Миф о призвании варягов

4

В цикле статей посвящённых первым Рюриковичам, подробно рассмотрена норманнская теория возникновения государственности на Руси. Эта статья рассматривает противоположную теорию и аргументы которые имеют антинорманисты. Так что приятного чтения.

Миф о призвании варягов

Согласно традиционной нормандской теории, славянские племена призвали на княжение варяжских князей, старший из которых, Рюрик, стал основателем династии русских князей, правившей Русью более 7 веков.

Основным источником информации об этом событии служит «Повесть временных лет» Нестора. Однако до нас дошли лишь списки, сделанные спустя 2-3 столетия после описываемых событий. Вот как «Повесть временных лет» описывает призвание варягов: «В лето 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети. И не бе в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобице в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: «Поищемъ сами в собе князя, иже бы володелъ нами и рядилъ по ряду, по праву». Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инеи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словене, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нетъ. Да поидете княжить и володеть нами». И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собе всю русь, и придоша къ словеномъ первее. И срубиша город Ладогу. И седе старейший в Ладозе Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Беле озере, а третей Труворъ въ Изборьсце. И от техъ варягъ прозвася Руская земля.»

Во-первых, следует обратить внимание, что призваны на княженье были, по информации Нестора, варяги. Причем автор ясно пишет, что они носили самоназвание «руси», подчеркивая, что другие звались свеи (предки шведов), урмани (предки норвежцев), аньгляне (англичане). То есть, руси не были скандинавами (шведами или норвежцами), ведь автор явно называет последних «другие».

Вообще, сама теория призвания варягов выглядит очень странной.

Сперва варяги были изгнаны. Затем, очевидно, началась борьба за власть и последующая братоубийственная межплеменная война. Но вожди не смогли договориться о том, кто будет старшим. Однако они смогли договориться о том, что верховный правитель им нужен. А раз среди себя они выбрать верховного правителя не смогли, то решили отдать княжение третьему лицу из варягов, которые, напомню, были их врагами, требовавшими дани со славянских племен. Вообще такое развитие событий кажется странным и совершенно нелогичным.

Кстати, этот же факт указывает и на то, что славяне не были неорганизованными дикарями, раз они уже созрели до единоначалия и централизации власти.

А дальше начинается вообще что-то непонятное.

Два варяжских вельможи Аскольд и Дир, не родственные Рюрику, пошли с его разрешения в Царьград. Что они забыли там, автор не говорит, не упоминает он и о том, чтобы они дошли до Царьграда. Однако ранее он пишет, что в землю полян пришли «от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю», «затем пришли белые угры и заселили землю славянскую», «затем обры», «после обров пришли печенеги». Поляне же были славянами, жившими по Днепру до Дуная и имели столицу в Киеве. И вот, когда Аскольд и Дир проходили по Днепру мимо Киева, они совершенно мирно вдруг сели в нем на княжение. Киев же в те времена, по словам Нестора, платил дань хазарам, которым и дела не было, судя по «Повести временных лет», кто княжит в этом Киеве.

То есть, вот так просто проходили мимо Киева, где княжил род основателей города, ведущий начало от Кия, его братьев Щека и Хорива и сестры их Лыбеди, захотели здесь княжить и стали княжить. Типа, приходи кто хочет, княжь себе кто хочет. Представляется, что дело было не так. И Аскольд и Дир не силой или хитростью захватили власть в Киеве, но имели на это право, признаваемое полянами. Причем, следует отметить, что Киев не подчинялся Новгороду: «княжение у полян было свое, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое», — пишет Нестор. Поэтому кого бы на новгородское княжение не призвали, право на киевское княжение тот автоматически не приобретал.

Однако факт остается фактом: Нестор ни слова не пишет о военных действиях при воцарении Аскольда и Дира в Киеве. Однако следом он пишет про то, как Олег с младенцем Игорем на руках убил Аскольда и Дира, захватил Киев, а затем установил дань словенам, кривичам и мери, а после покорения древлян, северян, радимичей, уличей и тиверцев стал единовластным правителем, перенеся в Киев свою столицу.

Повторю то, что в этой истории кажется неправдоподобным или странным.

Жившие на Ладоге чюдь, словене и кривичи платили дань варягам. В год 6370 (862) они отказались платить дань и изгнали варягов со своей земли. Но в тот же год они решили во избежание междоусобного кровопролития добровольно вернуть своих врагов варягов, и не просто вернуть, но и предложили им над собой княжить. Варяги, звавшиеся руси, в отличие от других, называвшихся свее, урмани и аньгляне, пришли на княженье не только с дружиной, но и, как пишет Нестор, словно к себе домой, со всеми своими семьями («с роды своими, и пояша по собе всю русь»).

Затем два вельможи Аскольд и Дир из дружины Рюрика, отправились в поход на Царьград, но не дошли до него, сев княжить в Киеве. Поляне же, владевшие городом, кажется, были совсем не против. Затем, после смерти Рюрика, в 6387 году княжение принял его родственник Олег. Но, вероятно, забыв, что Рюрик был призван княжить на Ладоге, Олег берет Смоленск, Любеч и Киев, куда и переносит свою столицу. Обращает на себя внимание, что в описываемых действиях Олега речь не идет о военных действиях. Воевать Олег начал позже против древлян и северян.

Как же так? Ответить на этот вопрос поможет предположение, что изначально Нестор писал не о призвании князей руси из варягов, но князей из мощного племени или племенного союза руси, чье высокое положение признавалось не только жившими на Ладоге славянами, но и днепровскими полянами. Термин же «руси-варяги» появился намного позже при очередном «переиздании» «Летописи».

Пока я ограничусь предположением, что руси «Летописи временных лет» Нестора — это русы, упоминаемые в арабских источниках, в частности, у Ал-Мукаддаси, Гардизи и Ибн Фадлан. Согласно этим источникам, русы жили восточнее славян, часто нападая на них и продавая рабов в хазарам и булгарам. Если так, что русы должны проживать в донских степях между Днепром и Волгой на север от Хазарского каганата. На правдоподобность этой версии указывает и тот факт, что, согласно арабским источникам, правитель русов называется каган. И именно такой титул еще долгое время носили русские князья. Так митрополит Илларион называл каганами киевских князей Владимира и Ярослава Мудрого, а на стене собора Святой Софии в Киеве есть надпись: «спаси господи кагана нашего», относящаяся, как полагают, к князю Святославу Ярославовичу. Однако история русов, возглавляемых каганом, уже выходит за рамки настоящей статьи.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/sibguide/istoriia-rossii-bez-prikras-mif-o-prizvanii-variagov-5e2e9008aad43600ad4a1865

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account