Минный крейсер проекта «брандертога»

16

Минный крейсер проекта «Брандертога»

Минный крейсер проекта "брандертога"

Эта история началась в конце Х1Х века, когда российское руководство недовольное тем что постоянно не успевает за техническим прогрессом, решило малость приоткрыть завесу будущего. Российские корабли в момент проектирования и закладки, зачастую превосходили перспективные иностранные разработки. Но длительное строительство, приводило к тому, что российские корабли вступая в строй, не только не оказывались впереди планеты всей, но даже не на лидирующих позициях кораблестроения, так хорошие середнячки. Выходов из этого пути было несколько (например просто не обращать внимания, ожидая что ситуация сама рассосётся), но почему-то все они были отвергнуты и не реализованы. Решение было найдено оригинальное – зачем подтягивать промышленность к зарубежным аналогам (ибо этот путь был затратный и трудный), а всего лишь создать корабль куда более новаторский и перспективный чем имеющийся до этого.

Казалось бы, это невозможно! Как создать то, до чего иностранцы еще не дошли!

При этом, на разведку, которая должна была украсть самые смелые проекты тех же англичан, надежды было мало. Разведка (по крайне мере подобные заслуги русская разведка себе приписывала), постоянно присылала чертежи новейших английских кораблей. Потом по этим чертежам российская промышленность начинала делать корабль, и получался неважный результат: английский корабль вступал в строй через 3-4 года после закладки, российский – через 5-6 лет.

Но, ведь не оскуднела земля русская на колдунов, шаманов, астрологов (и экстрасенсов). Пусть эти уважаемые люди, соберутся вместе и в едином порыве узнать будущее российского флота, предоставят корабли будущего. Корабли, которые будут лет через 10-20!

***

История умалчивает подробности этого сложного мистического ритуала: сколько было жертв, какое потребовалось количество девственниц (достоверно известно что тайную обитель покинуло гораздо меньше девственниц чем было отправлено, с другой стороны если судить по общему количеству жизней, то тайную обитель покинуло даже больше чем пришло), и как проходил сам ритуал.

Неизвестно точно, что повлияло на сам ритуал, следует назвать его не удачным (ибо заглянуть на 10-15 лет в будущее не удалось), или напротив удачным (ибо удалось заглянуть в будущее на 90-100 лет), но ритуал все же прошел, и результаты были представлены.

Минный крейсер проекта "брандертога"

***

Корабль из ведений специалистов по прогнозированию, нарисованный в момент ритуала, был необычайно красив, на каждом из представленных рисунков.

Длинный с большим полубаком; острый клиперный нос; белые буруны свидетельствующие о высокой скорости.

Однако было нечто такое, что заставляло конструкторов и адмиралов сомневаться в предоставленных данных.

— Такими будут наши корабли через 10-20 лет?

— Да, эти крейсера бороздят океаны под крыльями орла!

Так и этак, прикинув соотношение размеров, конструкторы принялись создавать по рисунку чертежи.

— Две одноствольные башни – да без проблем.

— Сдвинутые мачты, трубы и надстройка к центру – да пожалуйста.

— ….. чего? Нет, это не к кораблестроителям, но помещения выделим.

— Находятся в шахтах, типа рыбины в бочках? – да это торпеды, ничего сложного.

Наконец, помимо изображений, были предоставлены чертежи, и предполагаемые характеристики крейсера ближайшего будущего.

2 203-мм орудия, 4 57-мм пятистволки Гокчиса (в окончательном варианте 75-мм причем с элетроприводом).

Слабое артиллерийское вооружение компенсировалось мощнейшим вооружением минным (точнее торпедным). Уж торпедных аппаратов в крейсере было напихано побольше чем у флотилии миноносцев. А как же 20 минных аппаратов, и это только на один борт! А еще есть и носовые.

Это торпедное вооружение, и дало крейсеру новое имя, которое закрепилось за всей серией.

Сами астропаты, хотя и сошлись во мнениях чей это крейсер, что это крейсер будущего, чем примерно вооружен, что имеет, никак не могли выговорить (или написать) название данного крейсера. Вариантов было много «Титикода», «Титькакогда», «Тикайдетога», «Таннннннннтога», «Татакода», «Титанобоякогда», «Тиранозаврокода», но ни одно не было истинным. Конечно, названия у крейсера были странными, можно даже сказать не русскими, буссурманскими, но кто его знает, что будет лет через 15? Может крейсер будет назван в честь сражения, которое будет лет через 5? И тогда имя сразу становится не буссурманским, а родным.

Вот только когда, предоставляя адмиралам крейсер, конструктора высказались о минимум 20 торпедных аппаратах, один из адмиралов произнес легендарную фразу:

— «Да это не какая-то Титикода, а настоящая Брандертога!»

*

Примечание.

Брандер 1) судно загруженное горючими веществами, оно должно сцепиться с вражеским кораблем и поджечь его. В благоприятной ситуации, брандер можно разменять не на 1 вражеский корабль, на целый флот. 2) пароход загружаемый чем-то тяжелым и не нужным (камни, бетон), и затапливаемый около входа во вражескую бухту.

*

Что имел ввиду адмирал, осталось загадкой, ведь оба варианта подходили крейсеру будущего: ворвавшись во вражескую бухту ночью, крейсер мог одним залпом отправить на дно (или вывести из строя) практически весь вражеский флот (в пределах одной эскадры). С другой стороны, большое количество торпедных аппаратов, в случае попадания вражеского снаряда могли быстро отправить крейсер на дно (и если бы детонации торпед продолжилась, то крейсер не только бы не загораживал бы фарватер, но еще бы его и углубил).

Минный крейсер проекта "брандертога"

Однако, императору проект понравился.

Так же императору понравилось то, что сказали колдуны и прорицатели о его будущем: «сто лет пройдет, а вас на руках будут носить!», «только вас и будут вспоминать!».

В результате проект перспективных крейсеров для российского императорского флота, под кодовым названием «Брандертога», был утвержден. Первый крейсер получивший название «Баян», было решено строить во Франции, еще 3 в Российской империи. Общее количество крейсеров будущего предполагалось, на ближайшее время ограничить 10 штуками.

Вторая серия крейсеров строилась с небольшими дополнениями, в частности была малость побольше.

Минный крейсер проекта "брандертога"

Крейсера проекта «Брандертога» смело можно называть неоднозначными.

Да, недостатки у проекта были, причем некоторые носили фатальный характер.

Но плюсов, которые в последствии были приняты во многих флотах мира, было больше.

Хотя вооружение «большого минного крейсера» и было слабым (имеется ввиду артиллерийское вооружение), но оно оказалось достаточным что бы гонять разведчиков вражеских – которые и вооружением были слабее, и брони не имели, и убежать не могли.  При этом, скудное вооружение имело большие углы обстрелов, что позволяло компенсировать некоторую слабость.

Большое количество минных аппаратов, тоже сыграло свою роль.

Крейсер имел существенную авиагруппу: один воздушный шар и два змейковых воздушных змея. Для корректировки стрельбы по берегу использовался воздушный шар (так же было несколько случаев, когда воздушные шары использовались для связи и доставки посылок «корабль-берег» и «берег-корабль».

Воздушные змеи, предназначались для корректировки стрельбы (а так же раннего обнаружения и наблюдения) в море. Причем развитая система позволяла одновременно держать над крейсером два воздушных змея – т.е. «брандертога» могла корректировать не только свой огонь, но и одновременно и корректировать огонь другого корабля.

Важным средством, оказавшим успех во время ночных операций, стал прибор (будущий радиолакатор) Хюльсмайера, позволявший обнаруживать противника на расстоянии до 60 кабельтов в условиях тумана или ночи.

 

Тем не менее, не прошло и 15 лет, как весь проект «Брандертога» устарел. Со стапелей разных стран стали сходить линейные гиганты – время минных крейсеров ушло.

 

Ненадолго.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account