12

Сейчас на базе танков что только не делают – тяжелые БТР и БРЭМ, машины поддержки танков, даже пожарные автомобили. Все это, конечно, не веяния последнего времени, такие аппараты широко применяли еще во вторую мировую. Я об этом заговорил вот по какой причине: у меня, как многие знают, есть серия «Бронеавтомобили Российской империи» (правда, вместо 3 статей в ней уже 7, в которых фигурируют и танки, что заставило переименовать серию в «Броня Российской империи»), в общем я в статьях сделал «заначку» в виде тракторного шасси для будущих машин (об этом в следующем посте серии), и когда в процессе работы искал зарубежные аналоги – оказалось, что их вагон и маленькая тележка. Поэтому, уважаемые коллеги, представляю Вам подборку различных вспомогательных машин на базе средних и тяжелых танков времен первой мировой войны (легкие пока оставим в покое, как и различные серийные варианты вроде Heavy Transport Tank Mk.IX и транспортера Gun Carrier).

Содержание:

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Сами ромбы были не самой удачной основой для переделки, но и их не обошла стороной такая судьба.

Например по мере получения танков Mk.IV более старые машины, которым посчастливилось уцелеть в «мясорубках» 1916-1917 гг., переделывались в танки снабжения и обозначались как «Tender». Они не несли никакого вооружения и спонсонов, а их грузоподъёмности хватало, чтобы обеспечить пять боевых танков типа Mk.IV – например, 40 машин Mk.I «Tender» использовались весной 1917 года во время боёв у Мессин. Кстати, и Mk.IV использовали таким образом (фото ниже).

Машины Первой Мировой на танковом шасси

Кроме того, некоторое количество Mk.II и Mk.III было переоборудовано в радиотанки, размещая в одном спонсоне аккумуляторную батарею, в другом – радиостанцию, а на рубке устанавливали мачту с антенной. Правда, работа радиостанции была возможна только на стоянке.

Более массовый Mk.IV и Mk.V переделывали более интенсивно, при том порой в очень необычные машины. Для начала их начали использовать как бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ) с установкой крана, а пятерку в опытном порядке оборудовали магнитным тралом (правда, эффективность оказалась минимальная).

Mk.IV в варианте БРЭМ и Mk.V с магнитным тралом

Mk.IV в варианте БРЭМ и Mk.V с магнитным тралом

После войны оставшиеся танки Mk.IV достаточно быстро заменили на более многочисленные Mk.V*, но и старым машинам нашлось применение. Например, один из танков оснас­тили специальным оборудованием для буксировки дирижаблей: проходимость, конечно, таким машинам была не очень нужна, но зато 27-тонную лохань было трудно перевернуть порывом ветра. Еще несколько других «демобилизованных» Mk.IV вообще превратили в … автобусы для «увеселительных прогулок», установив на их крыши платформы с бортами для перевозки публики.

Буксировщик дирижаблей и «омнибус» на базе Mk.IV

Буксировщик дирижаблей и «омнибус» на базе Mk.IV

Интересно, что средние танки Mk.A, B, C, несмотря на более прогрессивную платформу, для разных переделок практически не использовали.

ФРАНЦИЯ

Месье тоже знали толк в извращениях, притом извращались (правда в меньшей степени, чем томми) над своими средними танками Schneider CA1 и Saint-Chamond .

Незадолго до подписания перемирия танки СА-1 окончательно вывели из боёв, определив им роль машин снабжения. С них снимали вооружение и крыши, превращая в транспортеры грузов и экипажей, иногда из них делали вполне симпатичные гусеничные грузовики с грузовой платформой и оригинальной кабиной. До перемирия успели переделать 97 танков, часть из которых использовались как БРЭМ, при этом часто на бывшие танки устанавливали кран.

Грузовой транспортный с оригинальной кабиной и грузовой платформой и БРЭМ с краном

Грузовой транспортный с оригинальной кабиной и грузовой платформой и БРЭМ с краном

Самые оригинальные варианты на базе Schneider были связаны с установкой на них крупно­калибер­ной артиллерии. Существовало два варианта.

Первый представлял собой «триплекс», предусматривавший установку орудий и мортир калибра от 155 до 280 мм 240-мм гаубицы на гусеничное шасси с открытой платформой без бронезащиты. Орудие закреплялось жестко, поэтому наведение по горизонту осуществлялось только при полном повороте машины. Сама САУ была не совсем САУ, поскольку для ее буксировки был разработан специальный тягач-транспортер. Тем не менее, на «самоходках» имелись органы управления, которые размещались в передней части корпуса.

Второй вариант оказался более прогрессивным – 220-мм пушка (вероятнее всего это была Canon de 220mm L Mle1917 Schneider с длиной ствола 35 калибров), также установленная на гусенич­ное шасси, имела возможность наведения по горизонту в пределах 20°. Противооткатные функции выполнял наклонный лафет – под действием сил отдачи орудие откатывалось «в горку», откуда под собственным весом сползало на место.

220-мм САУ Schneider образца 1918 года

220-мм САУ Schneider образца 1918 года

Специализированные САУ делали и из Saint-Chamond, при том линейка повторяла таковую у машин Шнейдера.

Опытные САУ на базе танка Saint-Chamond (280-мм мортира, 220-мм короткоствольная гаубица, 194-мм пушка), 1919 г.

Опытные САУ на базе танка Saint-Chamond (280-мм мортира, 220-мм короткоствольная гаубица, 194-мм пушка), 1919 г.

Параллельно с танками поддержки с апреля 1917 г. выпускались танки снабжения (Le Char Kesson), отличавшиеся отсутствием вооружения и чаще всего использовавшиеся для буксировки подбитых машин и подвоза боеприпасов. Впоследствии 54 стандартных танка, отвергнутых армией, были переделаны именно в этот вариант. Полученные таким образом аналоги британских «тендеров» с успехом использовались не только французскими, но и американскими войсками.

Далее, в ходе 1-й Мировой войны французскими инженерами предпринимались попытки приспособить этот не особо удачный танк для других целей. В 1918 году на базе М1917 концерном FAMH была разработана подвижная мостовая опора, оборудованная электромотором. От танка оставили только базовое шасси, на котором монтировался переработанный корпус и мост выдвижной конструкции. По проекту, мостоукладчик должен был управляться дистанционно. Войдя на некоторое расстояние в воду, он наводил мост. Машина получила название “hydrochenille” и была достаточно перспективной, но в декабре 1918 года все работы по ней были прекращены.

Варианты Le Char Kesson и Hydrochenille, построенные на базе Saint-Chamond

Варианты Le Char Kesson и Hydrochenille, построенные на базе Saint-Chamond

ГЕРМАНИЯ

Если строительство машин на базе танков англичанами и французами – это вполне нормальное явление (они выпускали тысячи танков), то по количеству вариантов их всех переплюнули немцы. Из 100 шасси A7V только 22 использовали для постройки серийных танков, причем с двух шасси бронекорпуса и вооружение были вскоре сняты, одно шасси использовано при постройке опытного A7VU. Но и шасси, не использованные для танков, нашли применение на фронте.

Funkwagen — передвижная радиостанция. Не одной фотографии я не нашел, но как я понял, это был пулеметный вариант танка с антенной, которая крепилась на нескольких стойках вдоль корпуса. Навряд ли их было построено больше одной, а возможно, она так и осталась в проекте; такая же история была и у артиллерийского тягача – Artilleriezugmaschine.

Ǘberlandwagen (можно перевести как «машина для дальних поездок», хотя упоминается также и обозначение Geländewagen — «машина повышенной проходимости») обычно называют «тракторами», хотя точнее будет отнести их к разряду гусеничных транспортеров. Грузоподъемность составляла 8–10 т, усилие на буксирном крюке — до 15 т. Большую часть кузова машины занимала грузовая платформа, огороженная откидными деревянными бортами. Борта могли наращиваться, машина возила с собой брезентовый тент для укрытия грузов.

Передний и задний края платформы также далеко выдавались за гусеничный обвод, а посередине ее возвышалась крытая рубка с двигательным отсеком и кабиной водителя, причем по бокам от рубки на платформе оставались проходы. Рубка имела жесткую крышу и двустворчатые двери по обоим бортам. Дабы при движении по дорогам машина не обрывала телеграфные и электрические провода или экипаж не попал под оборванный провод, вдоль бортов крепились дугообразные скобы. На машину могли устанавливаться прожекторы – по одному под платформой спереди и сзади и два поворотных под потолком рубки. Трактор-транспортер имел экипаж три человека, весил 18 т, с полной нагрузкой – 28 т, по проходимости был практически аналогичен танку A7V, запас хода составлял 48 км.

Трактора-транспортеры использовались вместе с частично бронированными грузовиками для снабжения войск в боевой зоне.

Ǘberlandwagen

Ǘberlandwagen

Schützengrabenbagger — военный траншейный экскаватор (роторного многоковшового типа) на базе шасси тяжёлого танка A7V, оборудование для которых поставляли фирмы «Орренштайн унд Коппель» (Берлин) и «Везерхютте» (Бад-Осенхаузен). Некоторые источники говорят о 60-80 построенных машинах, но думаю, что их было меньше.

Schützengrabenbagger, 1918 г.

Schützengrabenbagger, 1918 г.

Но самый интересный агрегат назывался Panzerflak — самоходная зенитная установка, которая представляла собой платформу тягача «Überlandwagen», вооруженную трофейными русскими «трехдюймовками» (7,62cm Raupenflakruss1902). 7,62cm Raupenflak *Russ1902*, поскольку на восточном фронте немцами было захвачено значительное количество 7,62-см орудий РИА. Часть из них – 600 шт. – была использована немцами для нужд ПВО. Они сохраняли родной калибр, и немцы даже изготавливали для них боеприпасы калибра 7,62 см.

Вообще есть данные что в 1918 году компания Круппа на базе 4-х Ǘberlandwagen изготовила четыре передвижные установки ПВО:

1 установка была вооружена 7.7 см Ballon abwehr kanone системы Круппа.

2 – трофейными 7,62-см русскими пушками образца 1902 года.

1 (по непроверенным данным) – трофейными французскими пушками калибра 7,5 см.

На длинной платформе A7V Ǘberlandwagen смонтировали две зенитные пушки – спереди и сзади рубки. Установки обеспечивали орудиям круговой обстрел и углы возвышения до 70°, причем, подобно тем же «моторным орудиям», можно было вести огонь и под небольшими углами – по наземным целям. Двигательный отсек закрывался легким бронированием – видимо, для защиты от гильз. Борта кузова на позиции откидывались, увеличивая размеры площадок для работы расчетов, но оставались ограждения вдоль бортов. Возимый боекомплект – от 168 до 200 выстрелов, имелись крепления пушек по-походному (стволы разворачивались к рубке).

Два шасси, вооруженные 76-мм пушками, стали основой для «зенитных батарей» K-Flak Battery 17 и 18, а вооруженное германскими 77-мм пушками – K-Flak Battery 16. В августе 1918 года эти установки воевали на западном фронте. По результатам их эксплуатации были выявлены следующие недостатки – застрявшую или сломавшуюся САУ невозможно было буксировать даже двумя тягачами Даймлер-Шлеппер. А сильная вибрация и загазованность мешала вести огонь на ходу и демаскировала САУ на поле боя.

Два варианта Panzerflak с 7.7-см орудиями Ballon abwehr kanone системы Круппа и 7,62-см русскими пушками образца 1902 года.

Два варианта Panzerflak с 7.7-см орудиями Ballon abwehr kanone системы Круппа и 7,62-см русскими пушками образца 1902 года.

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account