Продолжаю выкладывать цикл, посвящённый средневековой Испании, а точнее Реконкисте, которая как известно, является борьбой испанцев против мусульман. В этой главе будет сразу 3 части.
Содержание:
Часть 10. Нашествие фанатиков-альморавидов
УСПЕХИ РЕКОНКИСТЫ
В результате завоевания Толедо Альфонсо VI взял под контроль всю долину реки Тахо. Город-крепость, преграждавший горные проходы, превратился в грозный оплот христианской Испании.
Закрепляя свою великую победу, король завоевал также соседние города – Мадрид и Гвадалахару.
Падение Толедо не на шутку встревожило всех эмиров Андалусии. Устрашённые успехом христиан, они скоро нашли козла отпущения в лице ибн Аммара, заключившего нечестивый союз с королём неверных. Охваченные внезапным приливом патриотизма, эмиры казнили злосчастного министра и принялись совещаться относительно совместных военных действий против христиан.
ДЕМАРШ СЕВИЛЬСКОГО ЭМИРА
Тем временем король Альфонсо развернул войну против арабских властителей Бадахоса и Сарагосы. Война вызывала большие расходы, поэтому король потребовал выплаты дани от своего тестя Мотамида, эмира Севильского. Но Мотамид, разгневанный таким требованием, приказал казнить кастильского посла.
Взбешённый Альфонсо направил ему тогда грозное послание:
«Ты знаешь, что произошло в городе Толедо, столице всей Испании… Если ты и твой народ до нынешнего дня избежали той же участи, то теперь пришёл и ваш черед; только моя добрая воля отсрочивала вашу гибель».
Мотамид гордо отвечал на это:
«Если некогда я по несчастью, вынужденный насилием, обещал тебе дань, то теперь не жди от меня ничего, кроме беспощадной войны, жестоких битв, кровавых нападений днём и ночью, без отдыха и без конца, грабежей и опустошений огнём и мечом. Таковы подарки, которые мы готовим твоей стране вместо золота и серебра. Итак, вооружись и приготовься к битве, ибо я бросаю тебе презрительный вызов».
ЭМИРЫ ВЗЫВАЮТ О ПОМОЩИ
Вслед за этим Мотамид созвал на совет в Севилью всех эмиров Андалусии. Ввиду усилившейся угрозы со стороны христиан, совет эмиров почти единодушно постановил призвать в Испанию альморавидов.
«Хроника королей Леона», вышедшая из-под пера епископа Пелайо из Овьедо, очерчивает внушительный реестр территорий, присоединённых христианами в результате побед, одержанных Альфонсо VI до лета 1086 года:
«Названный король… захватил Толедо, Талаверу, Санта Ольялу, Макуеду, Аламин, Аргенсу, Мадрид, Олмос, Каналес, Калаталифу, Таламанку, Укеду, Гвадалахару, Хиту, Рибас, Каракуел, Мору, Аларкон, Албендею, Консуэргу, Уклес, Масатриго, Куэнку, Алмодовар, Аледо и Валенсию… Он также заселил всю Эстремадуру, замки и города: Саламанку, Авилу, Коку, Аревало, Олмедо, Медину дель Кампо, Сеговию, Искар и Куельяр».
Смертельная опасность вынудила андалусских эмиров прекратить распри и объединиться для совместного отпора наступающим христианам. Неуверенные в собственных силах, они, по совету аль-Мотамида, решились на крайнее средство, призвав на помощь чужеземцев-альморавидов.
ФАНАТИКИ АЛЬМОРАВИДЫ
Альморавидами называли в то время страшных выходцев из пустынных глубин африканского континента, сплотившихся вокруг берберского племени ламтунов и овладевших странами Магриба в середине XI столетия.
Страстные проповедники «священной войны за веру», эти мрачные твердолобые фанатики ежедневно молились и упражнялись в военном искусстве в рибатах – укреплённых мусульманских обителях, поэтому их прозвали аль-мурибатун (живущие в рибате), а по-испански – альморавидами.
Эмиры Андалусии отправили к Юсуфу бен Тешуфину, вождю альморавидов, блестящее посольство в составе кади Севильи, Гранады, Кордовы и Бадахоса с богатейшими подарками. Юсуф, жаждавший новой войны с неверными, как великого праздника, охотно откликнулся на их приглашение. Но если бы эмиры могли знать тогда, какой бедой обернётся нашествие воинственных иноземцев для них самих!
ГРОЗНОЕ НАШЕСТВИЕ
Армия Юсуфа высадилась в Альхесирасе в начале июля 1086 года. Эта армия имела довольно экзотический вид: в неё входили кавалерийские эскадроны арабов, берберов и негров верхом на лошадях и верблюдах, пехотные отряды номадов Сахары с закрытыми чёрными покрывалами лицами и наёмные христианские латники.
С Юсуфом выступил даже отряд испанских рыцарей под командованием Гарсии Ордоньеса. Это чрезвычайно пёстрое по составу воинство представляло собой грозную силу ввиду своей многочисленности.
Альфонсо VI осаждал Сарагосу, когда ему доложили о прибытии армии Юсуфа. Быстро оценив размеры опасности, король распорядился немедленно снять осаду и отправить гонцов ко всем христианским королям полуострова.
Соединённое войско испанцев, включавшее отряды кастильцев, леонцев, арагонцев, наваррцев и бургундцев, встретилось с противником у Саллаки (Саграхаса) 23 октября 1086 года.
Накануне сражения Юсуф бен Тешуфин, следуя предписаниям Корана, предложил христианскому королю принять ислам и уплатить мусульманам дань. Альфонсо, рассвирепев, воскликнул в запальчивости:
— Эти паршивые собаки сами платили нам восемьдесят лет! Передайте Юсуфу, пусть готовится к бою!
Вождь альморавидов заранее внял этому совету, выстроив мусульманскую армию тремя отдельными корпусами…