Миноносцы типа «Удалой»
Прорыв русских кораблей в США окончательно переполнил чашу терпения правительства Великобритании, которое 20 июня 1935 года отдало давно ожидаемый флотом приказ об оккупации Норвегии.
Первые транспорты с войсками, прикрываемые крейсерами и эсминцами Флота Метрополии, вошли в гавани Бергена, Тронхейма и Нарвика уже на рассвете 22 июня. На ноты протеста, рассылаемые норвежским правительством, англичане обращали еще меньшее внимание, чем на слабое сопротивление застигнутых врасплох норвежских войск.
Занятие Норвегии английскими войсками не на шутку встревожил русское командование, ведь блокада англичанами Датских проливов означала, что для линейных крейсеров «Бородино» и «Кинбурн» останется лишь один выход в Северное море, из-за чего они могут быть перехвачены при возвращении Флотом Метрополии.
Уже 23 июня было принято решение оказать Норвегии посильную помощь в отражении английской агрессии, и началось сосредоточение русских войск, перебрасываемых через Германию в Киль, откуда они должны были отправиться в Осло. Положение осложнялось полным отсутствием в составе Балтийского флота десантных кораблей, строительство которых только начиналось на Петроградских и Ревельских заводах.
Между тем норвежское правительство отнюдь не спешило принимать предлагаемую Россией помощь. Более того, 25 июня оно заявило, что будет сопротивляться русскому вторжению не менее решительно, чем английскому.
На рассвете 27 июня русские транспорты с десантом, охраняемые кораблями Балтийского флота, подошли к входу в Осло-фиорд, где были встречены огнем орудий броненосцев береговой обороны «Эидсволд» и «Норге». Вот тут-то в дело и вступили русские миноносцы типа «Удалой». Торпедная атака на норвежские броненосцы, выполненная восемью миноносцами, увенчалась полным успехом – оба норвежца были торпедированы и вскоре затонули. Единственной потерей русских стал миноносец «Убедительный».
И в дальнейшем маленькие миноносцы были авангардом русских сил движущихся через узкий фиорд к норвежской столице. Выставившая параван-тралы семерка «Удалых», прикрываемая идущими следом эсминцами с их мощной 120-мм артиллерией, приняла на себя основной удар норвежских береговых батарей, перекрывающих подходы к Осло. Под огнем норвежских орудий затонули «Успешный» и «Умелый», а «Удалой» получил тяжелые повреждения, после которых так и не был восстановлен.
Тем не менее, высадка десанта в Осло прошла успешно – норвежская столица была захвачена всего за несколько часов. К сожалению, подкреплений русский корпус, высадившийся в Норвегии, так и не получил – вторая волна транспортов была вынуждена повернуть восвояси после появления у норвежских берегов главных сил английского флота. Большей части русских боевых кораблей удалось ускользнуть в проливы под защиту своих минных заграждений, но высадившиеся в Норвегии войска оказались предоставлены самим себе, выдерживая сильнейший натиск английских и перешедших на их сторону норвежских войск.
21 августа находившиеся в Осло русские войска капитулировали. В плен к англичанам попали почти 10 тысяч человек, им также достались 11 танков и 28 артиллерийских орудий. Экипажами были взорваны оставшиеся в Осло эсминец «Гогланд», а также миноносцы «Удалой» и «Устойчивый».
В тот же день началась высадка американских войск в Исландии.
* * *
Ведущаяся в 1914–1917 гг. минная война на Балтике выявила необходимость постройки малых кораблей, являвшихся комбинацией артиллерийско-торпедного корабля, малого минного заградителя и быстроходного тральщика, более пригодных для работы в проливах Моонзундского архипелага, чем крупные, проектируемые в качестве эскадренных кораблей, «Новики». Оптимальными в этом отношении, по замыслу Морского министерства, были бы корабли близкие по своим ТТХ к эсминцам типа «Доброволец», но с увеличенной, за счет паротурбинной силовой установки, скоростью хода. На проведенный в августе 1917 года конкурс было представлено пять проектов, водоизмещением от 164 (Балтийский завод), до 700 т (Ревельский Русско-Балтийский). Наиболее близким к заданным условиям оказался проект Путиловского завода, предложившим 600-тонный миноносец вооруженный двумя 102-мм орудиями и двумя двухтрубными торпедными аппаратами, со скоростью хода свыше 30 узлов, обеспечиваемой МКУ, состоящей из четырех паровых котлов и двух паротурбинных агрегатов. Этот проект и был принят к постройке с небольшой коррекцией вооружения – заменой двухтрубных торпедных аппаратов на трехтрубные и установкой двух 37-мм зенитных автоматов. Правда, пришлось отказаться от предлагаемых заводом турбозубчатых турбоагрегатов, ранее не изготовлявшихся в России, из-за опасения затянуть сроки постройки миноносцев – их было предложено внедрить на второй серии новых миноносцев. В свою очередь, конструкторы Путиловского завода потребовали изменить ранее предлагаемую эшелонную схему расположения МКО на линейную, чтобы компенсировать увеличение веса торпедных аппаратов и дополнительного топлива. Несмотря на это, нормальное водоизмещение проектируемого миноносца составило в итоге 641 т.
Уже в октябре 1917 года были выданы заказы на постройку новых миноносцев. Шесть из них достались Металлическому заводу, шесть – Путиловской верфи, четыре – Ревельскому Русско-Балтийскому и два – заводу «Ланге и сын». Выданные в ноябре того же года заказы еще на 18 миноносцев были аннулированы после окончания Великой войны.
Восемнадцать вошедших в состав Балтийского флота миноносцев показали себя исключительно полезными кораблями, что подкрепило уверенность в правильности принятого Морским министерством решения о массовом строительстве подобных кораблей по программе 1934–1938 гг.
Нормальное водоизмещение: 641 т.
Скорость: 31 узел, при мощности машин 13 500 л.с.
Вооружение: 2×1 102-мм/60 орудий, 2×1 37-мм автомата, 2×3 450-мм ТА.
Размерения по КВЛ: 70,8×7,4×2,5 м.