Аналоги и конкуренты
Задание на проектирование опытных истребителей со стреловидным и треугольным крылом было выдано одновременно ОКБ МиГ и ОКБ Сухого в середине 50хх. Навеяно это задание было появлением в США истребителей North American F-100 Super Sabre — со стреловидным крылом, и Convair F-102 Delta Dagger — бесхвостки с треугольным крылом. (Есть такое мнение во всяком случае). Результатом деятельности ОКБ Сухого стали С-1(в будущем Су-7) и Т-3(Су-9/11), ОКБ Микояна и Гуревича Е-2(МиГ-23(Первый)) и Е-4(его потомок – МиГ-21)
(Даты — первый полет)
1. МиГ Е-2, Сухой С-3, North American F-100A Super Sabre
2. МиГ Е-4, Convair F-102A Delta Dagger, Сухой Т-3
Е-8 (вероятно) «наш ответ» на North American YF-107 Giper Sabre (или Super Super Sabre, оба названия неофициальные). Макет перспективного истребителя-бомбардировщика имел подфюзеляжный клиновидный воздухозаборник с регулируемыми створками, но требование нести ядерный боеприпас заставило переместить эту затейливую конструкцию на «спину». F-107 проиграл конкурс F-105’му, и как и Е-8 остался в считанных экземплярах (в трех, если быть точным).
3. МиГ Е-8-01
4. Макет варианта YF-107
F-7MF представитель совсем другой эпохи. Это итальянский проект, предлагаемый китайцам в начале 00х экспортного истребителя на основе J-7(китайского варианта МиГ-21) с элементами Еврофайтера EF2000. Воздухозаборник например. Как ни странно, но в результате коктейля получилось нечто, определенно напоминающее Е-8.
5. F-7MF
Собственно концепция «когда-начнут-падать-ядрен-батоны-то-первыми-будут-разрушены-аэродромы-поэтому-самолеты-должны-взлетать-с-коротких-ВВП-а-лучше-вертикально» европейская, и французы стали ее первыми фанатами. Результат – Dassault Balzac V – опытный и тем не менее замечательно летающий СВВП, и, позднее, менее удачный Dassault Mirage IIIV – прототип истребителя. В СССР больший интерес вызвали самолеты с укороченным взлетом и посадкой – МиГ «23-01» и «23-31» и Сухой Т-58ВД и Т-6. Созданный на базе серийного Су-15 Т-58ВД представлял собой отработчик технологии УВП для перспективного фронтового бомбардировщика Т-6. Недолго полетав Т-58ВД отправился на покой, по тем же причинам что и микояновские самолеты.
6. МиГ 23-01, Сухой Т-58ВД, Dassault Balzac V, Dassault Mirage III V
Источник вдохновения для 23-11 ясен и прозрачен – General Dynamics F-111. Раньше МиГа на год взлетел вариант Су-7 с крылом изменяемой стреловидности (КИС) – С-22И, который позднее стал Су-17/22.
Результаты испытаний французского демонстратора Mirage G показались весьма впечатляющими, еще лет семь поработав над истребителями с КИС французы забросили и эту тему, как ранее поступили с СВВП – посчитали что «овчинка выделки не стоит» и все достоинства этих двух направлений можно реализовать в более простых конструкциях.
7. МиГ-23С, Су-17М, General Dynamics/Grumman F-111B, Mirage G.4
Картинки в весьма приблизительном масштабе.
А на [7] картинка палубного F-111B — потому что он поменьше, чтобы не так нелепо среди меньших собратьев выглядел 🙂
источник: https://p-d-m.livejournal.com/18800.html