Механические самураи: самолет-снаряд «Ohka» Model 53
Эта статья завершает цикл «Механические самураи». В нем я постарался охватить максимум из доступной мне информации о системах управляемого вооружения Японской Империи. Вынужден признать, что мне не удалось добыть информацию о всех японских проектах — мне доводилось встречать еще несколько наименований, но все они ссылаются на единственный источник (Japanese Special Attack Aircraft and Flying Bombs, Ryusuke Ishiguro, Tadeusz Januszewski) которого в моем распоряжении пока нет. Если мне удастся заполучить эту книгу, то я обещаю дополнить цикл.
В завершение же я решил поместить несколько «сомнительный» материал о проекте управляемой ракеты на базе самолета-снаряда камикадзе Yokosuka MXY-7 «Ohka» Model 53. Информация об этом проекте появилась значительно после войны (что само по себе неудивительно), и изначально в немецких авиационных журналах (а вот это уже настораживает). В японских архивах никакой информации о нем пока не нашли. После долгих сомнений, я все же решил включить ее в цикл — но особо отметив, что Я НЕ МОГУ РУЧАТЬСЯ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬ ПРИВЕДЕННОЙ В НЕЙ ИНФОРМАЦИИ.
Содержание:
История
Самолет-снаряд камикадзе Yokosuka MXY-7 «Ohka», хотя и не снискал особой боевой славы, тем не менее был несомненной инженерной удачей. Он был прост в управлении, очень устойчив, «прощал» ошибки неопытного пилота. Число серъезных аварий с участием учебных машин можно было пересчитать по пальцам.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что японцы пытались развить очень удачную конструкцию, исправить ее недостатки. Главным для базовой модели (Model 11) была дальность — приводимый в движение твердотопливными ускорителями аппарат мог пролететь не более 32-36 километров. В результате, хотя сама «Ока» была почти неуязвима для перехватчиков, ее самолет-носитель легко перехватывался и уничтожался американскими истребителями задолго до сближения с целью.
Исправить ситуацию могла бы более «долгоиграющая» двигательная установка, позволяющая носителю сбросить самолет-снаряд из-за периметра американских патрулей. Первой попыткой стала «Ока» Model 22, оснащенная мотокомпрессорным двигателем «Ишикавадзима» Tsu-11. Эксперимент оказался не слишком-то успешным: двигатель оказался откровенно анемичным, тяги ему не хватало. Более удачной могла бы быть «Ока», оснащенная турбореактивным двигателем «Ишикавадзима» Ne-20. Созданный на базе немецкого BMW 003, Ne-20 был достаточно мощным и дешевым, чтобы удовлетворять поставленным задачам.
Пытаясь максимально использовать возможности турбореактивного двигателя Ne-20, флот разработал серию самолетов-снарядов, расчитанных на его использование. Model 33 должна была запускаться из-под четырехмоторного бомбардировщика Nakajima G8N1 «Renzan». Model 43A должна была оснащаться складывающимся крылом и запускаться с катапульт авианесущих подводных лодок, размещаясь в ангаре вместо самолета-разведчика. Model 43B должна была запускаться с рельсовых тележек (при помощи ракетных ускорителей) или наземных катапульт, и рассматривалась как средство береговой обороны против американского флота вторжения.
Однако, в июне 1945 ввиду дефицита ресурсов программа строительства тяжелого бомбардировщика G8N1 «Renzan» была отменена. Таким образом основная версия нового снаряда — запускаемая с самолета Model 33 — оказалась под вопросом. Чтобы решить проблему, военно-морской арсенал в Йокосуке разработал Model 53 — которая не подвешивалась под самолет-носитель, но буксировалась, подобно планеру, за ним. Такая подвеска позволяла использовать больший ассортимент самолетов-носителей для запуска турбореактивой «Оки», но возлагала существенно большую нагрузку на ее пилота, которому приходилось управлять ракетой не только при наведении на цель, но и на протяжении всего полета от аэродрома до точки сброса.
Возможная ракета?
Предположительно, где-то на этой стадии и появилась идея заменить пилота-камикадзе автоматикой, которая не устает и не допускает ошибок на протяжении многочасового перелета. В самой идее оснащения «Оки» системой автопилота ничего нереального нет. Как уже упоминалось выше, «Ока» была весьма удачной аэродинамически конструкцией, отличавшейся хорошей стабильностью и легкостью в управлении — по сути дела, готовой основой для беспилотной ракеты. И японский опыт разработки автоматических систем вооружений вполне позволял достаточно быстро создать радиокомандную систему управления, способную направить самолет-снаряд в цель без необходимости задействовать «одноразового» пилота.
Предполагаемая конструкция
Беспилотный самолет-снаряд «Ohka» Model 53 (чтобы как-то отличать его от базового, я добавлю «Ni» — «второй») вероятно, представлял собой оснащенную аппаратурой управления версию Model 53 — в свою очередь, основанную на удлиненной базовой модели Model 11. В движение его приводил турбореактивный двигатель Ne-20, тягой до 4,7 кН, расположенный в кормовой части фюзеляжа. Два щелевых воздухозаборника располагались по бокам аппарата.
*** Но законцовки крыльев изображены совершенно неправильно — они должны быть сбрасывающимися! Элероны также должны быть смещены ближе к фюзеляжу.
Подобно базовой Model 53, неуправляемая ракета, вероятно, должна была нести крылья со сбрасываемыми «планерными» законцовками. Эти законцовки были необходимы для увеличения подъемной силы ракеты при взлете и буксировке за самолетом-буксировщиком. После отцепления от буксировщика, пиропатроны пережигали крепления, и законцовки сбрасывались. За счет уменьшения площади крыла снижалось сопротивление и Model 53 могла развить скорость до 650-700 км/ч.
В качестве боевой части, вероятно, использовалась стандартная 800-кг фугасная боеголовка, начиненная аммоналом. Такая боевая часть (облегченная по сравнению с 1200-кг боеголовкой Model 11) использовалась практически на всех поздних модификациях «Оки».
Система управления практически наверняка должна была быть радиокомандной, с визуальным отслеживанием полета ракеты оператором с борта самолета управления. Подобная система для дальнобойной ракеты выглядит несколько контринтуитивной — в конце концов, вся идея дальнобойной «Оки» была именно в том, чтобы самолету-носителю не нужно было бы сближаться с целью! — но только на первый взгляд. Основная проблема базовой «Оки» Model 11 была в том, что ее размеры и вес резко снижали летные характеристики самолета-носителя, превращая его в чрезвычайно уязвимую мишень. В случае с Model 53 (Ni), носитель должен был сбросить ее заранее, задолго до сближения с целью — после чего мог бы прорывать ПВО авианосной группы на своей полной скорости и высоте полета. Или же носителем мог выступать один самолет, а самолетом управления — другой, более легкий и быстрый.
Имеющиеся иллюстрации внешнего вида модели ракеты изображают ее с некой проволочной антенной на растяжках поверх корпуса. Я не могу понять, к чему относится такое решение. На иллюстрациях также видно легко идентифицируемое кольцо антенны радиокомпаса Тип 1 Марк 3:
Исходя из этого, можно предположить, что система управления могла быть комбинированной: инерциальный автопилот, дополненный радиокомпасом на маршевом участке, и радиокомандная система наведения на терминальном участке. Вероятно, японский флот предполагал использовать акустическое модулирование управляющего сигнала по частоте (подобно другим проектам японских радиоуправляемых ракет), кодируя команды «вправо-влево», «вверх-вниз». Исходя из частого использования японцами электрических систем управления, я склонен предполагать, что и на Model 53(Ni) управление должно было быть электрическим — вероятно, путем внесения искусственной ошибки в данные от гироскопа автопилота. Исполнительные механизмы, скорее всего, приводились в действие пневматикой, вертикальные и горизонтальные рули имели фиксированные углы отклонения.
Наиболее вероятным мне представляется, что буксировка Model 53(Ni) выполнялась одним носителем — либо стандартным флотским G4M «Бетти», либо более современным Yokosuka P1Y «Франчес» — а наведение вблизи цели другим, более быстрым и маневренным. Возможным самолетом управления для Model 53(Ni) мог бы выступать трехместный палубный разведчик Nakajima C6N «Сайюн». Известный союзникам под кодовым обозначением «Мирт», этот самолет отличался впечатляющими летными характеристиками, развивал скорость до 610 км/ч при дальности полета более 5000 километров.
Даже в 1945 году, «Сайюны» благодаря своей скорости и маневренности успешно преодолевали оборону американских авианосных соединений. Подобный самолет — будучи оснащенным аппаратурой радиоуправления! — вполне мог выступать в качестве «наводчика» для дальнобойной радиоуправляемой ракеты. Следует, впрочем, отметить, что при использовании в качестве буксировщика среднего бомбардировщика P1Y, тот вполне мог бы и сам играть роль самолета управления, развивая (после сброса нагрузки) скорость до 550 км/ч.
Применение Model 53(Ni), вероятно, выглядело бы следующим образом:
- Самолет-буксировщик (G4M или P1Y) взлетал с аэродрома, буксируя за собой Model 53(B) на сбрасываемом шасси. Вместе с ними поднимался и самолет управления — C6N или облегченный P1Y.
- Примерно в 150-200 километрах от неприятельской эскадры, экипаж буксировщика выставлял радиокомпас буксируемой ракеты на нужное направление, и сбрасывал буксирный трос. Двигатель Model 53(Ni) включался, планерные законцовки крыльев отстреливались, и ракета шла самостоятельно по предустановленному пеленгу на предустановленной высоте.
- В 30-50 километрах от цели, самолет управления нагонял летящую ракету и активировал аппаратуру радиоуправления. Появление опорного сигнала на несущей частоте, вероятно, служило командой для Model 53(Ni) отключить радиокомпас и перевести автопилот под контроль аппаратуры радиоуправления.
- Командами «вправо-влево», «вверх-вниз», оператор с самолета управления выводил ракету на линию визирования выбранной цели и удерживал на ней, отслеживая полет ракеты визуально. В 4-5 километрах от цели, оператор переводил ракету в пикирование на цель.
Должен заметить, что в случае с бомбардировщиком P1Y возможна была бы и упрощенная схема, при которой бомбардировщик играл бы роль и самолета-буксировщика, и — после сброса ракеты — самолета управления. Скоростные характеристики P1Y были существенно лучше, чем у старого G4M, и, без боевой нагрузки, он вполне мог бы успешно пенетрировать противовоздушную оборону американской эскадры. По понятным причинам не представляется возможным выяснить, какой именно из сценариев более вероятен.
Оценка возможной эффективности
Разумеется, нелегко рассуждать о системе вооружений, относительно которой нет даже уверенности, что она хотя бы рассматривалась на самом деле. Однако, аргументом в пользу радиоуправляемой Model 53(Ni) является… логичность подобного шага со стороны японцев.
Основной проблемой «Оки», как уже отмечалось выше, была малая дальность действия — и вытекающая отсюда уязвимость носителя, вынужденного сближаться с американским соединением неся под пузом двухтонную ракету. Наводимые при помощи корабельных радаров американские истребители оставляли перетяжеленному носителю мало шансов. В то же время, сама по себе «Ока» после сброса была очень сложной мишенью из-за своей скорости и малых размеров. Истребители почти не имели шанса успеть перехватить самолет-снаряд до удара, тяжелые 127-мм зенитки были недостаточно скоростельны, а 40-мм «бофорсы» не обладали должной поражающей силой снаряда.
Турбореактивная версия «Оки» — Model 33 и Model 53 — позволяли решить эту проблему, давая самолету-носителю возможность сбросить ракету за пределами досягаемости американских перехватчиков. Оборотной стороной было то, что теперь «одноразовому» пилоту-камикадзе предстояло пилотировать самолет-снаряд весьма долго (в случае с буксируемой Model 53 — практически от самого аэродрома). Логичным решением снизить нагрузку на пилота была бы установка автопилота — и после этого, оснащение самолета-снаряда аппаратурой дистанционного управления было уже логичным следующим шагом.
Установка аппаратуры радиоуправления на «Оку» позволяла исключить самый ненадежный и уязвимый элемент самолета-снаряда — пилота — и существенно повысить общую эффективность системы вооружения. При этом, разумеется, добавлялась потребность в самолете управления, способном выполнить наведение самолета-снаряда на терминальном участке — но даже в 1945 году, скоростные японские самолеты вполне успешно могли пенетрировать ПВО американских соединений. Их главной проблемой было то, что необходимую «безопасную» скорость они могли развить только без боевой нагрузки на борту. Заранее сброшенная — или вообще запущенная с другого самолета — ракета, добирающаяся до цели «своим ходом», решала эту проблему, превращая невооруженный скоростной самолет в мощное оружие нападения.