Арконы. Он же убеждал короля Мерсии в необходимости введения единой жреческой организации, что-то аналогичное структуре христианской церкви. Однако Сиджебрехту это было малоинтересно — свою верность Водану он предпочитал доказывать на поле боя, а возле капищ он появлялся ровно настолько, насколько это требовали от него традиции.
Этельнот был другим. Именно в его правление практически оформилась единая религия для Мерсии и всех ее владений на островах и на континенте. Привычное равновесие различных культов, богов и их служителей оказалось поколеблено. При Этельноте были оттеснены на второй план культы Фрейра и Тунора-Тора, сохранившие популярность в основном в простонародной среде. Главными богами Северной Империи стали Водан и Сикснот-Тюр. Де-факто образовалась своеобразная дуалистическая религия. В ней, правда не было непримиримого антагонизма между богами, они не воплощали собой принципы добра и зла, добродетели и греха, правды и лжи. Фактически, дуализм новой религии означал дуализм Закона ( Порядка) и Хаоса, хотя естественно никто не пользовался подобной терминологией. Оба эти принципа образовывали в языческой религии достаточно непротиворечивое единство.
Сикснот-Тюр, чей культ постепенно сливался с культом Фосите-Форсети, был покровителем Закона, заключенных клятв и договоров, с его именем на устах входили на престол короли Мерсии, с упоминания о нем начиналась и «Правда Эрменхильды». Собственно именно он считался покровителем растущего государства и любой народ, включаемый в состав державы, оказывался под его покровительством.
Но этот народ еще надо было подчинить.
И вот тут вступал в силу второй бог — Водан.
Бог-войны, набегов, бури и смерти. Бог Легионов и одновременно — бог обманщиков и душегубов. Именно этот бог смотрел из глаз мерсийцев, когда они смотрели на все еще не покоренные народы, на тех, кто еще не вошел в сферу влияния бога Закона. Соответственно предопределялось и отношение к ним- в соответствии с духом той жестокой эпохи
Кроме того Водана почитали как бога смерти и всего что с ней связано ( его дочерью считалась богиня смерти Холла), бога жрецов и колдунов.
Понятное дело, что религия англосаксов оставалась, прежде всего, язычеством, поэтому строгой грани между двумя божествами не было. Понятное дело, что элемент Закона был обращен и вовне- те же мирные договоры и вообще дипломатические миссии. Так же как и у Повелителя Хаоса было много дел и внутри королевства- как же иначе, если даже сама королевская династия вела от него свое происхождение. Вообще хотя обоим божествам оказывались одинаковые почести, но Водан считался более значительным богом. Его жрецом в итоге стал и Гунобальд. С именем последнего, кстати, связывают еще и кодификацию различных эддических преданий, легенд и саг в нечто единое, в некотором роде ставшее своеобразным языческим «священным писанием».
Гунобальда считают также чуть ли не главным инициатором большого похода на Уэльс. Набеги и связь с Конаном Бретонским четко показывали, что мирного сосуществования с бриттами не получится. Однако для начала требовалось усмирить данов, также взбунтовавшихся после смерти Сиджебрехта . Этельнот усмирил данов с помощью саксов, затем уже из покоренных данов он набрал новое войско, пополнил его фризами, саксами, тюрингами, славянами и даже норвежцами. Собрав огромную армию и флот, он двинулся на Уэльс.
Потомки бриттов отчаянно сражались во имя Христово, а король Конан даже отправил им помощь свой флот. Однако его потопили фризы и норвежцы, а потом они же прошли на север и высадились в Уэльсе. Горы рыдали кровью и земля не могла вместить в себя тела умерших, бритты бежали кто куда. СИГ камбрам! Горе кельтам! Велик и страшен был валлийский закат!
Все церкви были разрушены и вороны Одина терзали распятых священников, а куски расчлененных тел героических вождей бриттов разбрасывались по полю. Кельты угонялись в рабство, а их земли занимали даны и велеты. С 761 по 776 годы шла эта тяжелая война, но по ее итогам Уэльс был окончательно усмирен, а земли его были разделены между англо-саксами и пришельцами с континента.
Одновременно шли войны и на севере. В 768 году гаэльское королевство Дал Риада было завоевано, скотты бежали обратно в Ирландию, те кто остался на месте были вынуждены публично отречься от христианства. В 770 году был захвачен остров Мэн, было совершено несколько набегов на Ирландию, но каких-то попыток закрепится на ее побережье не было.
Несколько войн прошло и против королевства пиктов и хотя король Бредиу сохранил трон, но ему пришлось взять в жены дочь короля Берниции, признать сюзеренитет короля Этельнота, а также позволить свободно расселяться на своих землях поселенцам из Берниции и Дейры. Естественно там была разрешена полная свобода вероисповедания, что в сочетании с общей изоляцией Пиктваии и близостью к англосаксонской языческой империи в итоге привело к тому, что местное христианство постепенно зачахло и выродилось, сливаясь как с пришлым германским язычеством, так и с поднявшими голову кельтскими и пиктскими культами.
Так по всей Британии окончательно и бесповоротно утвердилась власть язычников-саксов. Что же до внешних владений, то тут Этельнот проводил осторожную политику, довольствуясь тем, что удерживал в своих руках, то, что захватил еще Сиджебрехт. Он поддерживал Австразию против Бретани и Аквитании, но сильно во франкские дела старался не влезать. На востоке он подавлял местные выступления, отражал набеги ободритов и сорбов, а также пиратов из Сконе. К концу правления Этельнота (780 год) был захвачен остров Борнхольм, ставший воротами для проникновения англосаксов в восточную часть Балтики.
Однако там уже вызревали новые силы, готовые бросить вызов Мерсийской гегемонии.