Мёртворождённые. Американские тяжёлые танки Т30 и Т34. Часть 1
Наверно, всем известно, что для Конгресса США интересы армии находятся где-то между запасным мундиром лётчика и коробкой с инструментами для инженера-механика на флоте. И эта история посвящена проектам, которые были погублены данным отношением.
История берёт своё начало в 1944 году. Или даже в 1943. Именно тогда американцы впервые познакомились в бою с маленьким тигрёнком Гитлера – тяжёлым танком Тигр. В начале особых опасений эти встречи не вызывали. Считалось, что доблестная авиация вбомбит Германию, если не в каменный век, так в средневековье, так что до Тигров дело не дойдёт. Ну а тех одиночек, что уже выпустили, добьёт та же доблестная авиация. Но после высадки американцы с удивлением обнаружили, что Тигров стало только больше, да ещё к выпуску готовились более опасные представители семейства кошачьих. Программа Т28 незаметно для всех выродилась в чистокровную САУ, так что прорывать оборону японских остров тоже чем-то надо было. Деньги дали.
Военные, не веря в своё счастье, сразу запустили две программы: перевооружение архаичного танка М6 105-мм пушкой в новой башне и программа создания «борца с тигром», танка заточенного под уничтожение других танков. Первый на этом сайте уже рассмотрен, так что поговорим про вторую программу, а вернее про двух её детей: Т30 и Т34 (так как о Т29 на этом сайте статья уже есть).
В августе 1944 инженеры получили задания разработать две максимально унифицированные машины – тяжёлый танк-истребитель со 105-мм пушкой и тяжёлый танк для прорыва долговременных линий обороны. Одним очень интересным моментом в ТЗ было требование максимально увеличить защиту башни даже в ушерб броне корпуса. Объяснялось это излюбленной американцами тактикой ведения танкового боя – когда из-за складки местности выставлялась только башня. В сентябре проекты были готовы, и последовал заказ на производство двух Т29 (что со 105-мм пушкой) и двух Т30 (что со 155-мм пушкой). Заказ разместили на заводе Pressed Steel Car Company («Прессованные стальные машины» – с фантазией у владельцев было плохо). Летом 1945 обещали построить Т29, а осенью Т30.
Танки потихоньку строили, весной 1945 заказали ещё 4 прототипа Т29, но тут произошло необратимое – подло сдалась Япония. В тот же момент конгресс отменил финансирование всех перспективных программ по БТТ. Все до одной. При этом в авиации и флоте такого не произошло. Почему? Ну, так войны теперь будут выигрывать атомной бомбой, а глупые танки никому не нужны. Контракт с заводом «Прессованных Стальных Машин» расторгли, а 8 недостроенных экземпляров велели передать в Детройтские арсеналы, где их достроят и посмотрят, что получится. Так что семейство Т29, Т30, Т34 родилось уже мёртвым.
Первым достроили прототип Т29 в 1947 году. Так как корпуса Т30, переданные Детройтскому арсеналу, были в малой стадии готовности, решили особо не заморачиваться и переделать второй прототип Т29 в Т30. Первый Т30 был готов в апреле 1948 года. При схожем корпусе в Т30 засунули более мощный движок AV-1790-3 в 810 лошадиных сил (у Т29 было всего 710).
Вооружен Т30 был 155-мм пушкой Т7, отличительной особенностью которой был не только большой калибр, но и отсутствие к ней обычных болванок (бронебойных снарядов). Только подкалиберные, ведь Америка не СССР, она может себе это позволить. Также Т7 отличилась на испытаниях и по другому поводу – отвратительной скорострельностью – 2 выстрела в минуту. И это при том, что ленивому негру-заряжающему установили в помощь орудийный досылатель.
Были у машины и другие недостатки. Машина была явно перетяжелена, в танке было просторно даже по американским понятиям. Из-за этого сильно просела скорость по сравнению с Т29, повысился износ гусениц. Отмечали также отвратительный обзор с места командира танка. В общем военные сказали, что такое они бы не приняли на вооружение, даже если бы деньги были, и спокойно отправили Т30 в музей.
Проблему с заряжанием предвидели ещё на стадии производства, и поэтому в 1947 Детройскому Арсеналу было поручено собрать на базе одного из Т30 машину с системой полуавтоматического заряжания. Тут как раз помогло наличие большого заброневого объёма в башне. Также было поручено установить на машину более удобную командирскую башенку. Со всеми этими изменениями танк получил название Т30Е1.
Система заряжания на Т30Е1 была вполне сложной, ещё чуть-чуть и можно было бы говорить про автомат заряжания. От заряжающего почти не требовалось никаких действий. Только осуществление контроля за механизмом. На испытаниях скорострельность повысилась до 3 с половиной выстрелов в минуту. Но военных также не устраивало и само орудие. При своём большом калибре Т7 уступала новым 120-мм пушкам в бронепробиваемости и точности. Из-за своей конструкции ствол быстро изнашивался. Основные проблемы с подвижностью решены также не были. Исходя из всего этого, Т30Е1 признали бесперспективным.
Уголок альтернативки: Был ли у Т30 шанс быть принятым на вооружение? Да, был, но самый минимальный. Если бы война с Японией затянулась на год или два, Т30Е1 вполне мог пригодиться для уничтожения укреплений своим мощным фугасным снарядом. В других случаях калибр 155 мм был бы избыточен для тяжёлого танка. Если есть другие мысли на тему Т30, принятого на вооружение – пишите)
На этом история Т30 заканчивается. Как видно, особо успешным он не был. А что с Т34? Про него в Части II.