Ми-12 Самый большой вертолет в мире
Военная промышленность в СССР во времена «холодной войны» активно развивалась. Когда появилась острая необходимость в преимуществе ядерного оружия, стране понадобились средства доставки составных частей баллистических ракет в трудно доступные районы страны. Конструкторское бюро им. Миля предложило свое решение этой нелегкой задачи. На свет появился самый большой вертолет в мире — Ми-12, который известен под заводским шифром В-12.
Первый полет вертолета В-12 состоялся 27 июня 1967г., а осенью вертолет был передан в Летно-исследовательский институт для государственных испытаний, во время которых 22 февраля 1969г. был установлен мировой рекорд подъема груза 31т на высоту 2350м, а 6 августа 1969г. был установлен абсолютный мировой рекорд подъема груза 40т на высоту 2250м, не превзойденный до настоящего времени. Всего на вертолете В-12 было установлено 8 мировых рекордов. В 1971г. вертолет В-12 успешно демонстрировался на 29-м Международном авиакосмическом салоне в Париже, где был признан «звездой» салона, а затем в Копенгагене и Берлине.
Этот необычный летательный аппарат имеет сложную форму конструкции. Многоуровневый фюзеляж, поперечное расположение винтов, стойки-крылья, связывающие силовую мотогондолу с фюзеляжем. Сама мотогондола была сдвоенной, с двигателями. Каждый имел мощность почти 6,5 тысяч л.с. В итоге вертолет-гигант имел четыре двигателя и максимальную взлетную массу — 105 тонн. Максимальная скорость вертолета составляла 260 км/ч, он мог пролететь без дозаправки 500 км и подниматься на высоту до 3700 метров над землей.
Второй опытный вертолет В-12 совершил первый полет 28 мая 1973г. К этому времени отпала необходимость у военных в вертолете такой грузоподъемности благодаря созданию более эффективных и более легких стратегических ракет на мобильных пусковых установках, а все потребности народного хозяйства и Вооруженных Сил успешно удовлетворялись вертолетами Ми-6 и Ми-10, поэтому разработка В-12 была прекращена.
Кстати сначала в СССР использовался термин гелиокоптер (hélicoptère), появившийся во французском языке еще в XIX веке и происходил от двух греческих слов: «еликос» (спираль, винт) и «птеро» (крыло). Достаточно широко использовали этот термин и в СССР. Но в 1929 году конструктор Николай Камов предложил понятие «вертолет». В течение двух десятилетий эти сроки использовали параллельно: например, первый советский серийный вертолет Ми-1 конструкции Михаила Миля сначала обозначался ГМ-1 — «вертолет Миля». Однако в конце 1940-х на волне борьбы с «низкопоклонством перед Западом» термин «гелиокоптер» оказался «персоной нон грата» и повсеместно стали применять «вертолет».