Значительная металлоемкость, трудоемкость и дороговизна в производстве и эксплуатации являлись сдерживающими факторами для внедрения гусеничных тракторов в 1920-х гг. Поэтому некоторые компании приступили к созданию сменных гусеничных ходов, или «придатков», для установки на колесные тракторы, что при приемлемых затратах позволяло получить конструкцию с удовлетворительными тяговыми показателями.
Болезни «придатков»
Для поставок в нашу страну свою продукцию предлагали несколько иностранных фирм. Так, состоялись испытания гусеничных ходов «Траксон» (Trackson) и «Мун Трак» (Moon Track), которые, впрочем, нашли ограниченное применение. Первые образцы этих гусеничных ходов были рассчитаны на работу с трактором «Фордзон». Но эта машина отличалась низкой общей прочностью, что отчетливо проявлялось при ее эксплуатации в тяжелых условиях. Свойственные для использования сменного гусеничного хода повышенные эксплуатационные нагрузки, особенно при нерегулярном или неграмотном техническом обслуживании, могли способствовать преждевременному выходу и без того не самого надежного трактора из строя.
С принятием принципиального решения об организации производства советской версии трактора «Мак-Кормик-Диринг» («Интернационал») закономерно был поднят вопрос о применении на нем сменного гусеничного хода («придатка»). Основным их заказчиком выступали военные, которые еще в период проведения конкурса выражали заинтересованность в оснащении «Интернационала» гусеничным ходом. Наряду с гусеничными ходами «Траксон» и «Мун трак» рассматривалась возможность использования гусеничных придатков «В.А. Риддель-Компани», или просто «Варко-Риддель».
Вопрос об организации производства гусеничных ходов рассматривался в государственном масштабе еще до начала выпуска базового трактора. В связи с этим 26 мая 1930 г. на заседании СТО по рассмотрению сметы расходов 1929–1930 гг. на сооружение тракторного завода в Харькове (во исполнение постановления СТО от 16 мая) с докладами выступили Медников из Госплана СССР и Лившиц из ВСНХ СССР.
Протокольным решением по итогам заседания констатировалось:
«а/ Рассмотрение сметы Харьковского Тракторного Завода отложить.
б/ Предложить ВСНХ войти в месячный срок в СТО с более точной сметой стоимости XTЗ с заключением Госплана, НКФ и НКРКИ.
Предложить ВСНХ полностью учесть в этой смете опыт строительства Сталинградского Тракторного Завода и в связи с этим уменьшить стоимость Харьковского завода по сравнению со Сталинградским заводом /в ценах текущего года/приблизительно в пределах 20-25%.
в/ Согласиться с предложением ВСНХ об израсходовании в текущем году на постройку Харьковского Тракторного Завода 45 мил. р. из средств, ассигнованных по бюджету на капитальное строительство промышленности.
г/ Обязать ВСНХ рассмотреть вопрос об использовании Сталинградского завода и других заводов УССР для сотрудничества с Харьковским Тракторным Заводом, в целях удешевления постройки и стоимости продукции и свои предложения внести в 2-х декадный срок в СТО.
д/ Предложить ВСНХ СССР единовременно с постройкой Харьковского завода-дублера Сталинградского, вместе с Наркомземом СССР, Наркомвоенмором и Трактороцентром рассмотреть в 2-х месячный срок вопрос о потребности в гусеничных ходах для тракторов «Интернационал» 15/30 и в зависимости от результатов разработать проект производства таких ходов или на основе кооперирования Харьковского Тракторного Завода с одним из заводов общего машиностроения, или путем постройки при Харьковском заводе самостоятельного механического и сборочного цеха гусениц на началах кооперирования такого цеха с основным заводом».
Необходимость существенного снижения расходов на постройку ХТЗ вынудила отказаться от организации массового производства гусеничных ходов к трактору «Интернационал». Тем не менее, военные в течение нескольких лет настаивали на изготовлении гусеничных ходов по типу иностранных образцов и на разработке новых оригинальных конструкций.
Во второй половине июня 1931 г. испытательный отдел НИАБТП провел испытания колесного трактора СХТЗ-15/30, оснащенного гусеничным ходом «Варко-Риддель». Целью этих испытаний являлось определение:
«1. Тяготных и скоростных свойств трактора при тяге дивизионных и корпусных артиллерийских систем.
2. Прочности и надежности трактора.
3. Удобства обслуживания и управления.
4. Расхода горючего и смазки.
5. Проходимости.
6. Времени, потребного для перевода с колесного хода на гусеничный и обратно».
Программа испытаний включала выполнение трех дневных пробегов продолжительностью до 8 ч по шоссе, грунтовым дорогам и бездорожью. При движении на грунтовых дорогах и бездорожье следовало определить максимальные преодолеваемые подъемы с прицепным грузом. Предполагалась буксировка 107-мм пушки обр. 1910 г. с передком, общим весом 2800 кг и 122-мм гаубиц 1909 г. и 1910 г. с передком, общим весом 2600 кг.
Американская фирма «В.А. Риддель-Компани» (W.A. Riddel Company) из Бюсайруса (Bucyrus, Ohio) была известна своими механическими лопатами, агрегатируемыми с гусеничными тракторами, сменными гусеничными ходами и всякого рода дорожно-строительными машинами. Фирма предлагала гусеничные хода к тракторам «McCormick Deering», модернизированному «Fordson», «Case» модели С1 и «Allis-Chalmers» марки U. Эти хода устанавливались на задней оси трактора и благодаря своей качающейся конструкции могли приспосабливаться к рельефу местности.
Гусеничный ход фирмы «В.А. Ридцель-преемники» (the Hadfield-Penfield steel Company – модель «Т-Н») представлял из себя две рамы с гусеницами, в каждой из которых имелось по одному ведущему зубчатому колесу, расположенному таким образом, что зацепление осуществлялось с верхней ветвью гусеницы. Внутри зубчатых колес помещались тормозные колодки, позволявшие раздельно подтормаживать гусеницы и осуществлять повороты с малым радиусом. Управление тормозами ведущих колес гусеничного хода и рулевое управление не было синхронизировано, что делало управление несколько утомительным, однако в начале 1930-х гг. не рассматривалось как существенный недостаток. Так, раздельное управление поворотом передних колес и тормозами гусеничного хода было применено и на первых отечественных полугусеничных артиллерийских тягачах ЯСП, ЗИС-Сомуа и др.
Трактор постройки СТЗ был условно метризованной копией «Интернационала», поэтому ряд их узлов и агрегатов не были взаимозаменяемыми. Выяснилось, что посадочные места на американском гусеничном ходу не соответствовали посадочным местам на советском тракторе, что вынудило провести слесарную обработку и подгонку деталей. Четверо рабочих с домкратами затратили на снятие колесного хода 1,5 ч и на монтаж гусениц 5 ч, на снятие гусениц – 11 ч, а на установку колес – еще около 1,5 ч.
За все время испытаний трактор и гусеничный ход не имели никаких поломок или неисправностей. Трактор
«свободно буксировал пушку на третьей передаче, давая вторую передачу только на подъемах».
Из немногочисленных недостатков испытатели отметили неудобную прицепку орудия и отсутствие на тракторе места под инструментальный ящик, который пришлось перенести на лафет.
Серийное производство гусеничных ходов «Варко-Риддель» не было освоено по причинам, не связанным с их техническим совершенством.
После принятия решения о внедрении в производство во второй пятилетке на ХТЗ и СТЗ гусеничного трактора проводившиеся Институтом механизации сельского хозяйства (ВИМ) работы по проектированию оригинальных конструкций гусеничных ходов потеряли актуальность.
Не только для военных
Одной из характерных особенностей тракторов начала XX в. являлось применение ведущих металлических колес с развитыми грунтозацепами. Однако такие колесные хода мало подходили для использования на дорогах с твердым покрытием. По этой причине на основании постановления ЦК ВКП(б) наряду с производством на заводах промышленности «индустриальных» тракторов с колесами на грузоленте или с пневматиками высокого давления по типу иностранных НАТИ и Главрезина организовали опытные работы по изготовлению шин типа «сверхбаллон» – пневматических шин с пониженным давлением воздуха и увеличенным сечением. Государственные испытания трактора СХТЗ с шинами «сверхбаллон» были проведены на НИАБТ полигоне в Подмосковной Кубинке и в Учебно-опытном зерносовхозе №2.
Но в ходе испытаний и опытной эксплуатации шин «сверхбаллон» на тракторах и автомобилях не было выявлено существенных преимуществ, оправдывающих организацию их массового производства. Поэтому, несмотря на ряд положительных оценок, «сверхбаллоны» не получили распространения.
Организация массового производства (до нескольких сот штук в день) тракторов на заводах в Харькове и Сталинграде позволила удовлетворить народное хозяйство в средствах механизации наиболее энергоемких операций – пахоты, посева и уборки.
Вместе с тем, оставалась нерешенной проблема создания пропашного трактора, или «пропашника». К пропашному трактору предъявлялся комплекс противоречивых требований: он должен обладать минимальной массой, быть очень маневренным, устойчивым к опрокидыванию, иметь большой дорожный просвет, минимальное давление на грунт и вместе с тем узкие колеса.
Работы по пропашным тракторам первоначально подразумевали создание специальных модификаций серийных образцов с измененным передним и задним ходами, а также увеличенным клиренсом. 25 апреля 1933 г. постановлением СТО Наркомтяжпром обязывался выбрать тип пропашного трактора и организовать его производство с максимальным использованием действующих заводов. В результате были проведены государственные испытания тракторов СХТЗ, доработанных ВИМЭ, ВИСХОМ и Омским заводом сельхозмашин, а также импортного пропашного трактора «Фармол».
В ходе испытаний однозначно установили, что все предложенные варианты трактора СХТЗ обладают существенными недостатками по сравнению с американской машиной и не отвечают ни одному из предъявляемых к ним требований. В этой связи на заседании комиссии политбюро 8 августа 1933 г. под председательством С.М. Куйбышева было принято решение ограничить выпуск партии приспособлений к трактору СХТЗ: четырехколесных – 100 шт., трехколесных – 500 шт. Для покрытия потребности народного хозяйства в пропашных тракторах следовало организовать производство советской версии трактора «Фармол» на заводе «Красный Путиловец».
источник: Александр Кириндас «МЕХАНИЧЕСКАЯ ТЯГА Незолотая середина» «Техника и вооружение» Июль 2013 года