MIM-72 «Chaparral»: мы его слепили из того что было… и ведь неплохо вышло!

10

MIM-72 "Chaparral": мы его слепили из того что было... и ведь неплохо вышло!

Содержание:

Да, я знаю, что по смыслу стоило бы после «Найков» и «Хоков» перейти к «Пэтриоту», но история «Чапараль» мне понравилась больше) Поэтому я решил пойти хронологически. Enjoy!

К началу 60-ых, противовоздушная оборона американской армии успешно перешла в ракетно-ядерную эпоху и в общем-то была в очень хорошей форме. Тыловые города и военные базы защищали дальнобойные зенитные ракеты MIM-14 “Nike Hercules” с ядерными боеголовками. Прикрытием войск вблизи линии фронта занимался транспортабельный зенитный комплекс MIM-23 HAWK. Вместе, эти два комплекса эффективно перекрывали весь диапазон высот и скоростей потенциальных воздушных угроз.

На этом фоне неприятным диссонансом выглядело положение дел с ПВО переднего рубежа. Непосредственное прикрытие войск на марше все еще осуществлялось либо буксируемыми зенитками “бофорс”, либо их самоходной версией M42 “Duster”. Спроектированные и принятые на вооружение еще во время Корейской Войны, эти спаренные 40-мм пушки на шасси легкого танка наводились вручную через оптический прицел и явно не соответствовали требованиям времени ни по дальности, ни по скорости реакции.

M42 "Duster"

M42 «Duster»

Попытки модифицировать “Duster”, оснастив его прицельным радаром (“Raduster”) не увенчались успехом ввиду ограничений шасси и самой системы. На смену ему в 1956 была разработана новая самоходная зенитка Т249 “Vigilante”, но к этому времени генералы США все больше сомневались в потенциальной эффективности пушечных зениток против сверхзвуковых реактивных самолетов.

Решением проблемы, по мнению армии США, должен был стать полностью мобильный однокомпонентный (т.е. все системы обнаружения, сопровождения и поражения цели должны были быть смонтированы на одном шасси) зенитный ракетный комплекс, способный к стрельбе “с колес” — без необходимости в предварительном развертывании. В 1959 году был инициирован проект “Forward Area Air Defense”, в рамках которого приступили к разработке самоходного ЗРК MIM-46 “Mauler”.

MIM-72 "Chaparral": мы его слепили из того что было... и ведь неплохо вышло!

MIM-46 “Mauler” был весьма амбициозным проектом. Смонтированный на модифицированном шасси бронетранспортера M113, этот комплекс должен был быть оснащен Допплеровским радаром с фазированной антенной решеткой – способным эффективно отслеживать низколетящие цели на фоне помех от поверхности и выполнять идентификацию “свой-чужой” – и системой автоматического сопровождения цели. Отдельная антенна генерировала узкий луч, вдоль которого двигались к цели ракеты (принцип “оседланный луч”). Такая схема позволяла упростить задачу для ракеты: ей требовалось только следовать по трассе луча, в то время как задачу сопровождения цели и преодоления помех брала на себя пусковая. Для компенсации расширения луча на дистанции, ракеты также оснащались инфракрасной головкой самонаведения.

MIM-72 "Chaparral": мы его слепили из того что было... и ведь неплохо вышло!

Эта амбициозность “Маулер” и погубила. С самого начала, программу начали преследовать технические сложности, усугубляемые недостаточным финансированием. ФАР-антенна радара оказалась сложной и капризной, система сопровождения цели работала ненадежно, а приводной луч оказался таким узким, что на испытаниях ракеты систематически в него не попадали. “Вишенкой” на торте оказалось то, что контейнеры с ракетами были размещены слишком тесно (из-за ограниченных габаритов пусковой установки) и запуск первой ракеты мог повредить соседние. К 1963 году объем необходимых доработок возрос до того, что стало ясно: в ближайшее время “Маулер” на вооружении ожидать не стоит.

Проблемы с “Маулером” поставили американскую армию в сложное положение. Старые “Дастеры” уже массово списывались (да и толку от них было все меньше), а замена им отсутствовала. Вырисовывалась неприятная картина: в возможном конфликте армия США могла оказаться беззащитна перед ударами с воздуха. Американские ВВС (USAF) в тот период были практически целиком сосредоточены на нанесении ядерных ударов со всего летающего, и их вклад в противовоздушную оборону армии ограничивался бы разве что ударами по неприятельским аэродромам. Сражаться за господство в воздухе над линией фронта USAF не хотели и не собирались.

В июне 1963 вице-секретарь отдела разработок и исследований армии приказал рассмотреть возможность срочного создания “промежуточного” мобильного ЗРК. В качестве предложений, которые можно было бы реализовать в 18-месячный, рассматривались:

* Поручить другому контрактору разработку альтернативного “Маулера” с пониженными исходными требованиями.

* Доработать существующий ЗРК HAWK для полностью мобильного применения на линии фронта.

* Разработать импровизированный ЗРК на основе существующих ракет “воздух-воздух” AIM-9 “Sidewinder” (флотский) и GAR “Falcon” (ВВС).

Рассмотрев эти предложения, ракетное командование армии (англ. Missile Command – MICOM) пришло к выводу, что разработка “урезанного” “Маулера” займет слишком много времени, и рискует столкнуться с теми же техническими проблемами. Модифицированный под фронтовое применение HAWK требовал бы двух машин – пусковая и РЛС не помещались на одном шасси – и по крайней мере 6-месячного срока для анализа и оценки. В итоге MICOM рекомендовало проследовать с третьим предложением: создать ЗРК на основе существующих УРВВ.

В сентябре 1963 года, MICOM заключила контракты с фирмами “Philco Corporation” и “Hughes Aircraft Company” на сумму в 25.000$ каждой. Компании должны были провести исследования на тему адаптации УРВВ “Sidewinder” и “Falcon” соответственно под запуски с наземного шасси. Особо оговаривался предельный 18-месячный срок разработки.

Фирма “Huges” предложила достаточно интересное решение, комбинирующее элементы авиационных СУО и наработки по “Маулеру”. На шасси гусеничного транспортера XM546 (разработанном под “Маулер”) ставилась турель оригинальной конструкции, включавшая инфракрасную систему поиска и сопровождения цели IRSTS (разработанную для перехватчиков F-106 “Delta Dart”) и контейнеры с ракетами GAR “Falcon” на выдвижных пусковых. Поиск и сопровождение целей выполнялись IRSTS автоматически: обнаружив цель, система вырабатывала огневое решение и ориентировала головку самонаведения ракеты так, что к моменту выхода из контейнера та уже вела бы цель.

Фирма “Philco” предложила предельно простое и дешевое решение, максимально использующее существующие компоненты. На шасси серийного бронетранспортера M113 ставилась доработанная пулеметная турель Второй Мировой M45 “Quadmount”, пулеметы которой заменялись ракетными направляющими LAU-7, заимствованными от истребителей. На каждую направляющую подвешивалось по ракете AIM-9C “Sidewinder”. Сидевший за гашеткой оператор визуально засекал самолет неприятеля, наводил на него установку, и удерживал в прицеле до тех пор, пока инфракрасные ГСН ракет не захватывали цель на сопровождение.

MIM-72 "Chaparral": мы его слепили из того что было... и ведь неплохо вышло!

Сопоставительные испытания двух концепций (используя ГСН от ракет обеих типов) прошли на флотском полигоне в конце 1963. И “Sidewinder” и “Falcon” продемонстрировали удовлетворительное сопровождение учебных целей. Однако с системой IRSTS от “Huges” (на модификацию которой под наземное применение были отдельно выделены 38.000$) возникли проблемы. Хотя в целом генералам больше нравилось предложение от “Huges”, но наученные горьким опытом с “Маулером”, они предпочли перестраховаться, и выбрали более грубое, но зато более надежное решение от “Philco”. В январе 1964, перспективную систему назвали “Chaparral” – “колючий кустарник”.

В сентябре 1964 года, оценив результаты дополнительных тестов и рассмотрев альтернативы, командование армии США одобрило планы развернуть “Chaparral” в составе композитных противовоздушных батальонов – включавших две батареи зенитных ракет и две батареи самоходных автопушек. Такой подход рассматривался как промежуточное решение, на 2-4 года максимум: армия США все еще рассчитывала, что “Mauler”, пусть и с запозданием, но будет принят на вооружение.

РАЗРАБОТКА И ИСПЫТАНИЯ

MIM-72 "Chaparral": мы его слепили из того что было... и ведь неплохо вышло!

Исходные требования к системе “Chaparral” были весьма скромными:

* Поражение вертолетов со всех ракурсов на скорости до 120 узлов и высоте полета от 100 до 5.000 футов.

* Поражение поршневых самолетов со всех ракурсов на скоростях от 80 до 200 узлов и высоте полета от 100 до 5.000 футов.

* Поражение реактивных самолетов стрельбой вдогонку на скоростях от 150 до 550 узлов и высоте полета от 100 до 10.000 футов.

Требования в целом соответствовали минимальным потребностям армии, и не более того. Так как инфракрасные головки самонаведения ракет “Сайдвиндер” в 1960-ых не могли обеспечить сопровождение реактивных самолетов на встречных курсах, система могла обстреливать их только “в хвост”. Это было, разумеется, существенным недостатком, но не критическим: предполагалось, что “Чапаральы” будут развертываться впереди охраняемых объектов. Риск атаки против самой установки считался небольшим, так как сам по себе “Чапараль” был абсолютно пассивной системой и ничем не выдавал своего присутствия.

Однако разработка программы “Чапараль” столкнулась с целым рядом сложностей, в основном финансовых и организационных. Исходный менеджмент проекта был построен очень неудачно: на один небольшой офис в Вашингтоне свалили как работу над “Чапараль”, так и администрирование проекта самоходной автопушки M61 “Вулкан” на том основании, что обе эти системы должны будут действовать совместно. В результате, изначально недостаточный штат был вынужден параллельно заниматься двумя сильно различающимися проектами. Масла в огонь подливало и то, что используемая в “Чапарале” ракета AIM-9 “Sidewinder” армией США до того не применялась, и приходилось опираться на экспертизу флота. Что требовало межведомственного взаимодействия, заниматься которым приходилось все тому же перегруженному офису.

Крупной проблемой стало то, что проект “Маулер” окончательно приказал долго жить в ноябре 1965. В результате, “Чапараль” из промежуточной системы с ограниченным сроком службы внезапно превратился в основной комплекс ПВО армии на все обозримое будущее. Исходный проект – вполне работоспособный! – пришлось срочно пересматривать в сторону долговечности и надежности. В результате сроки разработки значительно удлинились, а стоимость их значительно возросла. Тощий армейский бюджет, измученный Вьетнамом, к такому готов не был, и в результате финансирование проекта постоянно шло по принципу “наши мужественные бухгалтеры где-то отыскали еще денюжку”.

Требования к проекту также вынужденно начали меняться. Например, в самом начале разработки армия потребовала разместить на машине помимо пусковой установки еще и восемь ракет для перезарядки. Шасси M113 такого не позволяло (да и было дороговато), так что систему переработали под гусеничный грузовик M548. Затем выявились проблемы и с пусковой установкой. Имевшиеся в запасе пулеметные турели M45 находились в разной степени ветхости, и, как показали эксперименты – требовали капитальной переделки для использования в “Чапараль”. В итоге турель пришлось разрабатывать заново, хотя и на основе М45.

MIM-72 "Chaparral": мы его слепили из того что было... и ведь неплохо вышло!

Крупным недостатком системы считалась ее способность обнаруживать цели только в пределах поля зрения оператора. Чтобы решить проблему, армия США решила разработать специальный малогабаритный мобильный радар, который мог бы использоваться на переднем рубеже для обнаружения противника и выдачи целеуказания зенитным системам. Разработка радара, ожидаемо, затянула работы над “Чапараль”.

На испытания прототип “Чапараль” поступил весной 1965 года. Результаты оказались не слишком впечатляющими: из 11 пусков только 4 были полностью успешны, и еще в четырех случаях ракеты прошли приемлемо близко от цели (но не взорвались из-за сбоев взрывателя). Однако, армейское командование было, скорее, удовлетворено, так как принципиальная работоспособность концепта была доказана – как и способность поражать предполагаемые цели. Поэтому проекту дали “зеленый свет”.

Неудачная административная организация, недостаточное финансирование, и в целом малое внимание армейского командования к проблемам “промежуточного” проекта в итоге дали предсказуемый результат. Принятие “Чапараль” на вооружение задержалось на 22 месяца (от изначально запланированного января 1968 до ноября 1969). Стоимость же программы выросла с 17.500.000$ до 62.481.000$, то есть больше чем втрое.

КОНСТРУКЦИЯ

Система “Чапараль” представляет собой полностью мобильный, одно- (реально полутора, с учетом РЛС) компонентный зенитный ракетный комплекс малой дальности. Она предназначена для прикрытия войск на марше и непосредственно на линии фронта, защиты ближнего тыла от самолетов и вертолетов. Система состоит из следующих компонентов: зенитной ракеты MIM-72, счетверенной пусковой установки M54, гусеничного транспортера M730 и (размещаемого отдельно) радара раннего предупреждения и целеуказания FAAR.

MIM-72 "Chaparral": мы его слепили из того что было... и ведь неплохо вышло!

Боеприпасом “Чапараля” является зенитная ракета MIM-72, представляющая собой модифицированную версию ракеты “воздух-воздух” AIM-9 “Sidewinder”. В качестве основы для семейства “Чапараль” была выбрана модель AIM-9D, принятая на вооружение в 1963 году. От базовой модели (AIM-9B), модель AIM-9D отличалась в первую очередь значительно более чувствительным инфракрасным сенсором, охлаждаемым жидким азотом из баллона на пусковой установке. Также эта ракета использовала радарный (а не инфракрасный) неконтактный взрыватель, и новую неразрывно-стержневую боевую часть вместо осколочной – снаряженную сложенным “гармошкой” стальным прутом, который при подрыве мгновенно разворачивался в кольцо, рассекающее фюзеляж неприятельского самолета.

Для применения с наземной пусковой ракету, впрочем, пришлось несколько доработать. Стартуя с летящего истребителя, “Сайдвиндер” уже имел солидную начальную скорость: стартуя же с неподвижной пусковой установки, ракета была вынуждена разгоняться с нуля. Это приводило к снижению максимальной скорости и дальности полета.

Чтобы решить эту проблему, инженеры армии попытались уменьшить аэродинамическое сопротивление ракеты. Два из четырех ее стабилизаторов с роллеронами (механическими органами стабилизации по крену) заменили тонкими неподвижными стабилизаторами. Эта мера несколько компенсировала нехватку начальной скорости, хотя и не решила ее полностью.

Также двигатель Hercules Mk.36 был заменен идентичным по конструкции Mk.50 Mod.0. Эта замена была связана не со стремлением улучшить характеристики ракеты, а с более жесткими требованиями наземного применения: ракета должна была выдерживать тряску, вибрации и различные погодные условия.

Пусковая установка М54 представляет собой компактную вращающуюся турель с гидравлическим приводом, созданную на основе пулеметной установки M45 “Quadmount” Второй Мировой. По бокам установки попарно размещены рельсовые направляющие для ракет. Установка способна поворачиваться на 360 градусов по азимуту и устанавливать направляющие на угол от -9 до +90 градусов. Насосы гидравлической сервосистемы, криогенный холодильник для охлаждения головок самонаведения ракет, и бортовая электроника пусковой питаются от встроенного генератора, приводимого в действие бензиновым мотором (в 1980-ых заменен более мощным дизелем, что позволило обеспечить совместимость с шасси по топливу).

Управляется пусковая установка оператором, находящимся в закрытой герметичной кабине между пусковыми рельсами. Обзорный плексигласовый купол над головой позволяет оператору визуально обнаруживать цель, и, работая педалями (по азимуту) и рукоятками (по углу места), наводить пусковую установку вручную. Для сопровождения цели оператор использует простой коллиматорный оптический прицел M-18.

MIM-72 "Chaparral": мы его слепили из того что было... и ведь неплохо вышло!

В качестве шасси для “Чапараль” используется небронированный гусеничный транспортер M730 – модификация шасси M548. Эта неприхотливая машина высокой проходимости приспособлена для воздушной перевозки (но не для десантирования!) и может плавать с помощью навесного оборудования.

Пусковая установка М54 может быть прямо в полевых условиях демонтирована с транспортера и переставлена на стационарную позицию, или любое совместимое шасси: трейлер, колесный грузовик, железнодорожную платформу или палубу корабля. Вариант специализированного трейлерного размещения рассматривался для оснащения дивизий легкой пехоты армии США (оснащенных преимущественно колесной техникой), но в итоге было решено, что ПЗРК вроде FIM-43 “Redeye” более соответствуют этой роли.

Несколько особняком стоит “Sea Chaparral” – специализированная версия пусковой М54 для размещения на боевых кораблях. От базовой версии она отличается адаптацией к морским условиям и дополнительной гидроизоляцией. “Sea Chaparral” рассматривалась флотом США как перспективное средство самообороны малых кораблей и катеров, но в итоге не была принята на вооружение, так как не обладала возможностью поражать цель на встречном курсе (что критично для оружия самообороны). Однако, системой заинтересовался Тайвань, использовавший ее для вооружения своих эсминцев и фрегатов.

MIM-72 "Chaparral": мы его слепили из того что было... и ведь неплохо вышло!

Большой проблемой системы была ее сильная зависимость от “человеческого фактора”. Поиск, сопровождение и идентификация цели выполнялись оператором вручную, с помощью исключительно собственного зрения. Частичным решением этой проблемы стало внедрение РЛС передового обзора AN/MPQ-49 FAAR (англ. Forward Area Alerting Radar – Радар Предупреждения Передней Зоны).

Размещаемый перед обороняемыми позициями, FFAR выполнял обнаружение воздушных целей (включая маловысотные) на дистанции до 20 км, их идентификацию с помощью встроенной системы “свой-чужой” Mark XII, и выдачу расположенным рядом системам ПВО приблизительной дистанции и направления, с которого приближался противник. Он был способен засекать цели на высоте от 0 и до 3000 метров, и с вероятностью 80% мог засечь малогабаритную цель с первого сканирования на дистанции 15 км.

MIM-72 "Chaparral": мы его слепили из того что было... и ведь неплохо вышло!

Для передачи данных от радара на пусковые использовалась автономная приставка TADDS (англ. Target Alert Data Display Set– Набор Отображения Данных Предупреждения (о) Цели). Она представляла собой переносной приемник с системой голосовой связи и визуализации данных, настроенный на коммуникационную частоту радарной станции и принимающий данные в цифровом формате. TADDS использовался для выдачи целеуказания как батареям “Chaparral”, так и расчетам ПЗРК и автоматических пушек.

MIM-72 "Chaparral": мы его слепили из того что было... и ведь неплохо вышло!

Крошечный дисплей TADDS отображал сетку 7х7 квадратов (каждый со стороной по 5 км), центрированную на радаре FAAR. Положение самой пусковой установки отображалось отдельно. Обнаруженные радаром цели отмечались зелеными (дружественные) либо красными (неопознанные) точками. Отслеживая перемещение цели по экрану TADDS, оператор пусковой установки мог приблизительно понять направление и скорость движения цели, когда она войдет в его радиус досягаемости, и откуда именно ее ожидать.

Радар FAAR перемещался в задней части сочлененного колесного транспортера высокой проходимости “Gama Goat”. Тот же транспортер буксировал дизельный генератор для питания РЛС. На позиции, генератор отсоединялся и устанавливался отдельно: радарная мачта с антенной поднималась, и FAAR приступал к работе. Развертывание системы в целом занимало около 20 минут.

Типовая процедура стрельбы “Чапараль” выглядела следующим образом. Оператор пусковой установки получал по радио предупреждение о приближающейся воздушной цели от радара FFAR или передового поста наблюдения, направление полета цели и оценочную дальность. Данные либо передавались голосом, либо выводились на установленную в кабине приставку TADDS. Руководствуясь этими инструкциями, оператор разворачивал пусковую установку на нужный азимут, наводил и удерживал на цели рефлекторный прицел.

MIM-72 "Chaparral": мы его слепили из того что было... и ведь неплохо вышло!

Одновременно включалась система охлаждения головок самонаведения. По звуковому тону в наушниках, оператор понимал, когда инфракрасная сигнатура цели становилась достаточно различимой для головок самонаведения ракет. Идентифицировав цель как враждебную, оператор поднимал пусковые направляющие на угол +10 градусов относительно угла визирования цели (“Сайдвиндеры” слегка “проседали” после запуска) и выполнял пуск одной или нескольких ракет.

МОДЕРНИЗАЦИИ

MIM-72 "Chaparral": мы его слепили из того что было... и ведь неплохо вышло!

MIM-72A – базовая версия системы.

MIM-72B – учебная версия с заменой радарного взрывателя на инфракрасный (более подходящий для малогабаритных учебных дронов).

MIM-72C “Improved Chaparral” – первая капитальная модернизация системы, проведенная с использованием наработок по проекту “Mauler”. На ней установили новую всеракурсную головку самонаведения AN/DAW-1B, Допплеровский радарный взрыватель, и осколочно-фугасную боевую часть M250. Пусковая установка была оснащена системой запроса “свой-чужой” для самостоятельной идентификации цели. Модернизация позволила “Чапараль” поражать самолеты на встречных курсах и выполнять захват цели с большей дистанции.

RIM-72C “Sea Chaparral” – “оморяченная” версия системы, предназначенная для установки на боевые корабли. Применяется только ВМФ Тайваня.

MIM-72D – экспортная модель, оснащенная новой боевой частью M250, но старой ГСН и взрывателем. Предназначалась для продажи странам, не являвшимся союзниками США.

MIM-72E – на этой модели применили новый бездымный ракетный двигатель M121. Клубы дыма, создаваемые двигателями ракет, были давней головной болью “Чапараль”, так как с одной стороны – мешали оператору видеть цель, с другой – делали установку заметной для неприятеля. Новый двигатель позволил значимо улучшить положение.

MIM-72F – экспортная модель, оснащенная новой всеракурсной ГСН AN/DAW-1B и боевой частью M250, но со старым дымным двигателем M50.

MIM-72G – финальная модификация системы. На ней установили новую инфракрасную/ультрафиолетовую головку самонаведения AN/DAW-2, созданную на основе ГСН от ПЗРК “Стингер”. При этом значительно повысилась как скорость захвата цели, так и способность противостоять помехам. Все имевшиеся в запасе ракеты были подвергнуты такой модернизации.

В 1984 году “Chaparral”, наконец, сделали всепогодным: пусковые установки оснастили инфракрасной обзорной системой, позволявшей сопровождать цели ночью и при плохой видимости. Также старый бензиновый генератор заменили дизельным, способным питаться от баков трейлера.

M30 – учебная версия MIM-72A с рабочей электроникой, но без двигателя и боевой части.

M31 — учебная версия MIM-72С с рабочей электроникой, но без двигателя и боевой части.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:

Системы “Chaparral” развертывались в армии США начиная с 1969 года. В первую очередь их получили танковые и кавалерийские дивизии, расположенные в Европе. “Чапараль” развертывался в составе смешанных ракетно-артиллерийских зенитных батальонов, включавших 8-12 пусковых установок и 8-12 самоходных пушек “Vulcan”.

Карьера этой системы в целом выдалась довольно спокойной. Хотя пусковые установки “Чапараль” сопровождали армию США практически повсеместно, отражать воздушные атаки им так ни разу и не пришлось. Истребители USAF и флота надежно “держали” небо, не оставляя работы для ЗРК.

MIM-72 "Chaparral": мы его слепили из того что было... и ведь неплохо вышло!

Единственный случай боевого применения “Чапараль” в итоге состоялся в мае/октябре 1973 (источники расходятся) на Голанских высотах. Сирийская авиация атаковала израильские войска, и один МиГ-17 был сбит пуском “Чапараль”. Этим его боевая карьера и ограничилась.

В конечном итоге, MIM-72 “Chaparral” состоял на вооружении армии и Национальной Гвардии США три десятилетия – с 1968 по 1998 год. В настоящее время, эти системы все еще применяются в Египте, Португалии, Чили, Эквадоре и на Тайване. Весьма неплохой результат для “промежуточного решения”, которое должно было прослужить лишь пару-тройку лет…

Любой материал лучше с котодевочками)

Любой материал лучше с котодевочками)

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/259340.html

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account